Екатеринбург |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А07-14868/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Типография Феникс" (далее - ООО "Типография Феникс", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2021 по делу N А07-14868/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
ООО "Типография Феникс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 2 по РБ, инспекция, административный орган) и Министерству финансов Республики Башкортостан о признании постановления МИФНС России N 2 по РБ N 027620219070/8а от 21.05.2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 4 567 руб. 50 коп.; о взыскании судебных расходов на юридические услуги в размере 70 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2021 (резолютивная часть от 27.09.2021) по делу N А07-14868/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 (судья Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Типография Феникс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Настаивает на существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.
По мнению кассатора, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были рассмотрены все юридически значимые обстоятельства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, при проведении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО "Типография Феникс" в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", иными актами органов валютного регулирования установлено, что обществом заключен трудовой договор с гражданином Армении Сируняном Валерием Арменовичем (далее - Сирунян В.А.).
Из кассы ООО "Типография Феникс" выплачена заработная плата наличными денежными средствами Сируняну В.А. в сумме 6 090 рублей, согласно платежной ведомости от 29.11.2019 N 11.
Заработная плата выплачена путем выдачи наличных денежных средств чем, по мнению инспекции, было нарушено требование части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).
Это обстоятельство явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 19.04.2021 N 027620219070/8а.
Постановлением N 027620219070/8а от 21.05.2021 ООО "Типография Феникс" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 567 руб. 50 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии и доказанности в действиях заявителя наличия состава вмененного административного правонарушения.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объективная сторона этого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального законам N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
В рассматриваемой ситуации привлеченный обществом работник Сирунян В.А. является иностранным гражданином и не имел вида на жительство на территории Российской Федерации (что установлено административным органом и обществом не оспаривается), то есть является нерезидентом (документы, подтверждающие наличие вида на жительство обществом не представлены). При этом, обществом осуществлялась выплата указанному лицу заработной платы наличными денежными средствами.
Таким образом, судами установлено, что общество, являющееся резидентом, совершало валютную операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России (пункт 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным, а также обоснованно указали на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Примененный инспекцией размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности не нарушен.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Относительно доводов о допущенных административным органом процессуальных нарушениях, суды установили, что материалами дела подтверждено надлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен в присутствии представителя общества, подписи которого содержатся в соответствующих графах протокола о разъяснении процессуальных прав и об ознакомлении с протоколом. Также в протокол внесены рукописные замечания представителя общества, из которых следует, что представитель общества с протоколом не согласен, протокол вручен представителю в готовом виде, без истребования объяснений привлекаемого лица, а также приведены пояснения по существу содержания протокола.
Таким образом, материалами дела подтверждены как факт участия представителя в составлении протокола, так и факт обеспечения административным органом процессуальных прав привлекаемого лица путем разъяснения его представителю таких прав и предоставления ему возможности дать письменные пояснения.
КоАП РФ не установлено требование об обязательном составлении полностью всего текста протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Юридическое составление протокола об административном правонарушении предполагает соблюдение установленной КоАП РФ процедуры его составления. Такая процедура направлена на соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и предполагает, в том числе право лица, привлекаемого к административной ответственности, быть извещенным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, в том числе с протоколом об административном правонарушении, давать свои объяснения и представлять замечания на протокол. Поэтому само по себе фактическое составление административным органом текста протокола об административном правонарушении заблаговременно, но при соблюдении прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не означает нарушение процедуры его составления, установленной КоАП РФ.
Таким образом, довод общества о допущенных при составлении протокола об административном правонарушении существенных процессуальных нарушениях отклонен, как не основанный на материалах дела.
О рассмотрении дела об административном правонарушении 21.05.2021 заявитель извещен надлежащим образом, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении обществу 18.05.2021 копии соответствующего определения.
Из содержания оспоренного постановления следует, что оно вынесено 21.05.2021 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, проведенного с участием представителя общества Обухова Д.Н.
Суд округа соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что допущенное инспекцией процессуальное нарушение, выразившееся в не объявлении резолютивной части постановления немедленно по окончанию рассмотрения дела об административном правонарушении, не повлияло на полноту и правильность рассмотрения дела об административном правонарушении, ввиду следующего.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В настоящем случае допущенное инспекцией процессуальное нарушение не повлияло на полноту и правильность рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности материалами дела подтверждено, процессуальные права привлекаемым к ответственности лицом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении фактически реализованы.
То есть, допущенное процессуальное нарушение в рассматриваемой ситуации нельзя признать основанием для отмены оспоренного постановления в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оснований для иных суждений суд округа не усматривает.
Несогласие общества с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, повлиявших на исход дела, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2021 по делу N А07-14868/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Типография Феникс" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не усмотрели оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным, а также обоснованно указали на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Примененный инспекцией размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности не нарушен.
...
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2022 г. N Ф09-1271/22 по делу N А07-14868/2021