Екатеринбург |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А34-11867/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Водный Союз" (далее - общество, АО "Водный Союз", заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2021 по делу N А34-11867/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
АО "Водный Союз" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, административный орган) от 25.08.2020 N 14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.09.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель в жалобе приводит довод о том, что часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, в связи с этим полагает, что вменяемое ему не предоставление сведений в целях контроля за выполнением инвестиционных программ не образует состав указанного правонарушения.
АО "Водный Союз" считает, что истребованные запросом от 27.05.2020 N 06/1696 сведения не являлись необходимыми департаменту для корректировки тарифов АО "Водный Союз" на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на 2021 год, поскольку в предусмотренном законом порядке никакой корректировки тарифа не проводилось, так как тарифное дело не открывалось и не рассматривалось, экспертное заключение не выносилось. Полагает, что в отсутствии корректировки тарифа как таковой, факт предоставления или непредоставления запрошенных сведений и документов не мог повлиять на корректировку тарифа. Учитывая, что административный орган истребовал у заявителя сведения и документы, не влияющие на установление, изменение или корректировку тарифа на подключение (поскольку никакой корректировки тарифа и не проводилось), соответственно непредоставление истребованных сведений и документов не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Заявитель в жалобе настаивает на том, что указанные в запросе сведения истребованы в отсутствие законных оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, у заявителя отсутствовала обязанность по исполнению содержащихся в этом запросе требований, как предъявленных в целях установления, изменения, введения или отмены тарифов. Указывает, что непредставление или предоставление в неполном объеме обществом ответа на такой запрос не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Общество считает, что на него возложена обязанность по предоставлению информации необходимой для выполнения контроля путем предоставления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартальных и ежегодных отчетов о выполнении инвестиционной программы. Указывает, что заявителем предоставлялись департаменту ежеквартальные и ежегодные отчеты о выполнении инвестиционной программы в период с 2013 по 2020 года. В связи с этим оснований для истребования указанных в запросе от 27.05.2020 N 06/1696 документов и сведений не имеется.
В жалобе АО "Водный Союз" приводит довод о том, что истребованные запросом от 27.05.2020 N 06/1696 сведения не относятся к информации, которая может быть истребована в рамках контроля за выполнением инвестиционных программ. Полагает, что фактически АО "Водный Союз" привлечено к административной ответственности за непредоставление путевых листов (которые не были представлены на день рассмотрения дела, а представлены на следующий день). Полагает, что путевые листы запросом от 27.05.2020 N 06/1696 не истребовались и обязанность общества по их предоставлению департаментом не доказана.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 288.2 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением департамента от 20.08.2013 N 25-1 "Об утверждении инвестиционной программы по развитию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых АО "Водный Союз" в границах муниципального образования города Кургана, на 2013-2021 годы и установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения" утверждена соответствующая инвестиционная программа.
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 5, части 3 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), в целях исполнения задания директора от 25.05.2020 на проведение мероприятий по систематическому наблюдению за соблюдением требований в области контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем департаментом в адрес АО "Водный Союз" направлен запрос о представлении следующих документов и информации: мотивированных объяснений, дополнительной информации и подтверждающих документов по всем вопросам, указанным в отчете департамента по результатам проведения анализа подтверждающих документов, представленных в департамент АО "Водный Союз" по выполнению мероприятий по модернизации сетей водоснабжения и водоотведения за период 2013-2019 годы, выполненных в ходе исполнения инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых АО "Водный Союз", на 2013-2021 годы (далее - инвестиционная программа); дефектных ведомостей по всем актам выполненных работ АО "Водный Союз" в рамках исполнения инвестиционной программы за период 2013-2019 годы; отчета по исполнению инвестиционных мероприятий инвестиционной программы по строительству сетей водоснабжения и водоотведения за 2013-2019 годы; копий всех договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных в 2013-2020 годах (со всеми приложениями); копий документов, подтверждающих факт оплаты по вышеуказанным договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения; копий актов о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период 2017-2020 годы (от 27.05.2020 исх. N 06/1696).
В запросе департамента о представлении информации от 27.05.2020 исх. N 06/1696 указан срок представления истребуемых документов - в течение 10 дней со дня получения письма. Согласно почтовому уведомлению почты России, письмо получено адресатом 03.06.2020.
По состоянию на 16.06.2020, истребуемые документы и информация не представлены в департамент.
В департамент 21.07.2020 (вх. N 03-03709/20) от АО "Водный Союз" поступило письмо от 21.07.2020 исх. N 3997 с приложением документов (копий платежных поручений за 2013-2016; копий договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов, заключенных с 2013 по 2016; копий документов по замечаниям. Из данного письма следует, что путевые листы, подтверждающие работу автотранспорта, будут представлены дополнительно.
