Екатеринбург |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А07-10591/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А07-10591/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Ахунов Д.А. (доверенность от 31.12.2021).
ООО "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомжилстройнадзор РБ, комитет) о признании недействительным предписания от 31.01.2020 N ЦО-20-445-004.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа" (далее - ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа").
Решением суда первой инстанции от 08.10.2021 требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание комитета признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы комитета о вмешательстве ООО "БашРТС" в прибор учета тепловой энергии, о снятии пломбы теплоснабжающей организации; доказательств обратного комитетом не представлено. Выявленные факты свидетельствуют о вмешательстве в тепловычислитель, следовательно, в периоды с 24.09.2019 по 18.11.2019 прибор являлся вышедшим из строя, поскольку показатели данного прибора учета влияют на достоверность данных об объеме тепловой энергии за расчетный период. Действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии. Иных расчетов жилищное законодательство не предусматривает. Таким образом, оспариваемое предписание комитета, содержащее требование об определении объема тепловой энергии на отопление за расчетные периоды январь-май 2019 г., май 2019 года, май-август 2019 года способами, перечисленными в оспариваемом предписании, не соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "БашРТС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1050204518396 и осуществляет поставку теплоносителя в многоквартирный дом (далее также МКД) N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфе Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилстройнадзор РБ обращения жителя указанного дома, на основании распоряжения N 6519 от 25.12.2019 в период с 27.12.2019 по 31.01.2020 комитетом проведена внеплановая выездная проверка в отношении заявителя, результаты которой отражены в акте проверки от 31.01.2020 N 20-6519-445.
Комитетом в ходе проверки установлено, что между ОАО "УЖХ Советского района г. Уфы" и ООО "БашРТС" заключен договор теплоснабжения N 470999/РТС от 01.09.2013, в соответствии с которым последнее обязалось поставить потребителю (ОАО "УЖХ Советского района г. Уфы") тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель. Приложением N 1 определен договорной объем теплоносителя (тн/ч) и тепловой энергии (Гкал/ч) на объект г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 30/2 в размере 5,685714 тн/час. В соответствии с договорным объемом теплоносителя по д. 30/2 ул. Р. Зорге в г. Уфа, суточный объем теплоносителя составляет 5,685714 т/ч x 24 = 136,457 тн/сутки и соответственно 4093,71 тн/месяц (136,457 тн/сутки x 30дн).
С 01.05.2019 собственники помещений МКД перешли на прямые договоры с ООО "БашРТС", который с этого момента стал исполнителем коммунальной услуги.
Теплоснабжение указанного МКД осуществляется по подающему и обратному трубопроводу по независимой схеме присоединения, система теплоснабжения закрытая. МКД оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, учитывающим общий расход теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение. Узел учета включает вычислитель ВКТ-7 N 254425.
Комитетом из представленных заявителем отчетов о суточных параметрах теплоснабжения установлено, что зафиксированный вычислителем объем тепловой энергии за период 24.12.2017 по 21.12.2018 составлял в среднем от 60 до 80 тн/сутки или от 2,5 до 3,33 тн/час. Согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения с 22.11.2018 по 21.12.2018, контрольная сумма составляла КС = 0x1E28.
Из отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за период с 30.01.2019 по 21.02.2019 следует, что контрольная сумма изменена и составляет КС = 0xEFB4, то есть были изменены настроечные параметры в вычислителе, после ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (контрольная сумма изменяется при изменении настроечных параметров, в том числе при изменении веса импульса, и соответственно изменяется объем теплоносителя и объем тепловой энергии).
В отчетах о суточных параметрах теплоснабжения за период с 30.01.2019 по 20.04.2019 зафиксировано, что объем теплоносителя в отопительные периоды составлял в среднем от 263,55 до 527,470 тн/сутки или от 10,98 до 21,97 тн/час, что превышает договорной объем максимально циркулирующего теплоносителя в среднем в 2-3 раза.
