Екатеринбург |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А50-6341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцова Е.А.
рассмотрел судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2021 по делу N А50-6341/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по тому же делу по исковому заявлению Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования города Перми "Детская музыкальная школа N 5 "Созвучие" о взыскании излишне выплаченного пособия в сумме 9 939,83 руб..
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Отделение фонда, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования города Перми "Детская музыкальная школа N 5 "Созвучие" (далее - ответчик, учреждение, страхователь) о взыскании излишне выплаченного пособия в сумме 9 939,83 рубля.
Решением суда первой инстанции от 23.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе административный орган указывает на то, что пособие Боченкову А.А. подлежало назначению и выплате по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица из заработка, полученного в расчетном периоде (2018-2019 гг.), при наличии справки с другого места работы, предусмотренной ч. 5.1. ст. 13 Закона N 255-ФЗ о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются; страхователь, обладая информацией о том, что сотрудник трудоустроен к нему в 2020 г. и в двух предшествующих страховому случаю годах не работал у него, кроме того, работник трудоустроен по совместительству, следовательно, МАУ ДО г. Перми "Детская музыкальная школа N 5 "Созвучие" точно знало о том, что у Боченкова А.А. имеется основное место работы, руководствуясь нормами Закона N 255-ФЗ, должен был уточнить у работника по какому из мест работы он будет получать пособие и только при предоставлении справки о невыплате пособия другим работодателем (ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ) направить соответствующий реестр на выплату пособия в отделение Фонда; по мнению фонда, причинно-следственная связь между действиями страхователя и излишней выплатой пособия по временной нетрудоспособности Боченкову А.А. установлена, так как именно направление страхователем реестра в отделение Фонда явилось причиной излишней выплаты пособия по временной нетрудоспособности отделением Фонда.
Ответчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, учреждение направило в Отделение фонда в электронном виде: - реестр сведений от 15.04.2020 N Е_5900280611_2020_04_15_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. фондом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 3 254,86 руб. по оформленному медицинской организацией электронному листку нетрудоспособности с кодом "03" единовременно на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 года; - реестр сведений от 23.04.2020 N Е_5900280611_2020_04_23_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. Отделением фонда назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в сумме 2 557,39 руб., - реестр сведений от 19.05.2020 N Е_5900280611_2020_05_19_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. фондом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 12.05.2020 по 29.05.2020 в сумме 4 127,58 рубля.
Как выявлено Отделением фонда, на момент наступления страхового случая Боченков А.А. работал у страхователя по совместительству, при этом, исходя из имеющихся в Отделении фонда сведений, пособие по временной нетрудоспособности Боченкову А.А. за периоды с 06.04.2020 по 19.04.2020, с 20.04.2020 по 30.04.2020, с 12.05.2020 по 29.05.2020 назначено и выплачено также по основному месту работы (муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств N 7").
Ссылаясь на то, что в результате предоставления страхователем недостоверных сведений в реестрах Отделением фонда было излишне назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности работнику страхователя Боченкову А.А. за период с 06.04.2020 по 29.05.2020 в размере 9939,83 руб., квалифицируя данную сумму как убытки, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что вина и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшим ущербом в связи излишним расходованием средств внебюджетного фонда, истцом не доказан.
Регулирование правоотношений в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется на основе специальных норм Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства - застрахованные лица (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
На основании части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
В соответствии с частью 2.1 вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В спорный период в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья Правительством Российской Федерации в Постановлении от 01.04.2020 N 402 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше (далее - Временные правила N 402).
В соответствии с пунктом 3 Временных правил N 402 назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - электронный листок нетрудоспособности, уполномоченная медицинская организация).
Согласно пункту 4 Временных правил N 402 страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных направляет в Фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции (далее - перечень застрахованных лиц), для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Положение N 294).
В течение одного рабочего дня со дня получения перечня застрахованных лиц и документов (сведений), указанных в пункте 4 настоящих Временных правил, Фонд осуществляет идентификацию застрахованных лиц, указанных в перечне застрахованных лиц, и проверку факта их трудоустройства у страхователя, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации. После завершения идентификации застрахованных лиц и подтверждения факта их трудоустройства у страхователя Фонд в течение одного рабочего дня обеспечивает передачу данных о застрахованных лицах в уполномоченную медицинскую организацию (п. 6, 7 Временных правил N 402).
Уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от Фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 7 Временных правил, с кодом "03". Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя (пункты 8, 9 Временных правил N 402).
Пунктами 9 и 10 Положения N 294 установлено, что выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).
