Екатеринбург |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А60-32417/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Полуяктова А. С., Краснобаевой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ролси" (далее - общество "Ролси", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 по делу N А60-32417/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества "Ролси" - Корьева Е.А. (доверенность от 23.12.2021);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) - Аписарова О.С. (доверенность от 09.08.2021 N 17-01-82/17299).
Общество "Ролси" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству о признании недействительным расчета арендной платы по договору аренды земельного участка N Т-186 от 12.08.2016 на 2021 год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 решение суда оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, оспариваемый расчет противоречит Постановлению Правительства Свердловской области N 82-ПП от 20.02.2020 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов", Приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 4365 от 26.12.2020 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов", поскольку в расчете арендной платы неправомерно применена ставка 8,35. Между тем применение такой арендной ставки возможно: для земельных участков, где размещены сооружения, имеющие назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов; для земельных участков под складскими площадками с видом разрешенного использования для временного хранения, распределения и перевалки грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе. На земельном участке с кадастровым номером 66:41:0105015:20, общей площадью 8021 кв.м, отсутствуют данные объекты, что подтверждено материалами дела и установлено судом при рассмотрении дела. При таких обстоятельствах, как полагает кассатор, в данном случае, при расчете арендной платы согласно приказу должна быть применена ставка арендной платы, равная 2, согласно пункту 164 Ставок арендной платы для вида разрешенного использования земельного участка "Иное использование". Ставка в размере 8,35 подлежит применению только к земельным участкам, на которых расположены складские площадки, что также подтверждается судебной практикой по делу N А60-15457/2020. Заявитель указал, что расширительное толкование положений вышеназванного постановления и применение к взаимоотношениям сторон неправомерных ставок арендной платы противоречит нормам права. Вывод судов о том, что на земельном участке отсутствуют склады, но есть дорога, по которой организовано движение к объектам недвижимости, расположенным на иных земельных участках, не подтвержден первичными документами, а вывод суда апелляционной инстанции о реализации на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:223 строительства не может быть основанием для неправомерного начисления повышенной арендной ставки по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0105015:20. При этом судом не принят во внимание тот факт, что наличие дорог и возможность передвижения по ним не влечет за собой обязанность арендатора оплачивать арендных платежи по ставкам, не соответствующим фактическому использованию земельного участка. В дополнении к кассационной жалобе общество сослалось на судебную практику по дела N А60-35775/2021, N А60-32417/2021, N А60-26388/2020.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.08.2016 между Министерством (арендодатель) и обществом "Ролси" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т186, согласно которому в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 66:41:0105015:20 площадью 8 021 кв.м.
Согласно пункту 1.1 договора земельный участок предоставлен для строительства транспортно-логистического центра на неопределенный срок.
Расчет арендной платы установлен в Приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой его частью. Размер арендной платы подлежит обязательному пересмотру в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области (пункты 3.1, 3.2 договора).
Ответчиком представлен истцу расчет арендной платы на 2021 год, оформленный приложением N 2 к договору аренды земельного участка, которым установлен размер арендной платы 663 516 руб. 47 коп., при расчете применена ставка 8,35% (складские площадки).
Полагая, что указанный расчет не соответствует приказу Министерства от 26.12.2020 N 4365 в части выбора ставки арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого расчета арендной платы недействительным, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем размер арендной платы определен верно в соответствии с действующим нормативным актом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Судами установлено, что между сторонами возникли правоотношения по поводу владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0105015:20, на условиях, установленных договором аренды земельного участка N Т-186 от 12.08.2016. В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0105015:20 зарегистрировано право собственности Свердловской области.
Истцом заявлены требования о признании расчета арендной платы на 2021 год к договору аренды земельного участка N Т-186 от 12.08.2016 недействительным.
Одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 указанного Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73), согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Исходя из положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума N 73, при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20.02.2020 N 82-ПП (ред. от 19.11.2021) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов. Указанный Порядок применяется для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 Порядка размер арендной платы за земельные участки определяется в соответствии с настоящим порядком, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и утверждение результатов определения кадастровой стоимости таких объектов (далее - уполномоченный орган): 1) определяет и утверждает ставки арендной платы за земельные участки, понижающие коэффициенты для отдельных категорий лиц и в целях поддержки социально значимых видов деятельности - коэффициенты развития; 2) ежегодно утверждает с учетом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, коэффициенты увеличения (п. 3 Порядка).
