Екатеринбург |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А47-8789/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Рябовой С.Э, Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2021 по делу N А47-8789/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Простор" (далее общество "Простор", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к учреждению, некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее -фонд, региональный оператор) о взыскании 500 299 руб. 98 коп. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту по договору от 25.05.2018 N РТС256А180216(Д), 7860 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.02.2019 по 19.04.2019 (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ОренИнжиниринг".
Решением суда от 27.08.2021 исковые требования к учреждению удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требования к фонду отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к учреждению, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что необходимость и возможность заключения договора подряда с обществом обусловлена исключительно переданными региональным оператором на безвозмездной основе функций технического заказчика работ в соответствии с частью 4 статьи 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-VОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" с учетом договора о передаче функции технического заказчика заключенного между фондом и учреждением; согласно пункту 1.2 договора о передаче функции технического заказчика функции технического заказчика учреждением осуществляются на безвозмездной основе, в связи с чем денежные средства, предназначенные для оплаты работ, находятся в фонде, а не у учреждения. Заявитель полагает, что заказчиком в данном случае выступает фонд, на котором и лежит обязанность по оплате выполненных работ, учреждение является ненадлежащим ответчиком. По мнению заявителя, судами дана неверная оценка условиями договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между 25.05.2018 между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен договор от 25.05.2018 N РТС256А180216(Д) на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 16, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по капитальному ремонту объектов, указанных в приложении N1 к настоящему договору, включая подготовительные работы и сдачу объекта в эксплуатацию, а также иные неразрывно связанные с объектом работы, в том числе в течение гарантийного срока в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, Т3 и приложения N12 к настоящему договору, СД, НПА, в установленные настоящим договором сроки и на основании утвержденной стоимости работ (пункт 2.1 договора).
Объем и состав работ, выполняемых подрядчиком по объекту, определен в соответствии с ТЗ в приложении N 12 к договору, СД, НПА и должен обеспечивать нормальную эксплуатацию объекта по завершению работ (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора срок выполнения работ составляет 120 дней с момента заключения договора.
На основании пункта 3.2 договора сроки и этапы выполнения работ по объекту определяются календарными планами выполнения работ по объекту (приложение N 11 к договору) и не могут превышать срок, установленный в пункте 3.1 настоящего договора.
В силу пункта 3.3 датой фактического завершения выполнения работ по объекту считается дата подписания заказчиком акта приемки работ по капитальному ремонту"; датой фактического окончания выполнения работ по договору считается дата подписания заказчиком последнего акта приемки работ по капитальному ремонту по последнему объекту по последнему виду работ (пункт 3.4 договора).
Стоимость работ составляет 3 998 719 руб. 66 коп. и подтверждается локальным сметным расчетом (пункт 4.1 договора).
Расчеты по договору осуществляются в рублях Российской Федерации платежным поручением путем безналичного перечисления денежных средств (пункт 4.7 договора).
Согласно пункту 4.8 аванс может перечисляться подрядчику в размере не более 30% от общей стоимости работ по объекту в 21-дневный срок после заключения договора по объекту по письменному обращению подрядчика к заказчику. Перечисление авансового платежа осуществляется некоммерческой организацией "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - региональный оператор) на основании поручения заказчика.
В силу пункта 4.9 договора расчет за фактически выполненные работы по объекту производится путем перечисления денежных средств региональным оператором (некоммерческой организацией "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области") на расчетный счет подрядчика на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3), подписанных сторонами в 60-дневный срок с даты подписания заказчиком указанных документов, на основании поручения заказчика.
На основании пункта 4.10 договора акт приемки работ по капитальному ремонту (приложение N 2 к договору) должен быть согласован с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления и государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Согласно пункту 5.1.9 договора заказчик обязан оплачивать выполненные подрядчиком работы согласно разделу 4 договора.
В обязанности подрядчика входит: - выполнить в соответствии с требованиями и условиями договора, НПА, СД, ТЗ (приложения N 12 к договору) в счет стоимости, установленной разделом 4 договора, за свой риск, своими и (или) привлеченными силами и средствами работы, указанные в разделе 2 договора, в объеме и сроки, предусмотренные в договоре и приложениях к нему, и сдать заказчику объект, в состоянии, позволяющем производить эксплуатацию в соответствии с СНиП, СП, РД и иными НПА, действующими на территории РФ и Оренбургской области (пункт 5.3.1); - гарантировать качество выполнения работ, качество материалов, оборудования и комплектующих изделий, применяемых им для производства работ, и их соответствие действующим СНиП, ГОСТ, ВСН, ТУ, указанными в ТЗ (приложение N 12 к договору) и иными НПА, действующим на территории РФ и Оренбургской области (пункт 5.3.2); - нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение работ по договору, в том числе привлеченными субподрядчиками, за координацию их деятельности (пункт 5.3.3); - руководствоваться при выполнении работ по объекту НПА, СД, ТЗ (приложение N 12 к договору), договором и приложениями к нему, требованиями заказчика и представителя строительного контроля (технического надзора) (пункт 5.3.4); - обеспечить выполнение работ по объекту в сроки, установленные календарным планом выполнения работ по объекту (приложение N 11 к договору) (пункт 5.3.5).
В соответствии с пунктом 6.23 договора при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Порядок сдачи и приемки работ по договору состоит из нескольких этапов, которые указаны в разделе 7 договора.
