Екатеринбург |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А76-13242/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Суспициной Л.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2021 по делу N А76-13242/2021, дополнительное решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2021, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители (посредством онлайн-присутствия):
Главного контрольного управления Челябинской области - Магадеева О.С. (12.01.2022 N 05-10-03), Нечепоренко А.Л. (доверенность от 12.01.2022 N 05-10-02);
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" - Сайфуллин Р.А. (доверенность от 15.03.2022 N 01-13/204);
Министерства культуры Челябинской области - Абрамов Д.А. (доверенность от 10.01.2022).
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному контрольному управлению Челябинской области (далее - управление) о признании недействительным подпункта 1.1 пункта 1 резолютивной части представления от 06.04.2021 N 03-07/960.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 17.09.2021 заявленные требования учреждения удовлетворены. Признан недействительным подпункт 1.1 пункта 1 представления Главного контрольного управления Челябинской области от 06.04.2021 N 03-07/960.
Дополнительным решением суда от 01.10.2021 с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2021 решение суда и дополнительное решение оставлены без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель настаивает на отсутствии у судов оснований для удовлетворения заявления учреждения о признании недействительными подпункта 1.1 пункта 1 представления Главного контрольного управления Челябинской области от 06.04.2021 N 03-07/960. Ссылаясь на положения статей 6, 69.1, 78.1, 69.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ), приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 N 186н, постановления Правительства Челябинской области от 22.10.2010 N 361-П, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 N 186н, приказа Министерства культуры Челябинской области от 31.12.2019 N 613, заявитель настаивает на нецелевом использовании учреждением бюджетных средств (субсидии). Заявитель поясняет, что учреждение необоснованно производило оплату коммунальных платежей по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению, частично вывозу ТКО, потребленных арендаторами и студентами, проживающими в общежитиях учреждения, за счет бюджетных средств. Также полагает, что, поскольку здание по адресу: ул. им. газеты "Правда", д. 16, учреждением не использовалось, начисленные коммунальные услуги на сумму 441 223 руб. 63 коп, подлежали оплате учреждением за счет приносящей доход деятельности.
Учреждение и Министерство культуры Челябинской области представили отзыв и возражения на кассационную жалобу, в которых просят в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся, в том числе проверки, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно пункту 1 пункта 6 Положения о Главном контрольном управлении Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 N 319, одной из основных задач Главного контрольного управления Челябинской области является осуществление деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, установлены правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также регламентировано назначение, подготовка и проведение, оформление результатов контрольного мероприятия.
Пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Челябинской области по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.06.2014 N 297-П, контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее именуются - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетные и автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, утверждают его и вносят изменения в порядке и сроки, которые определены органом-учредителем с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения").
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В силу части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий областным бюджетным и областным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2010 N 361-П (далее - Порядок N 361-П), согласно которому объем субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за областным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных областному учреждению органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
В соответствии с положениями статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов, разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
При оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Аналогичное положение закреплено в статье 25 Закона Челябинской области от 18.12.2003 N 207-ЗО "О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области".
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных услуг от 30.12.2019 N 18 на 2020 г. (далее - соглашение от 30.12.2019 N 18), заключенным между Министерством культуры Челябинской области и учреждением, установлен размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с Положением и приказом Министерства от 31.12.2015 N 545 "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, а также затрат, связанных с выполнением работ областными государственными учреждениями культуры".
В соответствии с предоставленными полномочиями управлением на основании приказа начальника Главного контрольного управления Челябинской области от 18.01.2021 N 01-01/15 проведена плановая выездная проверка учреждения по темам: "Проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности", "Проверка достоверности отчета о реализации государственной программы, отчета об исполнении государственного задания или отчета о достижении показателей результативности", "Проверка финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля" за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В акте проверки от 09.03.2021 N 03-11/2, в числе прочих изложены следующие нарушения.
Соглашением от 30.12.2019 N 18 о предоставлении учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2020 г. определена сумма на оплату коммунальных услуг в размере 6 767 100 руб. без разделения на виды услуг и поставщиков (фактически оплачено за 2020 г. 5 387 719 руб. 33 коп.).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12-3 Положения о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения задания, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 N 352-П (далее - постановление N 352- П), при нормативах затрат, непосредственно связанных с оказанием государственного задания, включаются затраты на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
Выборочной проверкой целевого использования бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - бюджетные средства) на 2020 г. (номер лицевого счета 20201302154ГЗ), в частности - на коммунальные услуги, установлено, что учреждением за счет указанных средств оплачивались коммунальные услуги (теплоснабжение и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, электроэнергия, вывоз твердых бытовых отходов), потребленные арендаторами, студентами и гражданами, проживающими в общежитии по договорам найма жилых помещений, по адресам в г. Магнитогорске: ул. Зеленая, д. 10 (общежитие - корпус 1 и корпус 2);
ул. Грязнова, д. 22 (здание учебного корпуса).
