Екатеринбург |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А60-31867/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Тимофеевой А.Д., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Кировградский завод твердых сплавов" (далее - АО "КЗТС") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-31867/2021, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по указанному делу.
Открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - ООО "ОТС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с АО "КЗТС" 16 244 руб. 54 коп. основного долга за коммунальный ресурс, потребленный в рамках договора N 106155 от 01.04.2018 в марте 2021 года, пени начисленные за период с 13.04.2021 по 28.06.2021 в размере 529 руб. 20 коп., с продолжением начисления пени на сумму основного долга, за каждый день просрочки, начиная с 29.06.2021 по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, АО "КЗТС" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
АО "КЗТС", указывая, что оно является транзитной организацией, считает, что истцом не исполнена обязанность по осуществлению контроля сточных вод.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 106155 от 01.04.2018, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана поставлять абоненту через присоединенную сеть коммунальный ресурс, а абонент обязуется оплачивать организации водопроводно-канализационного хозяйства потребленный коммунальный ресурс.
Согласно пп. "е" п. 4.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 106155 от 01.04.2018 абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работе централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Согласно пп. "т" п. 4.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 106155 от 01.04.2018 абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Во исполнение договора организация ВКХ в марте 2021 поставила потребителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс на сумму 16 244 руб. 54 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг, послужило основанием для направления претензии а затем, для обращения истцом в суд с настоящим иском.
Поскольку ответчик допустил просрочку внесения платежей, истцом начислены пени с 13.04.2021 по 28.06.2021 в размере 529 руб. 20 коп. с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 332, 539, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходил из их обоснованности, установленного факта оказания услуг в спорный период, их объема и стоимости, наличия оснований для взыскания неустойки.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
АО "КЗТС", указывая, что оно является транзитной организацией, считает, что истцом не исполнена обязанность по осуществлению контроля сточных вод.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В письме Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 года N 44934-ИА/04 разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
В силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Из материалов дела следует, что требования предъявляются истцом по следующему объекту абонента: промплощадка КЗТС, по адресу: г. Кировград, ул. Свердлова, 26а.
Согласно условиям договора оплата за фактически потребленный в истекшем месяце коммунальный ресурс осуществляется в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Ответчик осуществляет следующие виды деятельности: ОКВЭД 20.13 - производство прочих основных неорганических химических веществ; ОКВЭД 20.59.5 - производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки; ОКВЭД 35.30.14 - Производство пара и горячей воды (тепловой энергии); ОКВЭД 56.29 - деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчик также 08.08.2016 получил лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Исходя из показаний ответчика, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с промплощадки КЗТС в марте 2021 г. составил 11,96 куб. м (370,880 куб. м всего за март / 31 день). Учитывая деятельность ответчика, осуществляемую по объекту, а также количество объема сброшенных сточных вод в заявленный период, объект ответчика соответствует условию абз. 2 п. 203 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
На территории объектов ответчика отсутствует колодец, соответствующий установленным указанным пунктом условиям.
Таким образом, в соответствии с п. 123(4) Правил N 644 абоненту предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2021 года.
Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов; расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Таким образом, истец обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 предъявил абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанная в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
При этом согласно акту обследования сетей водоотведения объекта "Промплощадка КЗТС" от 01.07.2021 в колодце 152а приходят не только стоки КЗТС, но и стоки от прочих организаций, установлено отсутствие контрольного колодца.
Представленные ответчиком протоколы не могут быть приняты во внимание, поскольку истец не приглашался на отбор проб, не присутствовал при их составлении в нарушение "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
Соответствующие декларации ответчиком истцу также не направлялись.
Согласно пп. "п" п. 4.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 106155 абонент обязан представлять организации ВКХ сведения об абонентах, в отношении которых абонент является транзитной организацией, по форме и в объеме, которые согласованы сторонами.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также п. 15 Договора N 1153-2017 от 07.08.2017, транзитная организация обязана: в) соблюдать установленный режим водоотведения, не допускать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, сброс которых запрещен, а также обеспечивать соблюдение нормативов по объему сточных вод, нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов и требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; г) не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля.
Согласно п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также п. 15 Договора N 1153-2017 от 07.08.2017, Контроль за составом и свойствами сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, п. 1 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно п. 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
Из приведенных положений следует, что ответчик как транзитная организация, в спорный период должен был осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, в том числе осуществлять отбор проб абонентов, чего ответчиком исполнено не было.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2021 по делу N А60-31867/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Кировградский завод твердых сплавов" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также п. 15 Договора N 1153-2017 от 07.08.2017, транзитная организация обязана: в) соблюдать установленный режим водоотведения, не допускать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, сброс которых запрещен, а также обеспечивать соблюдение нормативов по объему сточных вод, нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов и требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; г) не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля.
Согласно п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, а также п. 15 Договора N 1153-2017 от 07.08.2017, Контроль за составом и свойствами сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, п. 1 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2022 г. N Ф09-780/22 по делу N А60-31867/2021