Екатеринбург |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А50-10463/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" (далее - товарищество, ТСЖ) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.07.2021 по делу N А50-10463/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция) от 31.03.2021 N 2012.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.07.2021 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 (судьи Васильева Е.В., Муравьева Е.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению кассатора, требования о предоставлении реестра собственников МКД любому обратившемуся лицу не соответствуют положениям ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Полагает, что при направлении запроса должно быть указано лицо, являющееся является инициатором собрания, а также предполагаемая повестка собрания. В свою очередь ТСЖ "Ленина, 10" как оператор по обработке персональных данных не вправе предоставлять реестры собственников с персональными данными по любым запросам. Указывает на отсутствие возможности созыва собрания ТСЖ иными лицами, кроме Председателя Правления, Правления и Ревизионной комиссии, в связи с чем, необходимость предоставления реестра членов ТСЖ по заявлению заявителя Шиловой О.Н. - отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) зарегистрировано заявление Шиловой О.Н. председателю ТСН "ТСЖ "Ленина, 10" о предоставлении реестра собственников многоквартирного дома N 10 по улице Ленина города Перми и реестра членов товарищества для проведения собрания собственников указанного многоквартирного дома. На заявление гражданина 19.02.2021 товариществом направлен отказ в предоставлении информации.
Через ГИС ЖКХ гражданка Шилова О.Н. 23.02.2021 обратилась с жалобой на действия товарищества.
В целях рассмотрения обращения Шиловой О.Н. и на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 12.03.2021 N 2012 в отношении ТСН "ТСЖ "Ленина, 10" проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 31.03.2021 N 2012.
В ходе проверки инспекцией установлено, что товарищество по запросу Шиловой О.Н. - собственника жилого помещения многоквартирного дома N 10 по улице Ленина города Перми, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме, не представило реестр собственников помещений в многоквартирном доме.
В целях устранения выявленного нарушения товариществу выдано предписание от 31.03.2021 N 2012, обязывающее в срок до 23.04.2021 предоставить собственнику реестр, содержащий информацию, предусмотренную частью 3.1 статьи ЖК РФ.
Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции поддержала апелляционная коллегия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как верно заключили суды, в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме должна быть указана цель его получения - для созыва и проведения общего собрания. При этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, а также указания в запросе повестки собрания, законом не предусмотрена.
Указанная норма не устанавливает обязательности приложения к запросу о предоставлении реестра собственников документального подтверждения извещения инициатором запроса о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений. В таком запросе собственнику необходимо указать, что он запрашивает реестр в целях созыва или организации проведения собрания.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае такая цель получения реестра собственников была указана в заявлении Шиловой О.Н.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из подпункта "а" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр, обязательным приложением к протоколу общего собрания собственников является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
Согласно пункту 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме должны быть составлены с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, что предполагает наличие в них определенной информации, а именно сведений, не нарушающих прав названных лиц.
При этом как было ранее указано, согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, отказ товарищества в предоставлении Шиловой О.Н. реестра собственников помещений в многоквартирном доме противоречит части 3.1 статьи 45 ЖК РФ и препятствует ей провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Из содержания статей 44, 45 ЖК РФ следует, что любой собственник помещении в многоквартирном доме может инициировать проведение общего собрания собственников.
При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, в связи с чем, основания для признания предписания недействительным отсутствуют.
Доводы о том, что исполнение запроса собственника приводит к нарушению требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" правомерно отклонены судами со ссылкой на пункт 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Рассмотрев довод о том, что уставом не предусмотрено право и порядок по предоставлению по инициативе собственников реестра собственников помещений в многоквартирном доме, суды указали, что положения устава не могут противоречить действующему жилищному законодательству, а обязанность по предоставлению возложена на товарищество частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ.
С учетом изложенного предписание инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.07.2021 по делу N А50-10463/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме должны быть составлены с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, что предполагает наличие в них определенной информации, а именно сведений, не нарушающих прав названных лиц.
При этом как было ранее указано, согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, отказ товарищества в предоставлении Шиловой О.Н. реестра собственников помещений в многоквартирном доме противоречит части 3.1 статьи 45 ЖК РФ и препятствует ей провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Из содержания статей 44, 45 ЖК РФ следует, что любой собственник помещении в многоквартирном доме может инициировать проведение общего собрания собственников.
...
Доводы о том, что исполнение запроса собственника приводит к нарушению требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" правомерно отклонены судами со ссылкой на пункт 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Рассмотрев довод о том, что уставом не предусмотрено право и порядок по предоставлению по инициативе собственников реестра собственников помещений в многоквартирном доме, суды указали, что положения устава не могут противоречить действующему жилищному законодательству, а обязанность по предоставлению возложена на товарищество частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2022 г. N Ф09-628/22 по делу N А50-10463/2021