Потребленные коммунальные услуги по данным зданиям (общежитие и учебный корпус) на основании выставленных по данным приборов учета счетов, актов, счетов-фактур учреждением оплачены в соответствии с договорами: от 30.01.2020 N 94/20-1 с МП Трест "Теплофикация" (тепловая энергия); от 30.01.2020 N 425 с ОАО "Магнитогорская энергетическая компания" (электрическая энергия); от 30.01.2020 N 361 с МП Трест "Водоканал" (холодное водоснабжение и водоотведение); от 05.02.2020 N МГН-117-01944-20 с ООО "Центр коммунального сервиса" (вывоз твердых коммунальных отходов - далее ТКО).
Кроме того, учреждению выставлены счета за потребление коммунальных услуг по зданию, расположенному по адресу: г. Магнитогорск, ул. им. газеты "Правда", д. 16, на общую сумму 441 223 руб. 63 коп. (тепловая энергия - 423 253 руб. 56 коп., водоснабжение - 50 руб. 26 коп., электроэнергия 17 919 руб. 81 коп.).
Здание передано учреждению МИФНС России N 17 по Челябинской области по договорам безвозмездного пользования от 01.09.2018 N 1, от 23.09.2020 N 1/2000.
С 2018 г. по настоящее время здание не используется в деятельности учреждения, осуществляются работы по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания.
В зданиях учреждения установлены общие счетчики по учету теплоснабжения, электроэнергии, водоснабжения.
Учреждение начисляло коммунальные услуги по тарифам, выставляемым ресурсоснабжающими организациями в адрес учреждения, в соответствии с тарифами Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области: студентам, обучающимся на бюджетной и договорной основе, и гражданам, проживающим по договорам найма жилого помещения в студенческом общежитии по адресу: ул. Зеленая, д. 10: студенты в количестве от 60 до 100 человек; студенты, обучающиеся на договорной основе, от 4 до 5 человек; граждане от 6 до 13 человек; арендаторам помещений по адресу:
ул. Грязнова, д. 22: ИП Недбаева Т.Н., ИП Нагорных А.А., ИП Халилова Л.С., ИП Зарубин Д.Ю.
Приказами ректора учреждения от 12.08.2019 N 205-О, от 01.07.2020 N 153-О утверждены расчеты стоимости (с обоснованием) коммунальных услуг для студентов, проживающих в общежитии в 2018-2019 и 2019-2020 учебные годы, обучающихся на бюджетной и договорной основе, в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Учреждение к проверке предоставило данные по начислению коммунальных услуг за период с января по декабрь 2020 г., потребленных: студентами, обучающимися на бюджетной основе - в сумме 288 001 руб. 95 коп.; гражданами и студентами, обучающимися на договорной основе, проживающими в общежитии по договорам найма жилого помещения - в сумме 274 782 руб. 81 коп.; арендаторами - в сумме 360 223 руб. 93 коп.
Денежные средства от граждан и студентов, проживающих в общежитии, а также арендаторов по оплате коммунальных услуг поступали на лицевой счет учреждения по приносящей доход деятельности.
Учреждению за 2020 г. поставщики коммунальных услуг предъявили к оплате счета за поставленные коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, холодное водоснабжение и водоотведение) в целом по объектам недвижимого имущества на общую сумму 6 735 241 руб. 48 коп.
Учреждение уплатило за 2020 г. коммунальные услуги на общую сумму 6 462 793 руб. 89 коп. (имеется кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2021 по оплате тепловой энергии на сумму 272 447 руб. 59 коп.), из них: за счет средств, выделенных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2020 г. - в сумме 5 387 719 руб. 33 коп.; за счет средств от приносящей доход деятельности - в сумме 1 075 074 руб. 56 коп. - по теплоснабжению и вывозу ТКО.
При указанных обстоятельствах управление посчитало, что учреждением за счет бюджетных средств оплачены коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, электроэнергия, частично вывоз ТКО), потребленные арендаторами, студентами и гражданами, проживающими в общежитии по договорам найма жилых помещений.
В ходе проверки с учетом положений пунктов 4, 5 статьи 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1190 и пунктов 51 и 52 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, рассчитана сумма нецелевого использования бюджетных средств:
N п/п 1 |
Вид комм. услуги |
Расходы, оплаченные за обслуживание имущества по видам источников финансирования (без авансов) |
Начислено Учреждением по студентам, гражданам, арендаторам за коммунальные услуги (с учетом счетов, выставленных ресурсоснабжающими |
Нецелевое 5 гр.- 4 гр. |
|
|
|
бюджет |
внебюджет |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Тепловая энергия |
3 366 252,75 |
1 030 900,00 |
368 317,21 |
0 |
2 |
ХВС |
406 163,89 |
0,00 |
172 740,72 |
172 740,72 |
3 |
Электроэнергия |
1 415 302,69 |
0,00 |
393 678,77 |
393 678,77 |
4 |
Вывоз ТКО |
200 000,00 |
44 174,56 |
44 549,07 |
374,51 |
|
Итого: |
5 387 719,33 |
1075 074,56 |
979 285,77 |
566 794,00 |
Таким образом, управлением установлено, что в нарушение статей 28, 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, пункта 2 Порядка N 361-П, пункта 8, подпункта 1 пункта 12-1 Положения N 352-П, пункта 3 Соглашения от 30.12.2019 N 18 учреждением в 2020 г. за счет бюджетных средств по заявкам на выплату оплачены коммунальные услуги (электроэнергия, вывоз ТКО, водоснабжение и водоотведение), потребленные арендаторами, студентами и гражданами, проживающими в общежитии учреждения на основании договоров найма жилых помещений, на общую сумму 566 794 руб., что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Не согласившись с вмененным нарушением, учреждение направило управлению возражения на акт проверки в указанной части (письмо от 30.03.2021 N 01-12/207).
