Екатеринбург |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А47-10099/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021 по делу N А47-10099/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество, общество "Природа", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 22.07.2021 N 40/01-148-2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 6500 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами заявитель обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, считая ошибочным выводы судов о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, просит решение и постановление суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в ходе осуществления производственного контроля мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) выявлен факт повреждения всех контейнеров заглубленного типа, расположенных на месте (площадке) накопления ТКО, собственником места (площадки) накопления ТКО по ул. Брестская, д. 26, г. Оренбурга, участок для накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) не соответствует требованиям; отсутствует бункер для накопления КГО, специальная площадка для складирования КГО должна быть отделена ограждением от контейнерной площадки, в связи, с чем не считается местом накопления отходов по смыслу закона.
По мнению заявителя, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Общество считает, что действующим законодательством не регламентирован алгоритм действий и/или перечень мер, подлежащих выполнению региональным оператором в случае выявления неисправных контейнеров в местах накопления ТКО и на него не возложена обязанность фиксировать факт неисправности контейнеров.
Общество также считает, что нормами КоАП РФ возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности не предусмотрена.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Инспекцию
через систему "Инцидент - Менеджмент" сообщения, содержащего информацию о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, а именно: несвоевременный вывоз крупногабаритных КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Брестская, д. 26, Инспекцией осуществлены осмотры указанного места накопления ТКО, в ходе которых было обнаружено, что на площадке имеются навалы ТКО в виде мешков с бытовыми отходами, предметов мебели, одежды, что зафиксированы в актах от 11.09.2020 и 16.09.2020 с приложением фотоматериалов.
Должностным лицом административного органа по установленному факту 21.09.2020 вынесено определение N 131 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении общества.
В ходе административного расследования был установлен факт необеспечения обществом режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, что является нарушением подпункта "а" пункта 148.22, пункта 148.45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 17 Приложения N 1 к указанным Правилам.
По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.10.2020 N ПЛ-131, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 22.07.2021 N 40/01-148-2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 6500 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях общества "Природа" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а также об отсутствии со стороны административного органа процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Под региональным оператором по обращению с ТКО понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156, под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
Одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 354).
На основании пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с ТКО (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 354).
На основании пункта 148(22), пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Судами установлено, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Оренбургской области от 28.04.2018 общество с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций верно заключили, что общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области, обязано соблюдать вышеуказанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено в вину непредоставление надлежащим образом в период с 11.09.2020 по 29.09.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде КГО для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 24, 24/1, 26 по ул. Брестской, N 1 по ул. Родимцева г. Оренбурга, что является нарушением подпункта "а" пункта 148.22, пункта 148.45 Правил N 354, пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде КГО в период с 11.09.2020 по 29.09.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных домах, ежедневно, заявителем не представлено.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от 22.07.2021, акты осмотра территории от 11.09.2020 и от 16.09.2020 с приложенными фотоматериалами, согласно которым КГО накопились в значительных объемах, суды пришли к выводу о доказанности факта непредоставления обществом "Природа" коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества.
В этой связи довод общества о недоказанности указанного обстоятельства, основанный на претензиях к акту осмотра и приложенным к нему фотоматериалам, подлежит отклонению.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у общества обязанности соблюдать требования Правил N 354, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании закона, так как предъявляя потребителям к оплате плату за вывоз ТКО по утвержденному тарифу, общество несет обязанность оказывать коммунальную услугу в соответствии с нормативно установленными требованиями, в том числе к порядку и способам оказания коммунальной услуги.
Кроме того апелляционным судом верно отмечено, что оказывая коммунальную услугу по вывозу ТКО не предусмотренным законом способом (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки), заявитель не вправе игнорировать нормативные требования, предъявляемые к качеству такой услуги.
На основании изложенного, положения пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 в рассматриваемом случае применены Инспекцией правомерно.
Суды верно указали на то, что обществом не предприняты своевременные меры по недопущению нарушения режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды посчитали доказанной материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Из материалов дела установлено, что правонарушение совершено обществом в период с 12.09.2020 по 28.09.2020. Обжалуемое постановление вынесено Инспекцией 22.07.2021 (резолютивная часть объявлена 19.07.2021 в присутствии представителя общества), следовательно, постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 22.07.2021 N 40/01-148-2021 по делу об административном правонарушении не имеется.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также изучены судом округа и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции и могли повлиять на обоснованность и законность судебного акта.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021 по делу N А47-10099/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно указали на то, что обществом не предприняты своевременные меры по недопущению нарушения режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
...
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Из материалов дела установлено, что правонарушение совершено обществом в период с 12.09.2020 по 28.09.2020. Обжалуемое постановление вынесено Инспекцией 22.07.2021 (резолютивная часть объявлена 19.07.2021 в присутствии представителя общества), следовательно, постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2022 г. N Ф09-1810/22 по делу N А47-10099/2021