По состоянию на день рассмотрения дела об административном правонарушении в полном объеме документы не представлены, каких-либо ходатайств относительно продления сроков их представления в департамент от общества не поступило.
По факту непредставления сведений должностным лицом департамента, 22.07.2020 в отношении АО "Водный Союз" при участии его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 21 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Постановлением департамента от 25.08.2020 N 14, вынесенным в присутствии представителей общества по доверенности, АО "Водный Союз" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и отсутствия оснований для замены административного штрафа на предупреждение, либо признания совершенного правонарушения малозначительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для их изменения или отмены не имеется.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из части 3 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
В соответствии с пунктом 55 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641), осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ возложено также на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 56 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" департамент осуществляет полномочия органа исполнительной власти Курганской области в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, за исключением полномочий по осуществлению: мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения; регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения; согласования планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Таким образом, как верно заключили суды, департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (статья 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 36 Правил N 641 предусмотрено, что изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием решения об утверждении инвестиционной программы, о корректировке инвестиционной программы, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).
Стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе (пункт 17 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Водный Союз", в нарушение своих обязанностей, в срок, указанный в запросе административного органа, не представило в полном объёме департаменту запрашиваемые документы и информацию.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела суду не представлено.
С учетом изложенного суды верно заключили, что представление в департамент истребуемых документов, является необходимым в рамках, подготовки к тарифной кампании 2021 года.
Апелляционным судом принято во внимание, что решением Курганского городского суда Курганской области от 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2021, оставлена без удовлетворения жалоба директора АО "Водный Союз" о признании незаконным и отмене постановления Департамента от 25.08.2020 N 15 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3000 руб.
Правильно применив указанные нормы права, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, совокупность доказательств, представленных в материалы дела, установленные по делу фактические обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного довод заявителя жалобы о том, что непредоставление сведений в целях контроля за выполнением инвестиционных программ не образует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: 1) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 2) утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности. В связи с этим непредставление в орган регулирования тарифов информации о количестве подключений, расходах, связанных с осуществлением подключения, доходе регулируемой организации от осуществления мероприятий по подключению образует состав указанного правонарушения, который является формальным. Таким образом, АО "Водный Союз" совершено правонарушение в области порядка управления.
Довод общества о том, что департаментом в 2021 году никакой корректировки тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения не производилось, в связи с чем истребованные запросом сведения не являлись ему необходимыми для корректировки тарифов, обоснованно признан апелляционным судом несостоятельным. Как верно указал суд апелляционной инстанции, запрашиваемая департаментом информация позволила бы исключить из необходимой валовой выручки при корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей АО "Водный Союз" экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю, которые подлежат исключению в соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. В целях исключения указанного в пункте 21 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения двойного учета затрат при определении тарифов как на подключение, так и на водоснабжение и водоотведение департаментом необходимо провести анализ источников финансирования проведенных АО "Водный Союз" работ по подключению к централизованным системам.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
С учетом установленного выводы судов о доказанности административным органом в действиях АО "Водный Союз" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются правильными.
Вопреки соответствующим доводами заявителя, истребование департаментом сведений в целях контроля за выполнением инвестиционных программ, предусмотрено пунктом 20 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктом 20 Правил N 641, являлось необходимым в рамках подготовки к тарифной кампании 2021 года, в связи с чем непредставление указанных сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, непредставление АО "Водный Союз" запрашиваемой информации в департамент препятствует государственному регулированию цен (тарифов) на водоснабжение, в связи с чем несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в то время как государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и её отдельных отраслей.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности произведено инспекцией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания допущенных обществом правонарушений малозначительными судами не установлено. Назначенное обществу постановлением административного органа наказание соответствует санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и согласуется с общими принципами юридической ответственности. Оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение, судами не установлено.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2021 по делу N А34-11867/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Водный Союз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки соответствующим доводами заявителя, истребование департаментом сведений в целях контроля за выполнением инвестиционных программ, предусмотрено пунктом 20 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктом 20 Правил N 641, являлось необходимым в рамках подготовки к тарифной кампании 2021 года, в связи с чем непредставление указанных сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
...
Привлечение общества к административной ответственности произведено инспекцией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания допущенных обществом правонарушений малозначительными судами не установлено. Назначенное обществу постановлением административного органа наказание соответствует санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и согласуется с общими принципами юридической ответственности. Оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф09-785/22 по делу N А34-11867/2020