Екатеринбург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А50-10974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Тихомировой А.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - заявитель, общество "РИТЭК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021 по делу N А50-10974/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "РИТЭК" - Верин Д.В. (доверенность от 08.02.2022 N 86, паспорт), Разумов Д.А. (доверенность от 01.11.2022 N 1894, паспорт),
Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, надзорный орган) - Аксарин В.В. (доверенность от 30.11.2021 N 71, паспорт).
Общество "РИТЭК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 18.02.2021 N 06-04/14, выданного заинтересованным лицом.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Инжиниринг".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество "РИТЭК" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суды не приняли во внимание, что в оспариваемом предписании заявителю вменены к устранению нарушения, указанные в акте проверки от 18.02.2021, которые обществом изначально не совершались. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Надзорный орган в отзыве на кассационную жалобу просит кассационную жалобу общества "РИТЭК" оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в период с 25.01.2021 по 18.02.2021 заинтересованным лицом в отношении общества "РИТЭК" проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания 25.12.2019 N 62, которым установлено, что заявитель осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями ИЖВ 02040 HP, ИЖВ 02039 HP, ИЖВ 02038 HP на пользование недрами, и требований утвержденных в установленном порядке технических проектов на разработку Мушакского, Южно-Мушакского, Утягановского, Быргындинского месторождений нефти.
По итогам проверки составлен акт проверки от 18.02.2021 N 94-ВДУ-07, согласно которому общество "РИТЭК" не исполнило ряд пунктов предписания N 62, что послужило основанием выдачи ООО "РИТЭК" нового предписания от 18.02.2021 N 06-04/14 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части невыполнения в полном объеме программы исследовательских работ и доразведки поименованных выше месторождений в срок до 10.01.2022.
Полагая, что предписание от 18.02.2021 N 06-04/14 является незаконным, общество "РИТЭК" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой инстанции и апелляционной инстанций не установили совокупности оснований для признания названного предписания недействительным.
Согласно статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В пункте 7 условий пользования недрами, являющихся приложениями N 1 к лицензиям на пользование недрами, выданным обществу, установлено: уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Статьей 23.2 настоящего закона предусматривалось, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118).
Требования к разработке месторождений углеводородного сырья (далее - УВС), расположенных на территории Российской Федерации, установлены Правилами разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденными Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила N 356).
В силу пункта 1.3 Правил N 356 технические проекты на разработку месторождений (залежей или участков залежей) УВС, предусмотренные подпунктом "б" пункта 9 Положения N 118, согласованные и утвержденные пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах до дня вступления в силу настоящих Правил, действуют до окончания срока их действия.
Приведение утвержденных до дня вступления в силу настоящих Правил технологических схем опытно-промышленной разработки месторождений (залежей или участков залежей) УВС в соответствие с настоящими Правилами не требуется.
В соответствии с подпунктами 5.2, 5.5 Правил N 356 уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
В приложении к Правилам N 356 установлено, что допустимые отклонения фактической годовой добычи нефти по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, при проектном уровне годовой добычи нефти по месторождению от 0,025 до 0,05 миллионов тонн составляет 40%. Виды, объемы и периодичность исследований в процессе разработки месторождения определяются техническим проектом в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, в отдельных случаях, рабочими программами (пункт 12.6.2 Правил N356).
Замеры газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа производят по графику, составленному в соответствии с комплексом промысловых гидродинамических исследований, предусмотренных в техническом проекте разработки месторождения (пункт 14.4 Правил N 356).
В пункте 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр), установлено, что ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых, геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Согласно пункту 116 Правил охраны недр установлено, что с целью изучения текущего состояния разработки, изучения причин отклонения (при наличии отклонений) фактических технико-экономических показателей от проектных и совершенствования систем разработки, повышения их эффективности и увеличения уровня извлечения нефти и газа, а также в целях обобщения опыта разработки месторождений пользователем недр осуществляется систематический контроль за разработкой месторождения нефти и газа.
Результаты контроля за разработкой месторождения ежегодно анализируются и соответствующий анализ утверждается руководителем организации.
Судами установлено, что в нарушение вышеприведенных положений, ООО "РИТЭК" при пользовании недрами Мушакского, Утягановского, Южно-Мушакского, Быргындинского участков недр допустило нарушение условий пользования недрами, установленных в лицензиях ИЖВ 02040 HP, ИЖВ 02039 HP, и требований согласованных и утвержденных в установленном порядке технических проектов на разработку названных месторождений по выполнению Программы исследовательских работ и доразведки указанных месторождений месторождения (нефть) в полном объеме.
Нарушения, послужившие основанием для выдачи заявителю предписания, установлены, подтверждены материалами дела и зафиксированы в акте проверки от 18.02.2021 N 94-ВДУ-07, документально заявителем не опровергнуты.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что заявитель не исполнил ранее выданное предписание, законность которого была предметом судебной проверки, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2020 по делу N А50-6758/20 обществу "РИТЭКС" отказано в признании недействительным предписания от 25.12.2019 N 26.
Установив, что на момент проведения надзорным органом внеплановой документарной проверки и выдачи оспариваемого предписания, обществом не исполняются конкретные условия пользования недрами, установленные соответствующими лицензиями, а также требования согласованных и утвержденных в установленном порядке проектов документов на разработку месторождения, суды заключили, что надзорный орган правомерно, действуя в рамках полномочий, выдал предписание об их устранении.
На основании изложенного, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Юридические факты, имеющие значение для разрешения данного спора, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм процессуального права.
Доводы жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Исходя из буквального толкования положений указанных норм, суд округа проводит только проверку судебных актов на предмет законности, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела, и не вправе повторно рассматривать дело по существу.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.10.2021 по делу N А50-10974/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 116 Правил охраны недр установлено, что с целью изучения текущего состояния разработки, изучения причин отклонения (при наличии отклонений) фактических технико-экономических показателей от проектных и совершенствования систем разработки, повышения их эффективности и увеличения уровня извлечения нефти и газа, а также в целях обобщения опыта разработки месторождений пользователем недр осуществляется систематический контроль за разработкой месторождения нефти и газа.
...
Нарушения, послужившие основанием для выдачи заявителю предписания, установлены, подтверждены материалами дела и зафиксированы в акте проверки от 18.02.2021 N 94-ВДУ-07, документально заявителем не опровергнуты.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что заявитель не исполнил ранее выданное предписание, законность которого была предметом судебной проверки, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2020 по делу N А50-6758/20 обществу "РИТЭКС" отказано в признании недействительным предписания от 25.12.2019 N 26."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф09-1826/22 по делу N А50-10974/2021