Согласно пункту 16 Положения N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
В силу статьи части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как следует из материалов дела, учреждение во исполнение своих обязательств перед застрахованным лицом направило в Отделение фонда сведения о Боченкове А.А., ранее состоявшем с учреждением в трудовых отношениях, для оформления листка нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
В частности, из материалов дела следует, что учреждение, имеющее статус страхователя, на основании действующих в спорный период Временных правил N 402 направило в Отделение фонда в электронном виде:
- реестр сведений от 15.04.2020 N Е_5900280611_2020_04_15_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. фондом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 3 254,86 руб. по оформленному медицинской организацией электронному листку нетрудоспособности с кодом "03" единовременно на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 года;
- реестр сведений от 23.04.2020 N Е_5900280611_2020_04_23_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. Отделением фонда назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в сумме 2 557,39 руб.,
- реестр сведений от 19.05.2020 N Е_5900280611_2020_05_19_01:1, на основании которого работнику страхователя Боченкову А.А. фондом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 12.05.2020 по 29.05.2020 в сумме 4 127,58 рубля.
Отделением Фонда в ходе проверки предоставленных страхователем сведений установлено, что Боченков А.А. трудоустроен в МАУ ДО г. Перми "Детская музыкальная школа N 5 "Созвучие" только с февраля 2020 года на 0,5 ставки, ни в одном из двух предшествующих страховому случаю годов (ни в 2018 г., ни в 2019 г.) он не был занят (не работал) у страхователя, соответственно, права на получение пособия по всем местам работы в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ он не имел.
В рассматриваемом случае, как отмечает фонд, пособие Боченкову А.А. подлежало назначению и выплате по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица из заработка, полученного в расчетном периоде (2018-2019 гг.), при наличии справки с другого места работы, предусмотренной ч. 5.1. ст. 13 Закона N 255-ФЗ о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
По расчету истца, фондом по представленным страхователем сведениям излишне назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности Боченкову А.А. за период с 06.04.2020 по 29.05.2020 в размере 9939,83 руб.
Факт выплаты данной суммы сторонами не оспаривается. Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Отделением Фонда.
Между тем, при рассмотрении дела судами правильно учтено следующее.
Исходя из подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики вправе: - при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; - проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; - не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно подпунктам 4, 5, 8 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны: - обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; - контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам - осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений.
На основании пунктов 1, 2, 4, 5 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право: - проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; - запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; - не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; - осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.
В силу пунктов 3, 5, 6 12 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик обязан: - вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; - осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; - выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
Исходя из совокупности приведенных правовых норм и разъяснений вышестоящих судов, суды правомерно указали на то, что Отделение фонда как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязано было провести анализ поступивших сведений и исключить выплату пособия Боченкову А.А.
Судами правильно установлено, что в числе реквизитов, направленных страхователем в адрес Отделения фонда 15.04.2020, 23.04.2020, 19.05.2020 документов, на основании которых рассматривались вопросы начисления и выплаты пособия, содержались сведения о том, что работник - Боченков А.А. с 03.02.2020 осуществляет трудовую функцию в интересах учреждения на условиях совместительства (раздел "Тип занятости работника" (проставлена отметка "по совместительству)), аналогичные сведения об условиях работы по совместительству содержатся в листках нетрудоспособности, заполненных врачами медицинской организации, кроме того фондом получена 23.04.2020 копия представленного ответчиком трудового договора от 03.02.2020 N 420 с Боченковым А.А.
Факт наличия в Отделении фонда указанных документов (сведений) и их достоверность истцом не оспаривался.
Вместе с тем, несмотря на наличие у Отделения фонда указанных сведений, в том числе об условиях работы Боченкова А.А., анализ данных сведений истцом не проводился, дополнительные документы у страхователя не запрашивались, выплата пособия производилась без выяснения фактов выплаты пособия на основании документов, представленных иным страхователем.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В рассматриваемом случае недостоверные сведения учреждением не представлялись, неправомерное исчисление и выплата спорных сумм произведена Отделением фонда самостоятельно, что исключает возможность их взыскания в качестве убытков.
С учетом установленных обстоятельств, отклоняется довод фонда о том, что ответчиком в нарушение части 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ не была истребована от застрахованного лица справка о выплате пособия другим работодателем, указав, что необходимые сведения о работе по совместительству имелись в распоряжении фонда и подлежали обязательному учету при расчете, назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, кроме того, представление такого документа для выплаты пособия Временными правилами N 402 не предусмотрено.
Таким образом, поскольку наличие вины и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками в виде излишне выплаченных сумм пособия материалами дела не подтверждено, совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, истцом в данном случае не доказана (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Отказ в удовлетворении заявленных требований является законным, оснований для отмены судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2021 по делу N А50-6341/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
...
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
...
С учетом установленных обстоятельств, отклоняется довод фонда о том, что ответчиком в нарушение части 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ не была истребована от застрахованного лица справка о выплате пособия другим работодателем, указав, что необходимые сведения о работе по совместительству имелись в распоряжении фонда и подлежали обязательному учету при расчете, назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, кроме того, представление такого документа для выплаты пособия Временными правилами N 402 не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2022 г. N Ф09-1206/22 по делу N А50-6341/2021