Анализ отчетов о суточных параметрах теплоснабжения с сентября по декабрь 2019 год и отчетов о суточных параметрах теплоснабжения, снятых в ходе проверки с вычислителя, показал следующее: за период с 24.09.2019 по 18.11.2019 объем теплоносителя, зафиксированный вычислителем, составлял от 263,78 до 323,32 тн/сутки или от 10,99 до 13,47тн/час; с 19.11.2019 по 27.12.2019 (дата проверки) объем теплоносителя составлял от 62,82 до 68,3тн/сутки или от 2,61 до 2,84 тн/час.
Комитетом в ходе проверки установлено, что изменение настройки вычислителя ВКТ-7 (изменение установленного заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации веса импульса - 2,5л/имп на 10л/имп) произведено в период с 22.12.2018 по 29.01.2019, что привело к увеличению объемов тепловой энергии с 30.01.2019 по 18.11.2019 (при изменении веса импульса с 2,5л/имп до 10л/имп объем (масса) теплоносителя, проходящего по подающему и обратному трубопроводам, а также объем тепловой энергии, потребленный домом, увеличивается в 4 раза). 19.11.2019 между девятью и десятью часами утра была вновь изменена база настройки вычислителя ВКТ-7, установленного в д. 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа, а именно - вес импульса изменен с 10 л/имп на 2,5 л/имп (что следует из отчета о часовых параметрах теплоснабжения за период с 09.11.2019 по 27.12.2019). После такого изменения веса импульса в вычислителе объем максимально циркулирующего теплоносителя часовой, среднесуточный и месячный стал соответствовать договорной величине. Контрольная сумма составляет КС = 0x0FА7 согласно предоставленному ООО "БашРТС" и управляющей организацией отчету о суточных параметрах теплоснабжения за период с 29.11.2019 по 17.12.2019.
Указанные обстоятельства привели к завышению поставленного в МКД объема теплоэнергии ориентировочно в 4 раза в 2019 году (до 19.11.2019), ООО "БашРТС" учтена тепловая энергия в большем объеме, чем фактически реализовано и, соответственно неверно определен размер платы за отопление и ее корректировки.
Комитет пришел к выводу о наличии обязанности по осуществлению корректировки платы в первом квартале 2020 года: за период с января по апрель 2019 года - исполнителем коммунальной услуги ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа"; за период с мая по декабрь 2019 года - исполнителем коммунальной услуги ООО "БашРТС".
По результатам проверки комитетом вынесено постановление от 25.03.2020 о привлечении ООО "БашРТС" к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка эксплуатации прибора учета используемых энергетических ресурсов. Данное постановление комитета признано законным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2020.
Также по итогам проверки комитетом в адрес ООО "БашРТС" выдано предписание от 31.01.2020 N ЦО-20-445-004 с требованием в срок до 30.04.2020 устранить выявленные нарушения, для чего:
- определить (рассчитать) объем тепловой энергии, потребленный многоквартирным домом N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа в отопительные расчетные периоды январь - май 2019 г., октябрь - ноябрь 2019 г., исходя из пункта 72 Приказа от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Приказ N 99/пр) и применить к определению размера платы за услугу отопление и корректировке размера платы по отоплению за 2019 год в расчетные периоды январь - май 2019 г. в соответствии с пунктом 6 (1) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 3 Приложения 2 к Правилам N 354;
- определить объем тепловой энергии на отопление за расчетный период май 2019 г. по МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа с целью расчета корректировки размера платы за услугу отопление по формуле 6 (1) Правил N 354 следующим образом: из объема тепловой энергии, определенной за расчетный период май 2019 г. в соответствии с пунктом 72 Приказа N 99/пр, вычесть объем тепловой энергии, потребленной за расчетный период май 2019 г. и использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях МКД и на общедомовые нужды;
- привести корректировку размера платы по услуге "Отопление" за период с мая по август 2019 г. в соответствие с пунктом 6 (1) Приложения N 2 по формуле 6 (1) к Правилам N 354 по всем лицевым счетам собственников и нанимателей жилых помещений МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа, определив объем тепловой энергии на отопление (показатель Р) только за расчетный период май 2019 г. с целью расчета корректировки размера платы за услугу отопление по формуле 6 (1) следующим образом: из объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период май 2019 г. вычесть объем тепловой энергии, потребленной за расчетный период май 2019 г. и использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях МКД и на общедомовые нужды, перерасчет отразить в платежных квитанциях по лицевым счетам собственников (нанимателей) жилых помещений указанного МКД;
