Екатеринбург |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А76-3891/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С.В., Тороповой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании путем использования веб-конференции кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Писаренко Александра Владимировича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.08.2021 по делу N А76-3891/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем онлайн принял участие представитель предпринимателя - Московец В.В. (доверенность от 26.10.2021).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 02.02.2021 N 2171-пс, об обязании устранить допущенное нарушение закона путем заключения с предпринимателем без проведения торгов договора на размещение нестационарного торгового объекта - нестационарного кафе (временного типа) "Перекресток" (г. Копейск, п. Октябрьский, ул. Российская, 14), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:07:1303001:1547, площадью 121 кв. м).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее -Администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 решение суда остановлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель, ссылаясь на положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), считает, что внесение 20.02.2018 изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) не является основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО с заявителем, поскольку НТО ранее был включен в схему. Предприниматель не согласен с выводом суда о том, что кафе вообще не могло быть включено в схему, поскольку не является нестационарным объектом торговли. Заявитель отмечает, что 10.01.2019 предприниматель обращался с заявлением о заключении договора без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании распоряжения Администрации от 22.11.2012 N 2179р между Управлением (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 88-12 от 26.11.2012, по условиям п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 74:07:1303001:1547, местоположение (имеющий адресные ориентиры): г. Копейск, ул. Российская, 14 для эксплуатации временного нестационарного кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 121 кв. м.
В силу п. 2.1 договора от 26.11.2012 N 88-12 срок аренды участка установлен с 22.11.2012 по 22.10.2013.
После истечения срока действия договора от 26.11.2012 N 88-12 на основании постановления Администрации от 13.02.2014 N 472-п, между Управлением (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен новый договор аренды в отношении того же земельного участка, занимаемого временным нестационарным кафе, для эксплуатации указанного временного нестационарного кафе.
В силу п. 2.1 договора N 22-14 от 18.02.2014 срок аренды участка установлен с 13.02.2014 по 13.01.2019.
Постановлением Администрации от 16.04.2014 N 1170-п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа, в которую под номером 168 было включено кафе по адресу: г. Копейск, ул. Российская, 14, на земельном участке площадью 121 кв. м, принадлежащее предпринимателю.
Постановлением Администрации от 20.02.2018 N 378-п схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа была изложена в новой редакции, из которой вышеуказанное кафе предпринимателя исключено.
Названное постановление опубликовано в газете "Копейский рабочий" от 28.02.2018 N 15 (17947).
В связи с истечением срока действия договора аренды от 18.02.2014 N 22-14 предприниматель обратился в Управление с заявлением от 21.01.2021 о заключении без проведения торгов нового договора на размещение нестационарного торгового объекта - кафе "Перекрёсток", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:07:1303001:1547, площадью 121 кв. м.
Письмом Управления от 02.02.2021 N 2171-пс предпринимателю отказано в заключении договора на размещение спорного нестационарного торгового объекта без проведения торгов, поскольку испрашиваемое место размещения нестационарного торгового объекта не включено в актуальную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа, утвержденную постановлением Администрации от 16.04.2014 N 1170-п (с изменениями и дополнениями).
Полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
К таким случаям, в том числе, относится размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РР).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
На территории Челябинской области порядок размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Порядок от 25.01.2016 N 5-П).
Согласно пункту 7 Порядка N 5-П при формировании Схемы в нее подлежат включению места размещения всех нестационарных торговых объектов, установленных на законных основаниях на дату ее формирования на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также местонахождение планируемых к размещению нестационарных торговых объектов. Утверждение Схемы, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
В силу пункта 17 Порядка N 5-П основанием для отказа во включении местонахождения новых нестационарных торговых объектов в проект Схемы является, в том числе, размещение нестационарного торгового объекта в месте, указанном в заявлении, размещение в котором не допускается в соответствии с требованиями земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о защите прав потребителей, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства в области охраны окружающей среды, в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
В целях исполнения названных Закона и Порядка N 5-П в муниципальном образовании "Копейский городской округ" было принято решение Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.10.2015 N 18-МО "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа" (далее - Положение N 18-МО).
Согласно пункту 2 Положения N 18-МО размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа осуществляется в соответствии с утвержденной администрацией городского округа схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа. Торги проводятся в Порядке, установленном в приложении к настоящему Положению.
Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по инициативе администрации городского округа либо по заявлениям субъектов торговли. Решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов принимается комиссионно. Состав комиссии и регламент ее работы утверждаются администрацией городского округа.
Пунктом 6 Положения N 18-МО установлено, что субъект торговли - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном федеральным законодательством порядке. Нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа осуществляется только в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа. Один лот включает в себя право на заключение договора на размещение одного нестационарного торгового объекта (пункт 7 Положения N 18-МО).
