Екатеринбург |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А07-12922/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2021 по делу N А07-12922/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель общества - Кутлин М.А. (доверенность от 24.11.2021).
В судебное заседание в Арбитражный суд Уральского округа прибыли представители Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) - Мельников А.Ф. (удостоверение, доверенность от 11.01.2022 N 003); Гильмутдинов Р.Г. (удостоверение, доверенность от 11.01.2022 N 007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2021 N 29-41/146 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура (далее - природоохранная прокуратура).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты изменить, признать отсутствие события состава вмененного административного правонарушения в части шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2 не являются гидротехническим сооружением, согласно терминологии Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), а являются механическим очистным сооружением. Повреждения данного механического очистного сооружения не могут привести к чрезвычайной ситуации, что подтверждено представленными документами.
Кроме того, общество отмечает, что на объекты, не отвечающие одновременно двум указанным признакам, Федеральный закон N 117-ФЗ не распространяет свое действие, соответственно, при эксплуатации данного объекта руководствоваться законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, не требуется.
В отзывах на кассационную жалобу природоохранная прокуратура и Управление просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой на основании решения от 22.01.2021 N 5 с 22.01.2021 по 21.03.2021 проведена проверка соблюдения обществом исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В ходе проверки установлено, что общество эксплуатирует следующие гидротехнические сооружения: Павловская ГЭС Приуфимской ТЭЦ общества (далее - ГЭС); шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2.
Проверкой установлено, что общество при эксплуатации объектов повышенной опасности - ГЭС и шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2 не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства. Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.04.2021.
В связи с выявленными нарушениями природоохранной прокуратурой в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.04.2021.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 30.04.2021 должностным лицом Управления вынесено постановление N 29-41/146 о привлечении общества к административной ответственности, по статье 9.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Статьей 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений.
Согласно статье 1 Федерального закона N 117-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 117-ФЗ, под гидротехническими сооружениями понимаются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Под эксплуатирующей организацией понимается - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
На основании статьи 8 Федерального закона N 117-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны в том числе: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16 - 18 Федерального закона N 117-ФЗ ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество эксплуатирует ГТС Павловской ГЭС, шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2. Проверкой установлено, что общество при эксплуатации объектов повышенной опасности - гидротехнического сооружения ГТС Павловской ГЭС и шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2 не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, а именно: имеются разрушения защитного слоя бетона парапета подпорной стенки подводящего канала ГТС Павловской ГЭС со стороны правого берега, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пунктов 3.1.14, 3.1.29 Правил технической эксплуатации станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 299 (далее - Правила); на местах измерений по КИА отсутствуют свободные подходы, не очищены от снежного покрова П-1А, П-1Н, Р-5, М-28, М- 27, Щ-024, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.34 Правил; не защищены от коррозии металлические части ГТС, нарушено антикоррозийное покрытие клапана затвора водослива N 2, КИА П-38, штанги, удерживающей ремонтный затвор у гидроагрегата N 4 на отметке 124, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.46 Правил; не поддерживается в исправном состоянии дренажный канал, а именно не очищен от металлических предметов дренажный канал служебной потерны со стороны правого монтажного блока на отметке 94,8 и дренажный канал у стены ремонтной площадки со стороны левого монтажного блока на отметке 109.5, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.7 Правил; в нарушение положений статей 9, 9.1 Федерального закона N 117-ФЗ, заместитель главного инженера - начальник площадки Павловской ГЭС Приуфимской ТЭЦ общества Иванов А.Н., переведенный на указанную должность приказом от 11.01.2021 N лс-3, не прошел первичную аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Согласно требованиям вышеуказанного законодательства, работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на них.
Кроме того, выявлены следующие нарушения, допущенные при эксплуатации шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2: в нарушение положений статей 9, 10 Федерального закона N 117-ФЗ общество эксплуатирует гидротехническое сооружение шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2 без декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, в отсутствие правил эксплуатации и критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также без договора обязательного страхования гражданской ответственности; в нарушение положений статей 9, 9.1 Федерального закона N 117-ФЗ не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2; в нарушение положений статей 7, 9 Федерального закона N 117-ФЗ сведения о вышеуказанном гидротехническое сооружении не внесены обществом в Российский регистр ГТС.
Проанализировав материалы дела, суды поддержали выводы административного органа о наличии факта эксплуатации обществом объектов повышенной опасности - гидротехнического сооружения ГТС Павловская ГЭС и шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2 с нарушениями требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, также с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ верно указали, что обществом не представлено доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности их соблюдения.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2021 по делу N А07-12922/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество эксплуатирует ГТС Павловской ГЭС, шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2. Проверкой установлено, что общество при эксплуатации объектов повышенной опасности - гидротехнического сооружения ГТС Павловской ГЭС и шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2 не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, а именно: имеются разрушения защитного слоя бетона парапета подпорной стенки подводящего канала ГТС Павловской ГЭС со стороны правого берега, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пунктов 3.1.14, 3.1.29 Правил технической эксплуатации станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 299 (далее - Правила); на местах измерений по КИА отсутствуют свободные подходы, не очищены от снежного покрова П-1А, П-1Н, Р-5, М-28, М- 27, Щ-024, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.34 Правил; не защищены от коррозии металлические части ГТС, нарушено антикоррозийное покрытие клапана затвора водослива N 2, КИА П-38, штанги, удерживающей ремонтный затвор у гидроагрегата N 4 на отметке 124, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.46 Правил; не поддерживается в исправном состоянии дренажный канал, а именно не очищен от металлических предметов дренажный канал служебной потерны со стороны правого монтажного блока на отметке 94,8 и дренажный канал у стены ремонтной площадки со стороны левого монтажного блока на отметке 109.5, что является нарушением статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3.1.7 Правил; в нарушение положений статей 9, 9.1 Федерального закона N 117-ФЗ, заместитель главного инженера - начальник площадки Павловской ГЭС Приуфимской ТЭЦ общества Иванов А.Н., переведенный на указанную должность приказом от 11.01.2021 N лс-3, не прошел первичную аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Согласно требованиям вышеуказанного законодательства, работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на них.
Кроме того, выявлены следующие нарушения, допущенные при эксплуатации шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2: в нарушение положений статей 9, 10 Федерального закона N 117-ФЗ общество эксплуатирует гидротехническое сооружение шламонакопители Уфимской ТЭЦ-2 без декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, в отсутствие правил эксплуатации и критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также без договора обязательного страхования гражданской ответственности; в нарушение положений статей 9, 9.1 Федерального закона N 117-ФЗ не обеспечено проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения шламонакопителей Уфимской ТЭЦ-2; в нарушение положений статей 7, 9 Федерального закона N 117-ФЗ сведения о вышеуказанном гидротехническое сооружении не внесены обществом в Российский регистр ГТС.
...
Суды, также с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ верно указали, что обществом не представлено доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности их соблюдения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф09-1768/22 по делу N А07-12922/2021