Екатеринбург |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А60-24759/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е.А. рассмотрел материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - общество "Элемент-Трейд", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу N А60-24759/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по тому же делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - общество "Компания "Рифей", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Элемент-Трейд" о взыскании задолженности за твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) за период октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, февраль, март 2021 года в размере 486 679 руб. 41 коп., пени за период с 11.11.2020 по 12.05.2021 в сумме 19 665 руб. 84 коп. с последующим начислением по день фактической оплаты долга, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 13 127 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 06.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Элемент-Трейд" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на ошибочность вывода судов относительно потребляемых ответчиком объемов, которые завышены истцом; истцом не представлено достаточных доказательств вывоза ТКО с объектов ответчика в объемах, превышающих предусмотренные спорным договором объемы.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика не установлено.
Как следует из материалов дела, общество "Компания "Рифей" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с ТКО (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК обществу "Компания "Рифей" утверждены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между обществом "Компания "Рифей" и обществом "Элемент-Трейд" заключены договоры на оказание услуг по ТКО N РФ03КО0102000116 от 01.06.2020, согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО; N РФ03КО0102000117 от 01.06.2020, согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Оплата услуг по договорам осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Подпункт "г" пункта 9 договоров устанавливает право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО за те периоды, по которым расчеты были произведены на основании такой недостоверной информации.
В октябре 2020 года региональным оператором проведены проверочные мероприятия на наличие установленных в законном порядке контейнерных площадок и контейнеров в отношении следующих объектов потребителя, в результате которых выявлено, что контейнерные площадки, а также контейнеры, соответствующие нормативным требованиям, указанные потребителем при заключении договора N РФ03КО0102000117 от 01.06.2020 в действительности отсутствуют:
- г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д.2;
- г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д.46.
Также в ноябре 2020 года региональным оператором проведены вышеупомянутые мероприятия в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок:
- г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1.
В декабре 2020 года региональным оператором произведен перерасчет услуги по обращению с ТКО по нормативу по следующим объектам, в связи с обращениями потребителя об исключении указанных объектов из договора N РФ03КО0102000117 и включении в договор N РФ03КО0102000116:
- г. Краснотурьинск, ул. Радищева, 2;
- г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65;
- г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а;
- г. Североуральск, ул. Ленина, д.42.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 005 от 11.12.2020 к договору N РФ03КО0102000116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
Согласно дополнительному соглашению N 005 от 16.12.2020 к договору N РФ03КО0102000117 сторонами исключены из договора следующие объекты:
- г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д. 2 - с 26.10.2020;
- г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 46 - с 30.10.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1 - с 11.11.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Радищева, д. 2 - с 01.12.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65 - с 01.12.2020;
- г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а - с 01.12.2020;
- г. Североуральск, ул. Ленина, д. 42 - с 01.12.2020.
В феврале 2021 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 006 от 15.02.2021 к договору N РФ03КО0102000116 на включение в договор следующих объекта по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Попова, д.12А.
Также в марте 2021 года региональным оператором проведена проверка в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок:
- г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13;
- г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
- г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
- г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
- г. Верхняя Салда, Воронова, 4 к.1.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 009 от 31.03.2021 к договору N РФ03КО0102000116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
В соответствии с дополнительным соглашением N 010 от 31.03.2021 к договору N РФ03КО0102000117 сторонами с 01.03.2021 исключены из договора следующие объекты:
- г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13.
- г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
- г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
- г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
- г. Верхняя Салда, Воронова, д. 4, к.1.
Региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, февраль, март 2021 года, что подтверждается универсальными передаточными документами N 20103100145/66/713 от 31.10.2020, N 20113000173/66/713 от 30.11.2020, N 20123100043/66/713 от 31.12.2020, от 28.02.2021, N 21033100072/66/713 от 31.03.2021.
Исходя из выявленных фактов отсутствия контейнерных площадок и контейнеров, региональный оператор осуществил перерасчет задолженности потребителя по вышеуказанным объектам в соответствии с нормативом накопления ТКО.
В соответствии с произведенным региональным оператором перерасчетом, на стороне потребителя имеется задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в рамках договора N РФ03КО0102000116 от 01.06.2020 в размере 486 678 руб. 41 коп.
Задолженность потребителем не погашена, что послужило основанием ООО "Компания "Рифей" для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета).
Приложением N 1 к договору стороны установили порядок определения объема ТКО на объектах ответчика, а именно, в соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
По ряду объектов ответчика коммерческий учет объема ТКО производится исходя из норматива, утвержденного постановлением Региональной энергетической комиссией от 30.08.2017 N 77-ПК, в связи с отсутствием на объектах соответствующих средств измерения, т.е. контейнеров.
По остальным объектам истцом определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта А пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления и периодичности вывоза.
Расчет задолженности, подлежащий оплате ответчиком за оказанную услугу по всем объектам в спорный период, произведен истцом на основании договорных величин и фактически вывезенных объемов ТКО.
Данные о фактически вывезенном объеме ТКО подтверждены представленными в материалы дела универсальными передаточными документами оказанных услуг между истцом и операторами по сбору и транспортированию ТКО в рамках соответствующих договоров.
Указанные доказательства оценены судами обеих инстанций и приняты в качестве надлежащих доказательств спорного объема ТКО с учетом того, что доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиком не представлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит, у суда округа не имеется оснований для постановки иных выводов, чем те, к которым пришли суды нижестоящих инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу N А60-24759/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета).
Приложением N 1 к договору стороны установили порядок определения объема ТКО на объектах ответчика, а именно, в соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
...
По остальным объектам истцом определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта А пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления и периодичности вывоза."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф09-125/22 по делу N А60-24759/2021