Новым Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа, утверждённым решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03.07.2020 N 894-МО (далее - Порядок N 894-МО), установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Копейского городского округа осуществляется только в местах, предусмотренных Схемой размещения НТО (далее - Схема НТО), разработанной и утвержденной в соответствии с Порядком N5-П и договора на размещение НТО, заключенного по результатам торгов в виде аукциона на право заключения договора на размещение НТО либо, в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, без проведения торгов.
Договор на размещение НТО заключается по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, либо в случаях, установленных в разделе VI настоящего Порядка, без проведения торгов (пункт 8 Порядка N 894-МО).
Согласно пункту 32 Порядка N 894-МО без проведения торгов договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой НТО, заключается в случаях:
1) размещение на новый срок НТО, расположенного в соответствии со Схемой НТО в месте размещения, предусмотренном ранее заключенным договором на размещение НТО (договором аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО), при одновременном соблюдении следующих условий: а) хозяйствующий субъект надлежащим образом исполнил свои обязанности по ранее заключенному договору на размещение НТО (договору аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО), в том числе не допустил нарушения существенных условий договора; б) срок действия ранее заключенного договора не истек на дату вступления в силу настоящего Порядка; в) заявление о заключении договора на размещение НТО подано хозяйствующим субъектом в срок не позднее чем за девяносто календарных дней до дня истечения срока действия ранее заключенного договора на размещение НТО (договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО), а в случае, если срок действия ранее заключенного договора составляет менее трех месяцев, - не позднее чем за тридцать календарных дней; г) размер платы за размещение на новый срок НТО определяется по результатам рыночной оценки, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу Управления в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
2) размещение НТО при предоставлении хозяйствующему субъекту компенсационного места для размещения НТО в соответствии с разделом VII настоящего Порядка;
3) размещение НТО хозяйствующим субъектом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, при условии, что его заявка соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, а также хозяйствующим субъектом, признанным единственным участником аукциона;
4) размещение НТО единственным подавшим заявление хозяйствующим субъектом, принявшим на себя обязательство осуществлять в нестационарном торговом объекте продажу газет, журналов и книг на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет, журналов и книг на бумажном носителе в их товарообороте составляет не менее 40 % товарооборота, в соответствии с пунктом 42 настоящего Порядка. Учет торговой выручки от продажи газет, журналов и книг на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров ведется раздельно;
5) размещение на срок один год НТО, расположенного в соответствии со Схемой НТО, предусмотренном ранее заключенным договором аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО (договором на размещение НТО), срок действия которого истек на дату вступления в силу настоящего Порядка, но не ранее 1 марта 2015 года, если хозяйствующий субъект продолжает пользоваться земельным участком (землями), при одновременном соблюдении следующих условий: а) отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по арендной плате по ранее заключенному договору аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО, на дату подачи заявления, а также внесения арендной платы в полном объеме за период после истечения действия договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО, до даты подачи заявления (отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по плате по ранее заключенному договору на размещение НТО на дату подачи заявления, а также внесение платы в полном объеме за период после истечения действия договора на размещение НТО до даты подачи заявления); б) хозяйствующий субъект берет на себя обязательство разместить НТО, внешний вид которого соответствует требованиям, содержащимся в Правилах благоустройства Копейского городского округа, или привести внешний вид размещенного НТО в соответствии с указанными требованиями.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что срок действия договора N 22-14 от 18.02.2014 установлен до 13.01.2019, тогда как предприниматель только 21.01.2021 обратился в Управление с заявлением о заключении без проведения торгов нового договора на размещение НТО - кафе "Перекрёсток", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 74:07:1303001:1547, площадью 121 кв. м.
На момент обращения предпринимателя с указанным заявлением кафе "Перекрёсток" отсутствовало в схеме размещения НТО на территории Копейского городского округа.
Установив, что предприниматель не отвечал условиям, указанным в пункте 32 Порядка N 894-МО (кафе "Перекрёсток" не включено в Схему, срок действия ранее заключенного договора истек, заявление о заключении договора на размещение НТО подано позднее, чем за 90 календарных дней до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО), необходимым для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в заключении договора являлся законным и обоснованным.
В удовлетворении заявления отказано правомерно.
Довод заявителя о том, что 10.01.2019 предприниматель обращался с заявлением о заключении договора без проведения торгов, отклонятся. Ранее указанный довод в судах нижестоящих инстанций не заявлялся. Сведений о том, что по результатам заявления от 10.01.2019 предпринимателем обжаловалось бездействие либо отказ в заключении договора аренды, материалы дела не содержат.
Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.08.2021 по делу N А76-3891/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Писаренко Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1, 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2022 г. N Ф09-355/22 по делу N А76-3891/2021