Екатеринбург |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А07-9776/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Королёва 33" (далее - заявитель, ТСЖ "Королёва 33") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А07-9776/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ТСЖ "Королёва 33" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет, надзорный орган) о признании незаконным предписания от 19.03.2021 N ЦО-21-471-003.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Королёва 33" просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель настаивает на незаконности оспариваемого предписания, считает, что оно нарушает его права и законные интересы. Как полагает податель жалобы, административным органом не доказано наличие на стороне заявителя вменяемых нарушений. ТСЖ "Королёва 33", напротив, представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие об исполнении им обязанности по размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) всей необходимой информации о платежных реквизитах.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом на основании распоряжения заместителя председателя от 18.02.2021 N 500 в отношении ТСЖ "Королёва 33" проведена внеплановая документарная проверка в целях регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан.
В ходе проверки надзорным органом установлено, что в ГИС ЖКХ не размещена информация о платежных реквизитах ТСЖ "Королёва 33", а именно: информация о кредитной организации, в которой открыт расчетный счет ТСЖ "Королёва 33" в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги: ОГРН кредитной организации, КПП кредитной организации или обособленного подразделения кредитной организации, БИК кредитной организации или обособленного подразделения, информация о расчетном счете ТСЖ "Королёва 33", открытым в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги: номер расчетного счета.
Установленные факты свидетельствуют о нарушении ТСЖ "Королёва 33" требований части 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", пункта 1.22, подпунктов 1.22.1., 1.22.1.1, 1.22.1.2, 1.22.1.3, 1.22.2, 1.22.2.1 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.03.2021 N 21-590- 471, на основании которого ТСЖ "Королёва 33" выдано предписание от 19.03.2021 N ЦО-21-471-003 об устранении выявленных нарушений.
Заявитель полагая, что предписание вынесено надзорным органом органом незаконно, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу об исполнении заявителем обязанности по размещению информации о платежных реквизитах в ГИС ЖКХ, в связи с чем признал оспариваемое предписание незаконным.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах полномочий, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), решение суда отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал, исходя из доказанности административным органом отсутствия в ГИС ЖКХ платежных документов за расчетные периоды.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда апелляционной инстанции и признает, что им установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Руководствуясь положениями части 3, пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, суды справедливо заключили, что предписание выдано заявителю уполномоченным органом.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
Приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 N 264 "О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства" с 01.07.2016 введена государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства в эксплуатацию на всей территории Российской Федерации. С указанной даты поставщики информации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 124 Приказа Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" информация, необходимая для внесения платы, включает в себя, в том числе, платежные реквизиты исполнителя для внесения платы. В соответствии с пунктом 126 названного Приказа в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, исполнитель размещает в системе информацию о размере платы, в том числе о задолженности по оплате, платежные документы, размещаемые в системе исполнителем (информацию о начислениях), в структурированном виде в форматах, определенных в системе.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ N 74/114/пр).
В разделе 10 Приказа приведен перечень информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Согласно пункту 1.22. раздела 10 Приказа N 74/114/пр в системе подлежат размещению платежные реквизиты в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги: информация о кредитных организациях, в которых открыты расчетные счета в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в частности ОГРН кредитной организации, КПП, БИК кредитной организации или обособленного подразделения кредитной организации; информация о расчетных счетах, открытых в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе номер расчетного счета (подпункты 1.22.1, 1.22.1.1, 1.22.1.2, 1.22.1.3, 1.22.2, 1.22.2.1).
С учетом вышеизложенного, на ТСЖ "Королёва 33" лежит обязанность по размещению вышеуказанных платежных реквизитов в системе ГИС ЖКХ.
При повторном рассмотрении дела по существу, судом апелляционной инстанции установлен факт не размещения ТСЖ "Королёва 33" платежных реквизитов за расчетные периоды февраль-май 2021 года, что подтверждается представленным административным органом скриншотом с сайта ГИС ЖКХ, оценка которому судом первой инстанции не была дана.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание представленные ТСЖ "Королёва 33" скриншоты сайта ГИС ЖКХ, из которых следует, что платежные реквизиты доступны лишь председателю ТСЖ "Королёва 33" в связи с наличием у него доступа к личному кабинету, которое у собственников помещений в спорном многоквартирном доме отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, установив факт нарушения заявителем действующего жилищного законодательства, установив, что предписание вынесено компетентным органом, суд апелляционной инстанции пришел к верному вывод о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции имелись основания для отмены решения суда первой инстанции, выводы которого не соответствовали имеющимся в деле доказательствам, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Королёва 33" требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемого судебного акта, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Излишне уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А07-9776/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Королёва 33" - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Королёва 33" (ИНН: 0276145564, ОГРН 1130280003622) из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.12.2021 N 28.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ N 74/114/пр).
...
Согласно пункту 1.22. раздела 10 Приказа N 74/114/пр в системе подлежат размещению платежные реквизиты в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги: информация о кредитных организациях, в которых открыты расчетные счета в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в частности ОГРН кредитной организации, КПП, БИК кредитной организации или обособленного подразделения кредитной организации; информация о расчетных счетах, открытых в целях приема платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе номер расчетного счета (подпункты 1.22.1, 1.22.1.1, 1.22.1.2, 1.22.1.3, 1.22.2, 1.22.2.1)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2022 г. N Ф09-1474/22 по делу N А07-9776/2021