Екатеринбург |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А60-34644/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2021 по делу N А60-34644/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Флягин В.Н. (доверенность от 06.12.2021);
акционерного общества "Каменское" (далее - АО "Каменское", общество) - Ерофеева И.В. (доверенность от 15.04.2022).
АО "Каменское" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к управлению с заявлением о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 13.04.2021 N 260.
Решением суда от 21.09.2021 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным и отменен пункт 2.6 предписания управления об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.04.2021 N 260.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, признать пункт 2.6 предписания управления от 13.04.2021 N 260 законным и обоснованным, полагая, что позиция судов об отсутствии необходимости получения обществом лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности АО "Каменское" ошибочна и неправомерна.
Управление считает, что использование навоза IV класса опасности в собственных целях также подпадает под понятие утилизации, а перепревание отходов животноводства естественным или другим способом подходит под определение обезвреживание отходов, т.е. влечет необходимость получения лицензии. То обстоятельство, что общество использует "навоз свиной" в виде органического удобрения в соответствии с техническим регламентом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей; ссылка общества на то, что навоз является сырьем для получения органического удобрения в соответствии с самостоятельно им разработанным техническим регламентом в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня является несостоятельной.
В представленном отзыве общество просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управление в ходе проведенной с 17.03.2021 по 13.04.2021 в отношении АО "Каменское" плановой выездной проверки установило, что общество осуществляет деятельность по обезвреживанию, утилизации отхода IV класса опасности - "навоз свиней свежий", "навоз крупного рогатого скота перепревший" в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 13.04.2021 N 260, обществу выдано предписание об устранений выявленных нарушений обязательных требований от 13.04.2021 N 260, пунктом 2.6. которого обществу в срок до 18.04.2022 предписано получить лицензию на осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Не согласившись с указанным предписанием управления в части пункта 2.6, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что общество не осуществляет сбор отходов в смысле статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, в связи с чем получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены в Законе N 89-ФЗ.
Статья 1 Закона N 89-ФЗ содержит основные понятия, используемые в названном Законе. Так, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под сбором отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; под транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; под утилизацией отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 названного Закона
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 утвержден ФККО, в соответствии с которым отходы разведения свиней, сельскохозяйственной птицы отнесены к отходам III - V классов опасности.
Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" к отходам не относятся "побочный продукт" - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной хозяйственной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).
Судами установлено, что и управлением не опровергнуто, что заявитель производит обработку побочного продукта (навоза) в соответствии с установленными техническими регламентами с целью получения удобрения для собственных нужд: навоз свиней и крупного рогатого скота свежий естественным образом перегнивает в буртах и специальных площадках, с последующим внесением (утилизация) в почву навоза свиней и крупного рогатого скота перепревшего.
В соответствии с установленным обществом технологическим процессом производства удобрения навоз перерабатывается в продукт - органическое удобрение, который в дальнейшем используется обществом в своей производственной деятельности. Названный процесс осуществляется обществом на основании Технического регламента производства органического удобрения на основе навоза свиней и крупного рогатого скота АО "Каменское" (утвержден 25.09.2020), разработанного ООО Холдинговая компания "УралЭкология" для АО "Каменское" на основе действующих в Российской Федерации норм, правил и государственных стандартов, требований природоохранного законодательства, описывает условия и порядок проведения технологического процесса переработки навоза от содержания свиней и крупного рогатого скота животноводческих подразделений АО "Каменское" в органическое удобрение, обеспечивающий получение экологически безопасного продукта с показателями качества, отвечающими требованиям ГОСТ Р 53117-2008 "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия", а также устанавливающий безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей производства.
В соответствии с технологическим процессом производства удобрения, применяемым обществом, свиной навоз и навоз крупного рогатого скота перерабатывается в продукт - органическое удобрение, который в дальнейшем используется АО "Каменское" в своей производственной деятельности. При этом процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Закона N 89-ФЗ.
Судами установлено отсутствие у общества сооружений для обезвреживания; естественное биологическое обеззараживание навоза происходит на участке временного накопления путем выдерживания в буртах и на площадках, срок не превышает 11 месяцев со дня складирования. Как следствие, процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона N 89-ФЗ.
Судами принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих прием обществом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации), реализацию обществом с целью получения прибыли полученного им из отходов удобрения иным лицам.
Судами отмечено, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Учитывая процесс преобразования отходов производства в удобрение, суды заключили, что АО "Каменское" не осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, что исключает обязанность общества по получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15203 по делу N А44-3794/2018.
Поскольку наличие у общества обязанности лицензирования спорной деятельности управлением не доказано, суды правомерно признали пункт 2.6 оспариваемого предписания незаконным и удовлетворили заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают и подлежат отклонению с учетом вышеизложенных обстоятельств данного конкретного дела, установленных судами.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2021 по делу N А60-34644/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отмечено, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Учитывая процесс преобразования отходов производства в удобрение, суды заключили, что АО "Каменское" не осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, что исключает обязанность общества по получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15203 по делу N А44-3794/2018."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф09-1996/22 по делу N А60-34644/2021