Екатеринбург |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А50-15167/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Тимофеевой А. Д., Черемных Л. Н.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Островского 49" (далее - товарищество "Островского 49") на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2021 по делу N А50-15167/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, приняли участие представители:
товарищества "Островского 49" - Казанцева А.С. (доверенность от 09.02.2022), Понаморева М.В. (председатель, выписка);
публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с товарищества "Островского 49" 1 174 768 руб. 28 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с января по март 2020 г. (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, общество "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество "Островского 49" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суды пришли к необоснованному выводу о том, что в спорный период надлежащей теплоснабжающей организацией для ответчика являлось общество "ПСК", а не общество "Т Плюс". Кроме того ответчик возражает против применения истцом при расчете задолженности за тепловую энергию заменяющих тарифов, поскольку они установлены в большем размере.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Т Плюс" указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемый судебный акт оставить в силе.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, договор теплоснабжения в спорный период в установленном порядке между сторонами заключен не был (договор от 01.04.2010 N 61-4129 прекратил действие с 01.01.2013 на основании письма истца о расторжении договора от 21.11.2012 N 0223-04/3348, направленный истцом в адрес ответчика проект договора от 01.01.2013 сторонами не согласован).
Вместе с тем, истец поставлял на объект (многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. Островского, д. 49), находящийся в управлении ответчика, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, в том числе в спорный период.
Предъявленные истцом счета-фактуры ответчиком не оплачены, в результате чего образовалась задолженность в размере 1 174 768 руб. 28 коп.
Факт поставки тепловой энергии ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
Объемы поставленных ресурсов определены в соответствии с показаниями общедомового приборов учета.
Стоимость тепловой энергии и горячей воды определена в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края N 42-т от 09.08.2021 (заменяющий тариф).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии, наличие задолженности, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, исходя из того, что факт поставки истцом ответчику коммунального ресурса подтвержден материалами дела, последним доказательств полной и своевременной оплаты не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Суды установили, что между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по теплоснабжению жилого многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров"), которые регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям теплоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Суды обоснованно не приняли во внимание доводы ответчика о том, что общество "ПСК" не являлось надлежащей теплоснабжающей организацией для многоквартирного дома по ул. Островского, д. 49, поскольку товариществом "Островского 49" не учтены пункты 45, 113, 114 Правил организации теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) и пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Приказов Минэнерго от 26.06.2015 N 414, от 20.05.2016 N 430, которые подлежат применению.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Пунктом 3 Правил N 808 установлено, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается при утверждении схемы теплоснабжения.
Из актуализированных схем теплоснабжения города Перми на периоды 2015-2016, 2017 г., утвержденных: на 2015-2016 г. Приказом Минэнерго от 26.06.2015 N 414 (размещенном на официальном сайте Администрации города Перми), на 2017 г. Приказом Минэнерго от 20.05.2016 N 430 (размещенном на официальном сайте Администрации города Перми) следует, что в системе теплоснабжения, в состав которой входят источники ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-5, ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, Единой теплоснабжающей организацией является общество "ПСК". В описание зоны действия вышеуказанных источников тепла включена, в том числе зона, в которой расположен многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ответчика, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Островского, д. 49. В спорный период (с апреля по июнь 2021 г.) общество "ПСК" наделено статусом Единой теплоснабжающей организации (ЕТО).
В соответствии с пунктом 113 Правил N 808 организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет подписанные со своей стороны проекты договоров теплоснабжения потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, и не направившим заявления о заключении договоров теплоснабжения.
Согласно пункту 114 Правил N 808 лица, получившие от единой теплоснабжающей организации проекты договоров, обязаны рассмотреть их в течение 15 дней со дня получения, при отсутствии разногласий подписать их со своей стороны и направить единой теплоснабжающей организации.
В абзаце 2 пункта 114 Правил N 808 установлено, что для организации заключения договоров теплоснабжения лица, владеющие источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, обязаны передавать единой теплоснабжающей организации сведения о потребителях в системе теплоснабжения.
Правилами N 808 определено, что основными обязанностями единой теплоснабжающей организации, в частности, являются: заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения (абзац 2 пункта 12); заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (абзац 3 пункта 12); заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (абзац 4 пункта 12).
В силу пункта 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
С учетом изложенного у организации при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации возникает обязанность по направлению проекта договора не только потребителям, которые обратились к ней с заявкой на заключение договора, но и потребителям, не направившим заявление о заключении договора. А потребители, получившие от единой теплоснабжающей организации проект договора, обязаны его подписать со своей стороны. Таким образом, единая теплоснабжающая организация заключает договоры теплоснабжения со всеми потребителями, находящимися в ее зоне деятельности, и становится поставщиком ресурсов для всех без исключения потребителей, находящихся в границах зоны ее деятельности, а не только для тех, кто обратился к ней за заключением договора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", пункта 45 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, ключевым условием построения взаимоотношений между теплоснабжающей, теплосетевой организациями и потребителями тепловой энергии является утвержденная схема теплоснабжения, в которой определена единая теплоснабжающая организация и зоны ее деятельности.
Приказы Минэнерго N 414, 430, а также актуализированные схемы теплоснабжения на 2015-2017 г. в судебном порядке не отменены, являлись действующими.
Доказательствами, подтверждающими статус теплоснабжающей организации являются документы, свидетельствующие о наличии на каком-либо законом праве у организации источника тепловой энергии, либо при отсутствии такого, договоры о приобретении тепловой энергии в целях ее дальнейшей продажи потребителям и документы, свидетельствующие о наличии у организации тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителей.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что сам факт производства тепловой энергии со стороны общества "Т Плюс" не является безусловным основанием для признания данного общества теплоснабжающей организацией.
