Екатеринбург |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А47-4467/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Сулейменовой Т. В., Суспициной Л. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федюниной Е.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества в Оренбургской области, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-4467/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном посредством использования систем онлайн-заседания в режиме веб-конференции, принял участие представитель Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) - Щеснович А.А. (доверенность от 30.12.2021 N Д-14.3/303).
До даты судебного заседания посредством административного интерфейса "Мой арбитр" судом округа было одобрено ходатайство индивидуального предпринимателя Бигалиева Марата Мусаевича (далее - предприниматель Бигалиев М.М., истец) об участии его представителя в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседания). Вместе с тем в назначенное время представитель истца не обеспечил техническую возможность участия в судебном онлайн-заседании.
Предприниматель Бигалиев М.М. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Управлению Росимущества в Оренбургской области, Росавиации, Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)") о понуждении к заключению договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра по Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 исковые требования удовлетворены: суд обязал Управление Росимущества в Оренбургской области заключить с истцом договор аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, расположенных по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Оренбургский, с/с Нежинский, и образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022. В удовлетворении исковых требований к Росавиации и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" судом было отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества в Оренбургской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Управлению Росимущества в Оренбургской области в полном объеме. Заявитель жалобы утверждает, что уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, образованными из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10 и изъятыми для государственных нужд, в настоящее время является Росавиация. При этом Управление Росимущества в Оренбургской области указывает на то, что по состоянию на 29.01.2021 право аренды истца в ЕГРН было погашено Управлением Росреестра по Оренбургской области на основании приказа Росавиации от 29.06.2020 N 621-п "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)" (далее также - приказ Росавиации от 29.06.2020 N 621-п), каких-либо препятствий по дальнейшей реализации данного приказа не имеется.
В отзывах на кассационную жалобу предприниматель Бигалиев М.М., Росавиация просят оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между предпринимателем Бигалиевым М.М. (арендатор) и Управлением Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ (далее также - договор).
Арендуемый земельный участок находится по адресу: Оренбургская обл., Оренбургский район, сельсовет Нежинский БПХ им. Куйбышева, расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:1407006. Кадастровый номер земельного участка, относящийся к землям земель сельскохозяйственного назначения: 56:21:1407006:10, площадью 6 474 000 кв. м.
На основании пункта 2.1 договора аренды срок аренды участка составляет 3 года и устанавливается с 15.10.2019 по 14.10.2022.
22.05.2020 истцом получено письмо N 04746 "О получении согласия" от ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", из которого следует, что ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" является заказчиком-застройщиком по объекту: "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)" (далее - проект). Проектом предусмотрено строительство объектов воздушного транспорта в границах земельного участка с кадастровым номером: 56:21:1407006:10, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного истцу в аренду на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
С учетом изложенного ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" просило истца направить письменное согласие на образование земельных участков с номерами 56:21:1407006:10:ЗУ1, 56:21:1407006:10:ЗУ2, 56:21:1407006:10:ЗУ3, 56:21:1407006:10:ЗУ4 из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10 в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным приказом Росавиации от 22.09.2016 N 736.
Письмом от 08.07.2020 исх. N 08/07 предприниматель Бигалиев М.М. направил в адрес ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" соответствующее согласие.
Сопроводительным письмом от 08.07.2020 исх. N 28406/14 Росавиацией в адрес истца направлена копия приказа "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)" от 19.06.2020 N 621-П, в рамках которого ответственной стороной за осуществление мероприятий по изъятию земельных участков определено ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Согласно доводам истца с его стороны совершены все действия в рамках законодательства, направленные на реализацию проекта "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)".
В рамках приказа от 29.06.2020 N 621-П правом проводить мероприятия по изъятию земельных участков путем прекращения права аренды и возмещения арендатору убытков, причиненных изъятием земельных участков, в том числе выступать при заключении соглашения об изъятии земельных участков от имени Российской Федерации стороной соглашения - покупателем, наделено ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
С 16.07.2020 собственником образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 является Российская Федерация, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Предприниматель Бигалиев М.М. неоднократно направлял письма (N 08/20 от 08.09.2020, N 22/09 от 22.09.2020, N 09/10 от 09.10.2020, N 14/01 от 14.01.2021) в адрес Управления Росимущества в Оренбургской области с просьбой заключить договор аренды вновь образованных участков, ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление Росимущества Оренбургской области направляло истцу письменные отказы (N 56-НБ-03/4711 от 21.09.2020, N 56-ТИ-03/5548 от 09.11.2020, N 56-ТИ-03/649 от 10.02.2021), указывая на отсутствие полномочий на заключение договора аренды со ссылкой на то, что собственником вновь образованных участков является Российская Федерация.
