Екатеринбург |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А60-31686/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синергия" (далее - общество "Синергия", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу N А60-31686/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Синергия" - Миклин В.Н. (доверенность от 24.02.2021,адвокат);
Уральской оперативной таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Борисов А.В. (доверенность от 30.12.2021, диплом).
Общество "Синергия" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к таможне о признании незаконными и отмене постановления от 17.06.2021 о прекращении в части исполнения постановления по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 от 26.03.2020, определения от 17.06.2021 о разъяснении способа и порядка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020.
Решением суда от 06.08.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Синергия" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению общества, дело следовало рассматривать по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); суд нарушил требования статей 1.5-1.7, 4.1, 4.2, статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьи 54 Конституции Российской Федерации, не учел судебную практику; не применил разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".
Также общество считает, что таможня не доказала правомерность применения при принятии оспариваемого постановления именно максимального предела санкции части 5 стать 15.25 КоАП РФ, а также правомерность применения не в полной мере Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ), имеющего обратную силу и улучшающего положение общества; размер административного штрафа, назначенный обществу в минимальных пределах санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ, после принятия закона, смягчающего ответственность, должен соответствовать также минимальному размеру штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в новой редакции.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 26.03.2020 постановлением по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 обществу "Синергия" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 101 789 руб. 91 коп. за административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенные в Российскую Федерацию в установленный срок товары в сумме 23 730,50 дол. США (что на дату совершения административного правонарушения составляет 1 469 053 руб. 21 коп.), исходя из трех четвертых от невозвращенной суммы.
Данное постановление было обжаловано обществом в Арбитражный суд Свердловской области в рамках дела N А60-51147/2020.
Решением арбитражного суда от 25.11.2020 в удовлетворении заявленных обществом требований об отмене указанного постановления отказано.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2021, решение арбитражного суда от 25.11.2020 оставлено без изменения.
17.06.2021 в отношении общества "Синергия" таможенным органом было вынесено постановление о прекращении в части исполнения постановления по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 от 26.03.2020 ввиду вступления в законную силу 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ, смягчающего административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно указанному постановлению исполнение постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 от 26.03.2020 о привлечении к административной ответственности общества "Синергия" прекращено в части взыскания административного штрафа в размере 661 073 руб. 95 коп. в связи с изменением законодательства.
Кроме того, определением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020, вынесенным 17.06.2021 на основании подпункта "г" пункта 2 Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ, статей 29.12, 31.8 КоАП РФ, разъяснен порядок исполнения постановления о прекращении в части исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 17.06.2021 N 10507000-16/2020.
Полагая, что вышеназванные постановление и определение заинтересованного лица являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции счел выводы суда правильными.
При этом арбитражный суд исходил из положений части 5 статьи 15.25 КоАП РФ, Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ, части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", истолковав которые пришел к выводу о правомерности принятия таможенным органом оспариваемых ненормативных актов.
В свою очередь, по мнению суда, обществом не было представлено убедительных доказательств того, что при принятии решения о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении таможенный орган должен руководствоваться именно минимальным пределом санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ; применение таможенным органом новой редакции статьи 15.25 КоАП РФ улучшило положение общества, привлекаемого к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 15.25, в соответствии с которыми, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств, и (или) в размере от 3 до 10 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте Российской Федерации и условиями которого предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, и (или) в размере от 5 до 30 процентов суммы невозвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ в часть 5 статьи 15.25 КоАП РФ, смягчают административную ответственность за правонарушение, совершенное обществом.
Согласно пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На основании пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Статья 4.2 КоАП РФ определяет перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Следовательно, размер штрафа должен быть уменьшен согласно новой санкции относительно всех установленных при рассмотрении дела обстоятельств, обусловивших применение минимальной санкции, в том числе смягчающих обстоятельств (указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 2174/11 по делу N А36-5683/2009).
Из материалов дела следует, что привлекая общество к ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в прежней редакции, таможенный орган применил санкцию в минимальном размере, что с очевидностью предполагает наличие каких-либо обстоятельств, наличие которых позволило таможне применить штраф в таком размере.
Принимая во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 от 26.03.2020 не исполнено, о чем указывается самим обществом и не оспаривается административным органом и то, что 31.07.2020 вступил в силу Федеральный Закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ и минимальный размер административного штрафа по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ стал составлять 5 процентов от суммы невозвращенных денежных средств, но судом не исследовался вопрос наличия или отсутствия смягчающих оснований при первоначальном привлечении к административной ответственности, вывод судов о правильности применения таможенным органом в максимальном размере санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в новой редакции, является преждевременным.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу N А60-31686/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что привлекая общество к ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в прежней редакции, таможенный орган применил санкцию в минимальном размере, что с очевидностью предполагает наличие каких-либо обстоятельств, наличие которых позволило таможне применить штраф в таком размере.
Принимая во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении N 10507000-16/2020 от 26.03.2020 не исполнено, о чем указывается самим обществом и не оспаривается административным органом и то, что 31.07.2020 вступил в силу Федеральный Закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ и минимальный размер административного штрафа по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ стал составлять 5 процентов от суммы невозвращенных денежных средств, но судом не исследовался вопрос наличия или отсутствия смягчающих оснований при первоначальном привлечении к административной ответственности, вывод судов о правильности применения таможенным органом в максимальном размере санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в новой редакции, является преждевременным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф09-10545/21 по делу N А60-31686/2021
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13275/2021
15.06.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-31686/2021
12.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10545/2021
22.11.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13275/2021
06.08.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-31686/2021