Согласно заключению от 05.04.2021 N 03-20/956 возражения учреждения управлением не приняты.
Учреждением 06.04.2021 вынесено представление N 03-07/960 об устранении нарушений, согласно подпункту 1.1 пункта 1 резолютивной части которого учреждению предписано устранить нарушения и принять меры по устранению причин и условий вмененных нарушений нецелевого использования средств субсидии, полученной учреждением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2020 год, выразившегося в направлении бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, потребляемых арендаторами, студентами и гражданами, проживающими на основании договоров найма жилого помещения в студенческих общежитиях учреждения, в сумме 566 794 руб.
Посчитав, что подпункт 1.1 пункта 1 представления Главного контрольного управления Челябинской области N 03-07/960 от 06.04.2021 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что порядок предоставления из областного бюджета учреждению субсидии на государственное задание определен соглашением между Министерством культуры Челябинской области и учреждением от 30.12.2019 N 18 о предоставлении финансового обеспечения на выполнение государственного задания учреждению в 2020 году.
В тексте указанного соглашения субсидия на оплату коммунальных услуг в размере 6 767 100 руб. предоставлена учреждению без разделения на отдельные виды услуг и их поставщиков.
Согласно приказу Минфина России от 29.11.2017 N 209H "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" оплата расходов коммунальных услуг производится в соответствии с кодом операций сектора государственного управления КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" КБК 244 000 01338300Г3730200004.
При этом согласно КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" учет затрат на коммунальные услуги ведется в общесуммовом значении.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства, пояснения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды не установили обстоятельств, свидетельствующих о том, что показатели, установленные учреждению в государственном задании на 2020 г., в полном объеме по вине учреждения им не выполнены, план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 г. (с учетом корректировок) не реализован в полном объеме по вине учреждения.
Далее суды заключили, что требование управления о пропорциональной оплате консерваторией каждого вида коммунальных услуг (в одинаковой пропорции за счет средств субсидии и за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения) нормативно и фактически не обосновано, поскольку юридическое значение имеют общие размеры сумм, подлежащих уплате учреждением за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидии на коммунальные услуги в целом, а не по конкретному виду коммунальных услуг.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что управление не доказано то обстоятельство, что иной (не пропорциональный по каждому виду коммунальных услуг) порядок оплаты коммунальных услуг, допущенный в рассматриваемом случае учреждением, при соблюдении требований к общему объему возмещения коммунальных расходов за счет субсидии противоречит конкретным нормам бюджетного законодательства, приводит к нецелевому использованию бюджетных средств.
Кроме того, суды вывили, что учреждением по студентам, гражданам, арендаторам в 2020 г. за коммунальные услуги было начислено всего 979 285 руб. 77 коп., тогда как соответствующие коммунальные расходы, оплаченные учреждением за счет внебюджетных источников, в 2020 г. составили 1 075 074 руб. 56 коп.
С учетом изложенного суды заключили, что какой-либо ущерб бюджету отсутствует.
При таких обстоятельствах, выявив, что учреждением оплачены коммунальные платежи, что представляет собой содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, суды обоснованно признали недействительным представление управления в части нецелевого использования и обязания возврата средств областного бюджета, выделенных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на сумму 566 794 руб. и правомерно удовлетворили заявленные учреждением требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют, доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2021 по делу N А76-13242/2021, дополнительное решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2021, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Л.А. Супицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки с учетом положений пунктов 4, 5 статьи 39 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1190 и пунктов 51 и 52 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, рассчитана сумма нецелевого использования бюджетных средств:
...
Итого:
5 387 719,33
1075 074,56
979 285,77
566 794,00
Таким образом, управлением установлено, что в нарушение статей 28, 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, пункта 2 Порядка N 361-П, пункта 8, подпункта 1 пункта 12-1 Положения N 352-П, пункта 3 Соглашения от 30.12.2019 N 18 учреждением в 2020 г. за счет бюджетных средств по заявкам на выплату оплачены коммунальные услуги (электроэнергия, вывоз ТКО, водоснабжение и водоотведение), потребленные арендаторами, студентами и гражданами, проживающими в общежитии учреждения на основании договоров найма жилых помещений, на общую сумму 566 794 руб., что является нецелевым использованием бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2022 г. N Ф09-1765/22 по делу N А76-13242/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1765/2022
27.12.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15557/2021
01.10.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-13242/2021
17.09.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-13242/2021