Екатеринбург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А76-3608/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2021 по делу N А76-3608/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по тому же делу по заявлению Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным "Подари жизнь" к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" о признании незаконным и отмене решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Златоустовская городская общественная организация помощи бездомным животным "Подари жизнь" (далее - ЗГООПБЖ "Подари жизнь", организация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - Комитет, ответчик) о признании незаконным и отмене решения аукционной комиссии Комитета, оформленного протоколом от 29.01.2021 в части: недопуска истца к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества; заключения договора аренды с единственным участником аукциона по лоту N 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Скородумов Евгений Александрович, Администрация Златоустовского городского округа, муниципальное казенное учреждение Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Скородумов Е.А., Администрация, МКУ "УЖКХ").
Решением суда первой инстанции от 14.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение аукционной комиссии Комитета, оформленное протоколом от 29.01.2021 в части недопуска к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что истцом были нарушены условия, определенные аукционной документацией, в части срока внесения задатка, что является в соответствии с подпунктом 3 пункта 24 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 основанием для недопуска участника к аукциону; претендент несет риск несвоевременного поступления денежных средств в оплату задатка; срок внесения задатка установлен для обеспечения поступления денежных средств на дату определения участников; из ответа банка видно, что оплаченные 28.01.2021 истцом денежные средства перечислены банком в этот же день, однако денежные средства поступили в казну лишь 01.02.2021, что явилось результатом недобросовестного поведения истца.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, распоряжением руководителя Комитета от 28.12.2020 N 972-р "О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды объекта муниципальной собственности (движимого имущества) сроком на 15 лет" утверждена аукционная документация по проведению аукциона. Пунктом 2 распоряжения отделу имущественных отношений предложено обеспечить подготовку соответствующих документов и провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды объекта муниципальной собственности (т. 1 л.д. 11-12).
Аукционная документация по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды объекта муниципальной собственности утверждена руководителем Комитета (т. 1 л.д. 21).
Пунктом 1.9 аукционной документации установлено требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка. Последний срок оплаты задатка - 25.01.2021.
Пунктом 2.5 аукционной документации предусмотрены порядок, место, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В соответствии с эти пунктом, заявки с прилагаемыми документами на участие в аукционе подаются заявителем в рабочие дни с 8-30 до 12.00 по адресу г. Златоуст, улица Таганайская д. 1, к. 331, начиная с 29.12.2020. Последний срок приема заявок 29.01.2021 до 12.00 часов.
Пункт 2.6 аукционной документации предусматривает основания, по которым заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе: непредставление документов, определенных подпунктами 1 - 2 пункта 2.1 документации, либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие требованиям, указанных в подпунктах 1 - 2 пункта 2 - 6 документации; несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации.
Из материалов дела следует, что заявка истца на участие в аукционе от 28.01.2021 принята в 10-54 часов 29.01.2021. Согласно описи, истцом представлены: заявка на участие в аукционе; копия платежного поручения N 5 от 28.01.2021; устав ЗГООПБЖ "Подари жизнь"; выписка из ЕГРЮЛ; решение об избрании председателя ЗГООПБЖ "Подари жизнь" (т. 1 л.д. 48-73).
Решением аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества, оформленным протоколом от 29.01.2021, истец не допущен к участию в аукционе. Основанием для недопуска к участию в аукционе явилось нарушение срока внесения задатка, установленного аукционной комиссией (т. 1 л.д. 10).
Письмом N МС-336 от 29.01.2021 Комитет уведомил истца о недопуске к участию в аукционе в соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 24 статьи 4 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (нарушение срока внесения задатка, установленного аукционной документацией). Также указано, что внесенный задаток будет возвращен после установления факта поступления задатка на счет, указанной в аукционной документации (т. 1 л.д. 47).
