Екатеринбург |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А47-5829/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, а также путем использования системы веб-конференции кассационные жалобы Дергачевой Ольги Вячеславовны и Федькина Андрея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2021 по делу N А47-5829/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представители:
Частного профессионального образовательного учреждения "Учебно-технический центр "Кольчуга-2" (далее - ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2"), общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Алекса" (далее - ООО ОП "Алекса"), общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Алекса-1" (далее - ООО "ОО "Алекса-1"), территориального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности на территории муниципального образования города Орска (далее - ТООР в СОИБ на ТМО г. Орска) - Астафев Д.Н. (доверенности от 07.07.2020);
Дергачевой О.В., Федькина А.В. - Астафев Д.Н. (доверенности от 09.07.2020);
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Управление, Россгвардия) - Юрьева С.И. (доверенность от 12.01.2022).
ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2", ООО ОП "Алекса", ООО "ОО "Алекса-1", ТООР в СОИБ на ТМО г. Орска обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Координационному совету по вопросам частной охранной деятельности (далее - Координационный совет) при Управлении:
- о признании незаконным решения от 20.02.2020,
- об обязании Управления устранить допущенные нарушения, включив ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" в перечень мест проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств на территории Оренбургской области (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федькин А.В., Дергачева О.В.
Решением суда от 20.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая следующее.
Структурные подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в нарушение пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) делегируют свои полномочия иным организациям - координационным советам, которые принимают решения о назначении мест проведения периодических проверок.
На территории Оренбургской области периодические проверки проводятся Россгвардией только на базе одного учреждения - ЧПОУ "Школа частной охраны", иным организациям во включении в перечень мест проведения периодических проверок неправомерно отказывают.
При этом в нарушение требований пункта 6 Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 N 387 (далее - Порядок N 387), которым регламентированы условия безвозмездного прохождения периодических проверок частными охранниками и работниками юридических лиц, ЧПОУ "Школа частной охраны" участвует в проведении периодических проверок на возмездной основе, а именно взимает плату с частных охранников и юридических лиц, то есть совершает незаконные действия, что свидетельствует о явной коррупционной составляющей.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами, 05.02.2020 ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" в адрес Управления направлено обращение N 202002051045 о намерении на безвозмездной основе участвовать в проведении периодических проверок.
03.03.2020 указанным лицом получен ответ от 28.02.2020 N 554/9-362, в котором Управление указало на невключение ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" в перечень мест проведения периодических проверок решением координационного совета Управления от 20.02.2020.
Не согласившись с указанным решением, заявители обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались выводом о законности и обоснованности оспариваемого решения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Как следует из положений части 3 статьи 16 Закона N 2487-1, части 6 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", части 3 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", части 4 статьи 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", действующим законодательством закреплена обязанность лиц со специальным правовым статусом, предполагающим возможность применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств (частные охранники, работники юридических лиц с особыми уставными задачами, работники ведомственной охраны, работники подразделений транспортной безопасности), проходить периодические проверки для подтверждения пригодности к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; порядок прохождения указанных проверок определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, в сфере оборота оружия.
Таким органом, исходя из пункта 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510, является Росгвардия.
Полномочия войск национальной гвардии Российской Федерации проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, установлены также пунктом 18 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Росгвардией в пределах предоставленных ей полномочий утвержден Порядок N 387.
Согласно пункту 1 Порядка 387 данный акт определяет правила проведения территориальными органами периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, содержание периодических проверок и срок их проведения.
Для проведения периодических проверок в территориальных органах Росгвардии создаются комиссии по периодическим проверкам, в состав которых в том числе включаются (по согласованию) руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и образовательным программам в области физической культуры и спорта. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом начальника территориального органа (пункты 2 - 3 Порядка N 387).
Из содержания пункта 6 Порядка N 387 следует, что по общему правилу периодические проверки должны проводиться в территориальном органе Росгвардии на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы ЧОО или юридическое лицо либо находится объект охраны (защиты), и лишь в случае отсутствия в территориальном органе условий, необходимых для проведения периодических проверок, - в образовательных организациях, имеющих такие условия и находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен соответствующий территориальный орган. При этом проведение периодических проверок на базе образовательных организаций производится только в случае их волеизъявления о возможности участия на безвозмездной основе в проведении таких проверок.
Пункт 7 Порядка N 387 содержит критерии отбора мест проведения периодических проверок, которые могут проводиться в том числе на базе образовательных организаций, выразивших желание участвовать в их проведении, и предусматривает, что решение об определении мест проведения периодических проверок принимается координационным советом.
Из приведенных норм следует, что проведение периодических проверок является обязанностью Росгвардии, относится к ее исключительной компетенции и осуществляется созданными в территориальных органах Росгвардии комиссиями. Образовательные организации периодические проверки не осуществляют, так как это не входит в их уставную деятельность, они на безвозмездной основе и при наличии их желания лишь предоставляют материально-техническую базу, которая может использоваться комиссией при проведении проверок.
Образовательная деятельность указанных организаций отграничена от деятельности комиссии по проведению периодических проверок. При этом образовательные организации вправе оказывать частным охранникам и работникам юридических лиц с особыми уставными задачами консультационные, тренировочные и иные услуги.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 20.02.2020 на заседании координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Управлении, созданного приказом от 09.03.2017 N 13, рассмотрены обращения девяти образовательных организаций, зарегистрированных на территории Оренбургской области и изъявивших желание на безвозмездной основе участвовать в проведении периодических проверок, в том числе обращение ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2".
Оспариваемым решением Управления ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" не было включено в перечень мест проведения периодических проверок, поскольку при голосовании по определению перечня мест и их количества в г. Орске ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" получило 1 голос "за", 1 голос "воздержался" и 14 голосов "против".
Иного разъяснения причин отказа указанной организации во включении в перечень материалы дела не содержат.
С учетом изложенного является правомерным вывод судов о том, что оспариваемое решение о невключении ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" в число организаций, на базе которых организуется проведение периодических проверок частных охранников и работников иных юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, принято уполномоченным лицом с соблюдением требований действующего законодательства.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом деле отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого решения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителей, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2021 по делу N А47-5829/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Дергачевой Ольги Вячеславовны и Федькина Андрея Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 6 Порядка N 387 следует, что по общему правилу периодические проверки должны проводиться в территориальном органе Росгвардии на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы ЧОО или юридическое лицо либо находится объект охраны (защиты), и лишь в случае отсутствия в территориальном органе условий, необходимых для проведения периодических проверок, - в образовательных организациях, имеющих такие условия и находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен соответствующий территориальный орган. При этом проведение периодических проверок на базе образовательных организаций производится только в случае их волеизъявления о возможности участия на безвозмездной основе в проведении таких проверок.
Пункт 7 Порядка N 387 содержит критерии отбора мест проведения периодических проверок, которые могут проводиться в том числе на базе образовательных организаций, выразивших желание участвовать в их проведении, и предусматривает, что решение об определении мест проведения периодических проверок принимается координационным советом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф09-1317/22 по делу N А47-5829/2020