Как указано в пункте 4 Порядка годовой размер арендной платы за земельные участки определяется по формуле, элементом которой является в частности ставка арендной платы за земельные участки.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.12.2020 N 4365 (ред. от 20.04.2021) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов.
В соответствии с пунктом 118 Ставок ставка арендной платы за земельные участки с разрешенным использование "склады" (размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов) предусмотрена в размере 8,35%.
Разрешенное использование соответствует приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Как видно из материалов дела, расчет арендной платы произведен истцом исходя из ставки 8,35 % кадастровой стоимости - для земельных участков, где размещены сооружения, имеющие назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов; для земельных участков под складскими площадками с видом разрешенного использования для временного хранения, распределения и перевалки грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено подразделение земель по целевому назначению. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в кадастр. В случае, когда установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому, плата за пользование земельным участком подлежит определению исходя из фактического вида его использования.
В рамках иных дел с участием истца судами установлено, что 10.05.2006 заключен договор аренды земельного участка N 2-745 между Администрацией города Екатеринбурга, Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ОАО "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр" (арендатор), на основании которого предоставлен участок для строительства транспортно-логистического центра с правом вырубки леса, общей площадью 531 300 кв. м с кадастровым номером: 66:41:00 00000:223. Дополнительным соглашением N 2 от 12.09.2014 к договору аренды земельного участка N 2-745 от 10.05.2006 ООО "Ролси" включено в состав арендаторов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:223 (зарегистрировано 08.10.2014 за N 66-66-01/571/2014-332).
Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области 02.11.2016 обществу "Ролси" выдано разрешение на строительство N RU 66302000-263-2016 здания (N 1 по ПЗУ) складского назначения с трехэтажной встройкой для размещения административно-бытовых помещений, очистных сооружений (N 4 по ПЗУ) на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:223.
В дальнейшем земельный участок 66:41:0000000:223 был разделен.
Установив, что по условиям договора аренды N Т-186 от 12.08.2016 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0105015:20 предоставлен для строительства транспортно-логистического центра, образован из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:223, с разрешенным видом использования - размещение транспортно-логистического центра, граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 66:41:0110017:35 (размещение транспортно-логистического центра), 66:41:0110017:33 (склады), 66:41:0000000:107482 (для строительства транспортно-логистического центра), на которых находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:011017:34 (нежилое здание площадью 24476,10 кв.м) и 66:41:0000000:26834 (нежилое здание площадью 12627,70 кв.м), по земельному участку организовано движение транспортных средств (дорога) в целях доступа к указанным выше объектам, т.е. фактически земельный участок вовлечен в деятельность транспортно-логистического центра, что предусматривалось ранее заключенным договором аренды, суды обоснованно не усмотрели оснований для применения в оспариваемом расчете иной ставки арендной платы и признания в связи с этим оспариваемого расчета недействительным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований судами отказано правомерно.
Доводы кассатора о необходимости применения при расчете арендной платы на 2021 год ставки в размере 2,0 % являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены судами со ссылкой на статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 164 Ставок. При этом судами правильно указано, что первоначально земельный участок был предоставлен для строительства транспортно-логистического центра, цель предоставления земельного участка достигнута, истцом получено разрешение на строительство и введены в эксплуатацию соответствующие этому назначению объекты, при заключении договора аренды спор касательно разрешенного использования земельного участка между сторонами отсутствовал, фактически спорный земельный участок необходим для целей эксплуатации объектов истца.
Ссылки заявителя на судебную практику по конкретным делам в обоснование своей позиции по спору о необоснованности примененной Министерством ставки арендной платы, судом округа отклоняются, поскольку в указанных заявителем делах предметом исследования судов выступали иные обстоятельства, отличные от обстоятельств настоящего спора.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, получили правовую оценку и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2021 по делу N А60-32417/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ролси" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в кадастр. В случае, когда установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует фактическому, плата за пользование земельным участком подлежит определению исходя из фактического вида его использования.
...
Доводы кассатора о необходимости применения при расчете арендной платы на 2021 год ставки в размере 2,0 % являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены судами со ссылкой на статьи 7, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 164 Ставок. При этом судами правильно указано, что первоначально земельный участок был предоставлен для строительства транспортно-логистического центра, цель предоставления земельного участка достигнута, истцом получено разрешение на строительство и введены в эксплуатацию соответствующие этому назначению объекты, при заключении договора аренды спор касательно разрешенного использования земельного участка между сторонами отсутствовал, фактически спорный земельный участок необходим для целей эксплуатации объектов истца."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф09-2097/22 по делу N А60-32417/2021