Екатеринбург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А07-12141/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Комбинат рабочей одежды" (далее - общество "Комбинат рабочей одежды", общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А07-12141/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Комбинат рабочей одежды" - Басова А.К. (доверенность от 25.02.2022, диплом);
Башкортостанской таможни - Бильгильдеева З.Г. (доверенность от 17.01.2022, диплом), Демина Е.Б. (доверенность от 10.01.2022, диплом).
Общество "Комбинат рабочей одежды" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.04.2021 N 10401000- 347/2021 по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично, постановление Башкортостанской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.04.2021 N 10401000-347/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего в общей сумме 20 000 рублей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 решение суда отменено.
В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Комбинат рабочей одежды" просит постановление отменить отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неприменение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
По мнению общества, в силу положений данной нормы за вменяемое правонарушение подлежит взысканию штраф в размере 20 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, общество "Комбинат рабочей одежды" осуществляло вывоз давальческого сырья с целью пошива швейной продукции в Республику Беларусь в адрес ЗАО "Фабрика головных уборов "Людмила" по договору от 16.12.2019 N 20-В:
- в июне 2020 года;
- в июле 2020 года;
- в августе 2020 года;
- в сентябре 2020 года.
А также осущетвлялся ввоз швейных изделий из Республики Беларусь от ЗАО "Фабрика головных уборов "Людмила" по договору от 16.12.2019 N 20-В:
- в июле 2020 года;
- в сентябре 2020 года.
Статистические формы учета перемещения товаров обществом за данные поставки в Башкортостанскую таможню своевременно не представило.
19.01.2021 в адрес общества было направлено письмо-извещение таможни от 19.01.2021 N 03-04-15/00477 для явки в таможню и дачи объяснений, ознакомления с материалами дела и присутствия при составлении протокола об административном правонарушении по статье 19.7.13 КоАП по факту непредставления статистических форм за указанные выше поставки.
19.02.2021 общество с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представило в таможню статистические формы учета перемещения товаров:
- за ввоз товаров в июле 2020 года - 10401000/190221/С227760;
- за ввоз товаров в сентябре 2020 года - 10401000/190221/С227938.
15.04.2021 - документы, подтверждающие ввоз товаров в июле, сентябре 2020 года и документы, подтверждающие вывоз товаров (давальческого сырья) в июне, июле, августе, сентябре 2020 года в Беларусь в адрес ЗАО "Фабрика головных уборов "Людмила" по договору от 16.12.2019 N 20-В.
Аннулирование статистических форм 10401000/190221/С227760, 10401000/190221/С227938 общество не осуществляло.
В связи с выявленными нарушениями 15.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество было уведомлено извещением от 09.04.2021, на которое законным представителем общества - генеральным директором Басовым Д.Б. подано ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении без его участия.
По результатам рассмотрения материалов административного дела таможенным органом 30.04.2021 в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10401000-347/2021 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в общем размере 120 000 рублей (по 20 000 руб. за каждое правонарушение).
О времени и месте вынесения постановления законный представитель общества уведомлен посредством вручения ему 20.04.2021 письма Башкортостанской таможни от 19.04.2021 N 04-03-16/04830, на которое 29.04.2021 генеральным директором АО "КРО" Басовым Д.Б. направлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении N 10401000-347/2021 без его участия.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, а также о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Между тем, пришел к выводу, что указанные деяния являются одним административным правонарушением, подпадают под квалификацию одной статьи КоАП РФ с назначением наказания в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку действия (бездействие) общества выявлены в рамках одной проверки, в один временной период, по одному контракту.
Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции, так как у таможенного органа имелись основания квалифицировать каждое из выявленных нарушений как самостоятельное административное правонарушение, в силу того, что правонарушения совершены в различные отчетные периоды (июнь, июль, август, сентябрь 2020 года), за различные направления поставок (ввоз либо вывоз) и законодатель предусматривает обязанность предоставления статистической формы (содержащей определенные сведения, характерные для каждой поставки) за каждый отчетный период.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы или в представлении статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлена обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329", которым утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, определяющие порядок ее ведения, статистическую форму учета перемещения товаров и Правила ее заполнения (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта.
Согласно пункту 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Арбитражным судом установлено, что в нарушение данных требований общество представило статистические формы учета за ввоз товаров в июле, сентябре 2020 года 19.02.2021, т.е. с нарушением установленного срока, а статистические формы за вывоз давальческого сырья в июне, июле, августе и сентябре 2020 года - не представило.
Факт нарушения срока предоставления в таможенный орган статистической формы на ввоз готовой продукции за отчетные периоды - июль, сентябрь 2020 года, непредставления в таможенный орган статистической формы на вывоз давальческого сырья за отчетные периоды - июнь, июль, август, сентябрь 2020 года подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и по сути обществом не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражным судом установлено, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления спорных статистических форм.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии доказательств, свидетельствующих о виновном совершении обществом противоправных действий, подпадающих под часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется. Таможней данный вопрос рассмотрен и в постановлении указано, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
(часть 5 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ).
Данное законоположение, при установленных фактических обстоятельствах дела, свидетельствует об ошибочности вывода апелляционного суда в части штрафа, поскольку в данном случае штраф должен составлять от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку таможенный орган исходил из того, что за каждое правонарушение штраф подлежит взысканию 20 000 руб., вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания штрафа в части назначения наказания в виде штрафа, не превышающего в сумме 20 000 руб., является правильным, а решение суда - законным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, кассационную жалобу следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А07-12141/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2021 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется. Таможней данный вопрос рассмотрен и в постановлении указано, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
(часть 5 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 г. N Ф09-1781/22 по делу N А07-12141/2021