Так, на основании пункта 7.1 договора подрядчик не менее чем за пять дней до завершения работ по капитальному ремонту уведомляет в письменном виде или на электронный адрес представителя строительного контроля (технического надзора) о готовности к сдаче выполненных работ по объекту и оформляет всю техническую и исполнительную документацию в соответствии с приложением N 9 к договору, КС-2, КС-3.
В течение 3 (трех) рабочих дней представитель строительного контроля (технического надзора), совместно с подрядчиком в назначенном месте приступает к приемке работ, проверке качества выполненных работ, а также проверке всей исполнительной и технической документации, проверке достоверности сведений, полноты и качества, имеющейся в представленной подрядчиком документации, в том числе, в общем журнале работ, КС-2, КС-3. По результатам указанной приемки оформляется вся техническая и исполнительная документация, КС-2, КС-3 (пункт 7.2 договора).
Сдача подрядчиком выполненных работ по капитальному ремонту строительному контролю (техническому надзору), подтверждается КС2, исполнительной и технической документацией, согласованными с уполномоченным представителем строительного контроля (технического надзора) (пункт 7.3 договора).
На основании пункта 7.4 согласованные уполномоченным представителем строительного контроля (технического надзора) КС-2, исполнительная и техническая документация направляются подрядчиком сопроводительным письмом в адрес заказчика.
Согласно пункту 7.6 заказчик после получения от подрядчика комплекта документов: КС-2, КС-3, исполнительной и технической документации, согласованных с уполномоченным представителем строительного контроля (технического надзора), принимает решение о приемке выполненных работ и путем направления заказного письма, либо письма на электронный адрес, либо факсограммой уведомляет подрядчика, строительный контроль (технический надзор), государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области, орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится многоквартирный дом, представителя лица, осуществляющего управление многоквартирным домом и (или) ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии), представителя собственников помещений (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме) о комиссионной приемке работ по капитальному ремонту, о месте и времени их приемки. Дата комиссионной приемки должна быть установлена не ранее, чем через 10 дней с момента направления уведомления, указанного в настоящем пункте.
При наличии обоснованных замечаний со стороны членов комиссии, указанных в пункте 7.6 договора, составляется акт выявленных замечаний в процессе приемки выполненных работ (приложение N 7 к договору), в котором фиксируется перечень дефектов, недоделок, недостатков и сроки их устранения подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные дефекты, недоделки, недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте выявленных замечаний в процессе приемки выполненных работ (Приложение N 7 к договору), обеспечив при этом сохранность объекта (пункт 7.7 договора).
После устранения замечаний, указанных в акте выявленных замечаний в процессе приемки выполненных работ (приложение N 7 к договору) подрядчик повторно предъявляет работы к сдаче (пункт 7.8 договора).
Обществом в адрес учреждения направлена претензия об оплате работ.
Учреждением представлен ответ на претензию, в котором сообщено, что заказчик отказался от подписания актов выполненных работ в связи выявленными нарушениями.
После представления КС-2, КС-3, исполнительной, технической документации, согласованных с организацией строительного контроля, приемочной комиссией 16.11.2018 приняты работы и оплачены заказчиком в размере 3 187 180 руб. 02 коп.
Поскольку в полном объеме работы не оплачены, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск к учреждению, суды исходили из следующего.
На основании положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Приемка ответчиком выполненных работ влечет возникновение обязанности по их оплате (ст. 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
На основании пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт приемки работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.200 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ.
Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" следует, что статья 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность составления одностороннего акта, защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. При этом подрядчик должен известить заказчика о завершении работ по договору и вызвать его для участия в приемке результата работ (по аналогии услуги).
Односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты (пункт 14 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении, суды установили, что истцом работы выполнены качественно, в полном объеме, стоимость работ составляет 3 687 480 руб.
Принимая во внимание, что работы оплачены частично, долг составляет 500299 руб.98 коп., суды, в отсутствие доказательств оплаты работ в полном объеме, правомерно взыскали 500 299 руб. 98 коп. долга, 7860 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком является фонд, поскольку он является заказчиком, являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Действительно, на основании договора о передаче функций технического заказчика фонд передал учреждению функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Вместе с тем, оценив условия договора подряда от 25.05.2018 с учетом положений ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в договоре отсутствуют сведения о том, что учреждение выполняет функции технического заказчика; учитывая также, что пунктом 5.1.9 указанного договора обязанность по оплате выполненных подрядчиком работ возложена на учреждение, суды пришли к выводу о том, что обязанной стороной для истца выступает именно учреждение, как сторона по договору, которой фондом делегированы соответствующие полномочия.
Иные доводы заявителя отклоняются, поскольку не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2021 по делу N А47-8789/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
М.В.Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком является фонд, поскольку он является заказчиком, являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Действительно, на основании договора о передаче функций технического заказчика фонд передал учреждению функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Вместе с тем, оценив условия договора подряда от 25.05.2018 с учетом положений ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в договоре отсутствуют сведения о том, что учреждение выполняет функции технического заказчика; учитывая также, что пунктом 5.1.9 указанного договора обязанность по оплате выполненных подрядчиком работ возложена на учреждение, суды пришли к выводу о том, что обязанной стороной для истца выступает именно учреждение, как сторона по договору, которой фондом делегированы соответствующие полномочия."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2022 г. N Ф09-238/22 по делу N А47-8789/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-238/2022
08.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14642/2021
27.08.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8789/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8789/19