Екатеринбург |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А71-3936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.08.2021 по делу N А71-3936/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Дом торговли" (далее -общество "Дом торговли", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 10.03.2021 N 1690/01-14 об отказе о внесении изменений в структурированный перечень объектов налогообложений в отношении объекта недвижимости: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 1611,4, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 (далее - решение) и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.08.2021 (судья Якушев В.Н.) требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным, на Министерство возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Дом торговли".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов заинтересованное лицо указывает, что ведение Министерством Структурированного перечня по отдельным видам объектов налогообложения (далее - Структурированный перечень) в составе Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период, имеет справочно-информационный (рекомендательный) характер, действующее законодательство не предусматривает ни обязанности, ни правовых последствий его формирования, следовательно, оснований для признания оспариваемого решения незаконным у судов нижестоящих инстанций не имелось.
Относительно выводов судов о том, что спорное помещение является встроено-пристроенным к многоквартирному дому, соответственно, должно находиться во 2 группе Структурированного перечня, Министерство со ссылкой на выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) указывает, что указанное нежилое помещение с кадастровым номером 18:26:030061:2816 расположено в здании с кадастровым номером 18:26:030061:3240, а не пристроено к рядом стоящим многоквартирным домам.
Кроме этого, Министерство отмечает, что заявление о признании незаконным решения подано обществом по истечении трехмесячного срока на обжалование вопреки положениям части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество "Дом торговли" обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменении в Структурированный перечень в отношении принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения общей площадью 1611,4, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107, кадастровый номер 18:26:030061:2816.
По мнению общества, основанием для внесения изменений, а именно: исключение нежилого помещения из группы 4 Структурированного перечня (категория - иные нежилые помещения) и включение во 2 группу (категория - нежилое помещение, в том числе встроенное и (или) пристроенное к многоквартирному дому), является неправомерное отнесение помещения к указанной категории ввиду подтверждения технической и проектной документацией того, что спорное помещение является встроено-пристроенным к многоквартирному дому. Кроме того, общество указывало, что отнесение нежилого помещения в группу 4 Структурированного перечня (категория - иные нежилые помещения) в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 55-РЗ) влечет необходимость определения налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 2%, а согласно подпункту "а" пункта 3 части 1 статьи 1 Закона N 55-РЗ (категория - нежилое помещение, в том числе встроенное и (или) пристроенное к многоквартирному дому) - 0,6%.
Министерство, не согласившись с доводами общества, приняло 10.03.2021 оспариваемое решение, отметив, что в ЕГРН спорное помещение является нежилым, каких-либо изменений в государственный реестр не вносилось; решение по вопросу внесения изменений в Структурированный перечень будет принято на основании уточненных в ЕГРН сведений о характеристиках объекта недвижимости.
Полагая, что принятое заинтересованным лицом решение незаконно и нарушает права заявителя, общество обратилось с рассматриваемыми требованиями.
Суды, руководствуясь, в том числе статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законом N 55-РЗ, установили, что нежилое помещение площадью 1611,4 кв.м, кадастровый номер 18:26:030061:2816, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Союзная, 107 содержится в Перечне объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.11.2019 года N 522; представленными в материалы дела документами подтверждается тот факт, что спорное нежилое помещение является встроено-пристроенным к многоквартирному дому, соответственно, суды пришли к выводу об обоснованности требований заявителя, дополнительно указав на соблюдение обществом требований части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 380 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками на территории Удмуртской Республики определяются Законом N 55-РЗ.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1.1 Закона N 55-РЗ в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 1.1 Закона N 55-РЗ налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Из материалов дела следует, что в пункт N 6632 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.11.2019 года N 522, включено спорное нежилое помещение, собственником которого является общество.
Из статьи 1 Закона N 55-РЗ следует, что региональный законодатель установил дифференцированные налоговые ставки исходя из имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 55-РЗ в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенных (находящихся) в многоквартирных домах, общежитиях, в том числе во встроенных и (или) пристроенных к многоквартирному дому, общежитию помещениях устанавливается ставка налога, равная 0,6 % в 2020 - 2021 годах; в отношении иных объектов недвижимого объектов недвижимого имущества, предусмотренных в статье 1.1 Закона N 55-РЗ - 2 %.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактичекского использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" функция по формированию проекта Перечня объектов возложена на Министерство, кроме того, указанным постановлением утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
В пункте 2 Положения перечислены действия Министерства, которые оно обязано совершить в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, и формирования перечня.
Так, в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости Министерство осуществляет следующие мероприятия:
- проводит анализ сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным ст.378.1 НК РФ, ст.1.1 Закона N 55-РЗ;
- проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; - запрашивает у подведомственного Министерству бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка;
- направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, являющимся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, запросы о предоставлении сведений и документов, указанных в п.4 настоящего Положения, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости (при необходимости);
- запрашивает у муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, информацию о наличии на территории соответствующих муниципальных образований объектов недвижимости, соответствующих критериям (при необходимости);
- направляет запросы в отношении объектов недвижимости посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости): в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в целях получения сведений из ЕГРН; в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в целях получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Судами установлено, что при вынесении оспариваемого решения Министерство ссылалось на данные ЕГРН, предоставленные Управлением Росреестра по Удмуртской Республике, не проведя при этом необходимых мероприятий в целях достоверного определения вида фактического использования объектов недвижимости, установленных Положением.
Между тем в материалы дела обществом "Дом торговли" представлены технический паспорт, составленный по состоянию на 12.11.2019 АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, акт технического обследования N 95/21 от 09.08.2021, подтверждающие то обстоятельство, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 107 с кадастровым номером 18:26:030061:2816 является встроено-пристроенным нежилым помещением к многоквартирному жилому дому.
Исходя из изложенного, в отсутствие иных доказательств суды пришли к правомерному выводу о том, что спорное нежилое помещение является встроено-пристроенным к многоквартирному дому и должно находиться во 2 группе Структурного перечня.
Доводы Министерства относительно пропуска срока обжалование рассмотрены и отклонены судами с учетом того, что оспариваемое решение было обжаловано в суд в течение месяца со дня его вынесения, а намерение заявителя урегулировать возникший спор во внесудебном порядке путем неоднократного обращения к ответчику не может являться основанием к лишению заявителя прав на судебную защиту нарушенного права.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным ввиду справочно-информационного (рекомендательного) характера Структурированного перечня, подлежат отклонению, поскольку некорректное ведение данного реестра может влечь для налогоплательщика неопределенность в вопросе обложения налогом на имущество, соответственно, нарушает его права и законные интересы.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.08.2021 по делу N А71-3936/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 Положения перечислены действия Министерства, которые оно обязано совершить в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, и формирования перечня.
Так, в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости Министерство осуществляет следующие мероприятия:
- проводит анализ сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным ст.378.1 НК РФ, ст.1.1 Закона N 55-РЗ;
- проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2022 г. N Ф09-1170/22 по делу N А71-3936/2021