Не согласившись с решением аукционной комиссии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о признании незаконным решения аукционной комиссии Комитета, оформленного протоколом от 29.01.2021, в части недопуска истца к участию в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества, а также в части заключения договора аренды с единственным участником аукциона по лоту N 1.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N 67 от 10.02.2010 "Об утверждении Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды". Считает, что поскольку согласно аукционной документации последний срок приема заявок - 29.01.2021, истцом заявка подана 28.01.2021 и денежные средства в виде задатка поступили 28.01.2021, у ответчика отсутствовали основания для недопуска заявки истца к участию в аукционе.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконным решения аукционной комиссии Комитета о недопуске заявки истца к участию в аукционе. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Приказом Федеральной антимонопольной службы N 67 от 10.02.2010 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Правила N 67).
Согласно пункту 2 Правил N 67, проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.
Заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 120 Правил N 67).
В соответствии с пунктом 125 Правил N 67, прием заявок на участие в аукционе прекращается в указанный в извещении о проведении аукциона день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно перед началом рассмотрения заявок.
Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, регистрируется организатором аукциона или специализированной организацией (пункт 126 Правил N 67).
В силу пункта 133 Правил N 67 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается организатором аукциона или специализированной организацией на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании аукциона несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 67, заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.
Согласно пункту 92 Правил N 67, заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Положениями пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, задаток является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Задаток является обязательным условием участия в торгах и способом обеспечения исполнения обязательств по оплате цены договора, заключаемого по результатам этих торгов.
Пунктом 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Оспариваемым решением аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества, оформленного протоколом от 29.01.2021, истец не допущен к участию в аукционе и не признан участником аукциона. Основанием для недопуска к участию в аукционе явилось нарушение срока внесения задатка, установленного аукционной комиссией (т. 1 л.д. 10).
Согласно пункту 2.5 аукционной документации, заявки с прилагаемыми документами на участие в аукционе подаются заявителем лично или представителем заявителя в рабочие дни с 8.30 до 12.00, начиная с 29.12.2020. Последний срок приема заявок 29.01.2021 до 12.00.
Заявка истца от 28.01.2021 на участие в аукционе принята продавцом в 10-54 часов 29.01.2021 (т. 1 л.д. 48), то есть эта заявка подана в срок, установленный пунктом 2.5 аукционной документации.
К заявке истца приложено платежное поручение N 5 от 28.01.2021, подтверждающее уплату задатка по реквизитам, указанным в пункте 1.9 аукционной документации (т. 1 л.д. 50).
Согласно письму ПАО "Банк Уралсиб" от 22.07.2021, денежные средства в размере 3500 руб. в виде задатка перечислены истцом на расчетный счет Финансового управления Златоустовского городского округа 28.02.2021 в 09.22.20 час. (т. 1 л.д. 132).
Представленной Комитетом выпиской из лицевого счета N 051180 1400Р также подтверждено, что денежные средства поступили 28.01.2021 (т. 1 л.д. 141).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что оплата задатка произведена истцом не позднее срока, установленного для подачи заявки, и в порядке, установленном аукционной документацией, в частности по реквизитам, указанным в пункте 1.9 (до 12 часов 29.01.2021).
Согласно пункту 24 Правил N 67 заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе в случаях: непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил; невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона; несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота); подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 настоящих Правил, не допускается (пункт 25 Правил N 67).
В рассматриваемом случае основанием для отказа в допуске к участию в аукционе заявки истца явилось, по мнению ответчика, нарушение срока внесения задатка, установленного аукционной комиссией.
Из материалов дела следует, что истцом задаток внесен действительно по истечении установленного пунктом 1.9 аукционной документации срока оплаты задатка - 25.01.2021.
Между тем, установленный Правилами N 67 перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе является исчерпывающим и не содержит такого основания как нарушение сроков внесения задатка. Поскольку такое основание для отказа в допуске к участию в аукционе также отсутствует в аукционной документации, требования истца о признании незаконным решения аукционной комиссии об отказе в допуске заявки истца к участию в аукционе являются правомерными.
Суд первой инстанции при разрешении спора правомерно установил предусмотренную ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемого решения в части недействительным и удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2021 по делу N А76-3608/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 24 Правил N 67 заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе в случаях: непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил; невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона; несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота); подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 настоящих Правил, не допускается (пункт 25 Правил N 67)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 г. N Ф09-1490/22 по делу N А76-3608/2021