- произвести перерасчет (уменьшение) размера платы по услуге "Отопление" в полном объеме по лицевым счетам собственников (нанимателей) жилых помещений МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа, как разницу между суммой за отопление, определенной, исходя из объема тепловой энергии на отопление в расчетные периоды октябрь - ноябрь 2019 г., рассчитанного в соответствии с пунктом 72 Приказа 99/пр, и фактически начисленной суммой по услуге отопление за указанные периоды (с учетом ранее произведенного перерасчета в платежных квитанциях декабря 2019 г. за расчетный период октябрь 2019 г.). Указанный перерасчет отразить в платежных квитанциях по лицевым счетам собственников (нанимателей) жилых помещений данного МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено, что оспариваемое предписание выдано комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 36 Правил N 354 определено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами.
Согласно абзацу 1 пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан регламентирован постановлением от 28.09.2016 N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан".
Указанным постановлением утвержден Перечень муниципальных образований Республики Башкортостан, в которых установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (приложение N 1), а также Перечень муниципальных образований Республики Башкортостан, в которых установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (приложение N 2).
МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге расположен в г. Уфе, следовательно, отнесен к приложению N 2 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422, для которого оплата установлена равномерно в течение календарного года.
Пунктом 43 Правил N 354 предусмотрено, что объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.
В силу абзаца 3 пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) Приложения N 2 к названным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающий общее количество тепловой энергии на отопление и на горячее водоснабжение, жилые и нежилые помещения в этом доме не оборудованы индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
В силу пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
д
S x (V - SUM V )
i i T
P = (V + ------------------) x T,
i i об
S
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 42 (2) Правил N 354 установлено, что корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется исполнителем в 1 квартале следующего календарного года, в соответствии с формулой 6 (1) Приложения N 2 к этим Правилам.
Формулой 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354) предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется следующим образом:
S
i
P = P x ---- - P,
i k.пр S fn.i
об
где:
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета - из нормативов потребления;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.
Необходимость осуществления корректировки размера платы за отопление за 2019 год в соответствии с данными положениями комитет обосновывает выявленным в ходе проверки фактом несанкционированного вмешательства в работу узла учета тепловой энергии, на основании показаний которого заявителем осуществлялось начисление платы за отопление в указанный период, что привело к неверному определению объема поставленной теплоэнергии.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пункту 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).
В силу пункта 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 75 Правил N 1034, узел учета считается вышедшим из строя в случае несанкционированного вмешательства в его работу.
На основании пункта 119 Правил N 1034 при нарушении сроков представления показаний приборов в качестве среднесуточного показателя принимается количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за предыдущий расчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Приказа N 99/пр для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяется в том числе расчетный метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям.
В силу пункта 71 Приказа N 99/пр при нарушении сроков представления показаний приборов учета в качестве среднесуточного значения принимается количество тепловой энергии, определенное по приборам учета за предыдущий отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха по формуле, предусмотренной пунктом 72 данного Приказа.
В соответствии с пунктом 72 Приказа N 99/пр количество тепловой энергии, определенное по приборам учета и приведенное к расчетной температуре наружного воздуха, рассчитывается по формуле:
ф
t - t
р вн нв
Q = Q х ------------, Гкал, (8.7)
ф.П.П. ф.П.П. ПП
t - t
вн нв
где:
Qф.П.П. - количество тепловой энергии, определенное по приборам учета за предыдущий отчетный период;
tвн - расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, °C;
tфнв - фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, °C;
tППнв - среднесуточная температура воздуха за предыдущий отчетный период по показаниям приборов, °C.