17.11.2020 предприниматель Бигалиев М.М. направил письмо N 17/11 в адрес Росавиации с просьбой оказать содействие в заключении договора аренды.
В ответ истцом получено информационное письмо о возможности заключения договора аренды на основании части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в письме указано, что Росавиация просит Управление Росимущества в Оренбургской области рассмотреть возможность заключения договора аренды с предпринимателем Бигалиевым М.М.
После получения ответа от Росавиции истец направил в Управление Росимущества в Оренбургской области письмо с просьбой заключить договор аренды.
10.02.2021 от Управления Росимущества в Оренбургской области поступил повторный отказ.
24.11.2020 истец направил письмо на имя заместителя руководителя Росимущества - Павлова А.Ю. с просьбой направить поручение в адрес Управления Росимущества в Оренбургской области о подготовке проекта договора аренды образуемых участков.
В ответ на указанное письмо 16.12.2020 от Федерального агентства по управлению государственным имуществом поступил отказ со ссылкой на то, что земельные участки изъяты для нужд Росавиации, вследствие чего полномочия собственника в отношении земельных участков, необходимых для размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, переданы Росавиации.
01.03.2021 предприниматель Бигалиев М.М. направил запрос в ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" с просьбой возместить убытки, причиненные изъятием земельных участков, поскольку со стороны истца были совершены все необходимые действия, способствующие реализации проекта по реконструкции аэропортового комплекса.
Как указал истец, из сведений ЕГРН по состоянию на 29.01.2021 следует, что его право аренды на земельные участки было погашено в соответствии с пунктом 2 приказа N 621-п от 29.06.2020. Таким образом, истец полагал, что он имеет право на получение возмещения убытков в связи с произведенным изъятием земельных участков.
22.03.2021 ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" направило истцу ответ, в котором указало, что ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" сможет осуществить мероприятия по подготовке соглашения о прекращении права аренды земельных участков после представления арендатором выписок из ЕГРН на участки, содержащие запись о государственной регистрации права аренды предпринимателя Бигалиева М.М. на участки.
Полагая, что Управлением Росимущества в Оренбургской области нарушены его права, предусмотренные пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель Бигалиев М.М. обратился в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации с 16.07.020 (согласно выпискам из ЕГРН), образованы путем выдела из исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, включенного в проектную документацию "Реконструкция аэропортов комплекса (г. Оренбург)", утвержденную для строительства объектов воздушного транспорта в границах земельного участка с кадастровым номером: 56:21:1407006:10, с учетом согласия арендатора исходного земельного участка - Бигалиева М.М. от 08.07.2020.
В отношении выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 в целях строительства объектов воздушного транспорта Росавиацией принято решение об изъятии указанных участков путем выкупа для государственных нужд в целях реализации проекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Оренбург)" на основании приказа Росавиации N 621-П от 19.06.2020, в рамках которого ответственной стороной за осуществление мероприятий по изъятию земельных участков путем прекращения права аренды и возмещения арендатору убытков, причиненных изъятием земельных участков, определено ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение письменного соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Непредставление правообладателем изымаемой недвижимости по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости подписанного соглашения, является основанием для обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что установленная законом процедура изъятия выделенных земельных участков не завершена, соглашение об изъятии участков для государственных нужд не заключалось, договор аренды от 15.10.2019 N 1562-ФЗ, заключенный между Управлением Росимущества по Оренбургской области и предпринимателем Бигалиевым М.М. в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, в настоящее время не расторгнут.