Как установили суды, в подтверждение присоединения сетей ответчика к сетям истца в материалы настоящего дела представлены свидетельство от ТК-45-36 до ЦТП-11 по ул. Н. Островского, д. 49, до жилого дома по ул. Н. Островского, д. 49, доказательства наличия альтернативных тепловых сетей для спорного многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют. Факт приобретения истцом тепловой энергии у общества "Т Плюс" подтвержден счетами-фактурами, актами поданной-принятой тепловой энергии.
Кроме того, Приказом Минэнерго России от 06.12.2018 N 1128 обществу "ПСК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Перми, в том числе в отношении МКД, находящегося в управлении ответчика.
Суды установили, что договор на теплоснабжение между товариществом "Островского 49" и обществом "Т Плюс" не заключен, доказательств предъявления требования о заключении договора, обращения с иском о понуждении общества "Т Плюс" к заключению соответствующего договора ответчиком не предоставлено.
Суды установили, что ответчик, утверждая, что именно общество "Т Плюс" является для него надлежащей теплоснабжающей организацией, не представил доказательства фактической оплаты потребленных ресурсов в адрес третьего лица, более того, до спорного периода ответчик производил оплату за потребленную тепловую энергию в адрес общества "ПСК", указывая в назначении платежа на оплату стоимости потребленной тепловой энергии в спорном периоде.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в спорный период именно истец являлся надлежащей теплоснабжающей организацией для объекта ответчика.
Принимая во внимание, что тепловая энергия поставлялась ответчику не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил N 354).
В соответствии с указанными требованиями законодательства объем поставленной в спорный период тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения определен истцом на основании показаний общедомового прибора учета (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя; отчеты о суточных параметрах теплоснабжения).
Возражений по количеству поставленной в спорный период тепловой энергии ответчиком не приведено (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды обоснованно отклонили доводы ответчика о применении истцом неверного тарифа при расчете платы за тепловую энергию в силу следующего.
В установленном законом порядке для общества "ПСК" в спорный период времени был установлен тариф для потребителей, находящихся в зоне его деятельности. С учетом отмены тарифов решением Пермского краевого суда от 12.11.2020 N 3а-939/2020 стоимость тепловой энергии истец определяет на основании тарифов, утвержденных Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 09.08.2021 N 42-т (заменяющий нормативный акт) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям без дифференциации по схеме подключения, для категории потребителей "население". Данный тариф оспорен не был.
В соответствии с пунктом 93 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) и пунктом 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих: а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности); б) средневзвешенная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования.
Таким образом, тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включает в себя затраты на производство и передачу тепловой энергии.
Кроме того, тариф для населения предполагает не только оплату стоимости производства и транспортировки, но и обслуживания сетей, - в целом затраты на обеспечение теплом объектов, подключение к которым (непосредственно, либо опосредованно) осуществлено у теплоснабжающей организации, в том числе задолженность населения.
Суды установили, что материалы дела не содержат доказательств того, что сети товарищества присоединены к распределительному коллектору котельной ТЭЦ, при этом тепловая энергия в форме первичного высокотемпературного теплоносителя поступает с распределительного коллектора котельной ТЭЦ на узел ввода многоквартирного дома без изменения термодинамических параметров, проходя через узел учета, поступает на индивидуальный тепловой пункт (ИТП), в котором и производится регулирование термодинамических параметров высокотемпературного теплоносителя с целью производства коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителей.
Как верно указали суды, наличие тепловых сетей между ТЭЦ и объектом ответчика не подтверждает доводы ответчика о том, что тепловая энергия в форме первичного высокотемпературного теплоносителя без изменения термодинамических параметров поступает непосредственно в дом и преобразуется на ИТП.
Кроме того, суды обоснованно приняли во внимание, что тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии подлежат применению только с потребителями, непосредственно подключенными к коллекторам котельных, то есть, для которых границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей сторон договора является стена здания котельной, поскольку производитель не несет дополнительных расходов на содержание наружных тепловых сетей и потери.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что применению в отношениях с ответчиком подлежит тариф для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, относящихся к категории "население". Доказательства утверждения иных тарифов, подлежащих применению к спорным правоотношениям, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка ответчика на пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" судами правильно отклонена, поскольку в рассматриваемом случае предметом иска является не взыскание доплаты за поставленную тепловую энергию за период, предшествующий признанию недействительными тарифов, а взыскание задолженности за тепловую энергию, стоимость которой определена на основании заменяющего нормативного акта. Корректировка стоимости поставленной тепловой энергии в ходе судебного разбирательства не является доплатой применительно к положениям пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63, а является требованием об оплате потребленной тепловой энергии, исходя из экономически обоснованной стоимости.
Поскольку доказательств оплаты ответчиком потребленной тепловой энергии за спорный период материалы дела не содержат, суды правомерно удовлетворили исковые требования в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Суды удовлетворили исковые требования, исходя из имеющихся в деле доказательств, которые исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2021 по делу N А50-15167/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Островского 49" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования.
...
Ссылка ответчика на пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" судами правильно отклонена, поскольку в рассматриваемом случае предметом иска является не взыскание доплаты за поставленную тепловую энергию за период, предшествующий признанию недействительными тарифов, а взыскание задолженности за тепловую энергию, стоимость которой определена на основании заменяющего нормативного акта. Корректировка стоимости поставленной тепловой энергии в ходе судебного разбирательства не является доплатой применительно к положениям пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63, а является требованием об оплате потребленной тепловой энергии, исходя из экономически обоснованной стоимости."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2022 г. N Ф09-936/22 по делу N А50-15167/2020