Комитетом в результате проведенного в ходе проверки сравнения отчетов суточных параметров теплоснабжения установлено, что в период с 22.12.2018 по 29.01.2019 было осуществлено вмешательство в узел учета тепловой энергии, установленный в МКД N 30/2 по ул. Рихарда Зорге в г. Уфа (изменение настройки входящего в состав узла учета вычислителя ВКТ-7 в части веса импульса), что привело к увеличению учитываемых узлом учета объемов тепловой энергии с 30.01.2019 (объем тепловой энергии превысил договорные величины) и, как следствие, к увеличению размера начисленной с этой даты платы за коммунальную услугу отопление. 19.11.2019 база настройки вычислителя вновь была изменена, в связи с чем среднесуточный и месячный объем теплоносителя стал соответствовать договорным величинам. То есть, неверное определение объемов тепловой энергии вследствие некорректной работы узла учета имело место в период с 30.01.2019 по 18.11.2019.
Комитетом обоснованно отмечено, что изменение настроечных параметров вычислителя без снятия пломбы теплоснабжающей организации невозможно, то есть вмешательство в работу вычислителя без участия представителей заявителя, являющегося ресурсоснабжающей организацией, фактически исключено.
Акты о вмешательстве в работу узла учета заявителем не составлялись. Таким образом, комитет пришел к обоснованному выводу о том, что данное вмешательство носило несанкционированный характер, в связи с чем правомерно предложил заявителю в оспоренном предписании осуществить корректировку размера платы за отопление по спорному многоквартирному дому, определив объем потребленной тепловой энергии за отопительные периоды январь - май 2019 года и октябрь - ноябрь 2019 года в соответствии с пунктом 72 Приказа N 99/пр, применив корректировку по пункту 3 и формуле 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354. При этом, поскольку узел учета тепловой энергии учитывает общий объем тепловой энергии на отопление и подогрев воды в целях горячего водоснабжения, комитет предложил заявителю вычесть из определенного указанным образом объема тепловой энергии объем тепловой энергии, потребленной и использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Также комитетом установлено, что в период с мая по август 2019 года заявителем предъявлена к оплате собственником помещений плата за отопление исходя из объема тепловой энергии на отопление 0,015212 Гкал/1 кв. м в месяц на общую сумму 288136,4 руб. (с мая по июнь - 142642,03 руб.; с июля по август - 145494,4 руб.).
Так как в неотопительный период (июнь - август 2019 года) объемы тепловой энергии, определенные по показаниям коллективного узла учета, к расчету корректировки приниматься не должны (в этот период расход тепловой энергии осуществляется лишь для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения), комитет обоснованно предписал заявителю провести корректировку размера платы за отопление за период с мая по август 2019 года в соответствии с пунктом 6 (1) Приложения N 2 к Правилам NN 54, определив объем тепловой энергии на отопление только за расчетный период - май 2019 года, исключив из объема тепловой энергии, потребленной за этот период объем тепловой энергии, потребленной и использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенный исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях МКД и на общедомовые нужды.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судом апелляционной инстанции в полном объеме, выводы апелляционного суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А07-10591/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акты о вмешательстве в работу узла учета заявителем не составлялись. Таким образом, комитет пришел к обоснованному выводу о том, что данное вмешательство носило несанкционированный характер, в связи с чем правомерно предложил заявителю в оспоренном предписании осуществить корректировку размера платы за отопление по спорному многоквартирному дому, определив объем потребленной тепловой энергии за отопительные периоды январь - май 2019 года и октябрь - ноябрь 2019 года в соответствии с пунктом 72 Приказа N 99/пр, применив корректировку по пункту 3 и формуле 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354. При этом, поскольку узел учета тепловой энергии учитывает общий объем тепловой энергии на отопление и подогрев воды в целях горячего водоснабжения, комитет предложил заявителю вычесть из определенного указанным образом объема тепловой энергии объем тепловой энергии, потребленной и использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2022 г. N Ф09-1270/22 по делу N А07-10591/2020