Из материалов дела следует, что предприниматель Бигалиев М.М. неоднократно направлял письма (N 08/20 от 08.09.2020, N 22/09 от 22.09.2020, N 09/10 от 09.10.2020, N 14/01 от 14.01.2021) в адрес Управления Росимущества в Оренбургской области с просьбой заключить договор аренды вновь образованных участков, ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с тем Управление Росимущества Оренбургской области направляло письменные отказы (N 56-НБ-03/4711 от 21.09.2020, N 56-ТИ-03/5548 от 09.11.2020, N 56-ТИ-03/649 от 10.02.2021), ссылаясь на отсутствие полномочий на заключение договора аренды, в связи с тем, что собственником вновь образованных участков является Российская Федерация.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 названного пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Указанная норма направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно пункту 1 статьи 46 того же Кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
При этом ни положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Порядок по внесению в ЕГРН записи об обременении правом аренды вновь образованного земельного участка предусмотрен пунктом 12 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому, в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Руководствуясь указанными нормами и разъяснениями, учитывая, что предприниматель Бигалиев М.М. является арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, сведения об обременении которого в виде аренды в пользу Бигалиева М.М. из ЕГРН не исключены на момент обращения с заявлением, принимая во внимание, что в сведениях ЕГРН содержится запись о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 образованы из земельного участка 56:21:1407006:10, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о наличии у предпринимателя Бигалиева М.М., не оспаривающего законность выдела земельных участков, предусмотренного пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации права на заключение договора аренды земельных участков, образованных из исходного земельного участка на прежних условиях.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что иной подход при рассмотрении настоящего дела свидетельствовал бы о возможности изъятия выделенных земельных участков для государственных нужд в обход установленной законом процедуры.
При этом суды обоснованно пришли к выводу о необходимости установления срока действия подлежащего заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35 до 14.10.2022, поскольку договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ с кадастровым номером 56:21:1407006:10 заключен на срок с 15.10.2019 по 14.10.2022.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование истца, обязав Управление Росимущества в Оренбургской области заключить с истцом договор аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, образованных из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10, на срок до 14.10.2022.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и установленным фактическим обстоятельствам. Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, образованными из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1407006:10 и изъятыми для государственных нужд, в настоящее время является Росавиация, в связи с чем Управление Росимущества в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонены на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Исходя из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Так, согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
На основании пункта 5.35(1) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Типовому положению о территориальном органе Росимущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в полномочия территориальных органов входит по поручению Росимущества: предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
На основании пункта 4.2.23 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Судами правомерно принято во внимание, что согласно ответу Управления Росреестра по Оренбургской области от 20.09.2021 N 17-00010/21 на просьбу истца осуществить мероприятия по регистрации права аренды на вновь образованные земельные участки на основании части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации предпринимателю Бигалиеву М.М. было указано на наличие у него права на заключение с ним договоров аренды на указанные земельные участки без проведения торгов (конкурсов, аукционов) путем обращения в Федеральный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением.
29.09.2021 предприниматель Бигалиев М.М. направил в адрес Росавиации письмо N 21 с просьбой заключить с ним договор аренды вновь образованных земельных участков.
Из ответа Росавиации N исх-7435/14-ОГ от 10.11.2021, направленного в адрес истца, следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:1407006:10 находится в собственности Российской Федерации и был предоставлен Управлением Росимущества в Оренбургской области на праве аренды Бигалиеву М.М. на основании договора аренды земельного участка от 15.10.2019 N 1562-ФЗ.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, на пункт 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, согласно которому Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель", в соответствии с которым в целях повышения эффективности оказания государственных услуг и управления федеральным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), развития действующих и строительства новых аэропортовых комплексов, совершенствования инфраструктуры Росавиация принимает решения о предоставлении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, Росавиация предложила истцу обратиться для решения вопроса о предоставлении ему в аренду выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в Управление Росимущества в Оренбургской области.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание установленные вышеприведенными нормативными актами полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обоснованно пришли к выводу о том, что на момент рассмотрения заявлений предпринимателя Бигалиева М.М. Управление Росимущества в Оренбургской области являлось уполномоченным органом по разрешению вопроса о предоставлении выделенных земельных участков в аренду, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему спору выступает именно Управление.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-4467/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, на пункт 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, согласно которому Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель", в соответствии с которым в целях повышения эффективности оказания государственных услуг и управления федеральным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), развития действующих и строительства новых аэропортовых комплексов, совершенствования инфраструктуры Росавиация принимает решения о предоставлении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, Росавиация предложила истцу обратиться для решения вопроса о предоставлении ему в аренду выделенных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1407006:32, 56:21:1407006:33, 56:21:1407006:34, 56:21:1407006:35, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, в Управление Росимущества в Оренбургской области.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2022 г. N Ф09-1561/22 по делу N А47-4467/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17637/2022
11.05.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1561/2022
25.01.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17988/2021
25.11.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4467/2021