Екатеринбург |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А71-403/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аренда групп" (далее - общество "Аренда групп") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.07.2021 по делу N А71-403/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "Спецавтохозяйство", ООО "САХ") - Анисимова Т.В. (доверенность от 01.02.2022).
Общество "Аренда групп" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу "Спецавтохозяйство" о внесении изменений в условия договора.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Контур", общество с ограниченной ответственностью "Мусоровозов", Правительство Удмуртской Республики.
Решением суда от 28.07.2021 (судья Кашеварова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 (судьи Муталлиева И.О., Балдин Р.А., Кощеева М.Н.,) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Аренда групп" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и сводятся к тому, что, в результате деятельности юридического лица образуются отходы, которые относятся к 5 классу опасности, и не являются твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Кассатор настаивает на уменьшении количества контейнеров для сбора и вывоза ТКО до 1 штуки. По мнению общества "Аренда групп" региональным оператором навязываются невыгодные условия договора по обращению с ТКО, что исключает возможность ведения раздельного сбора отходов.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
23.01.2019 между ООО "САХ" (региональный оператор) и ООО "Аренда групп" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 131-2019-ТКО в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий, дополнительного соглашения, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно п. 26 договора срок действия договора определен по 31.12.2028.
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц, размер ежемесячной оплаты по договору за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет 106 276 руб. 22 коп., в том числе НДС %. Из расчета 33,46 м3 в месяц, средняя плотность ТКО для объектов торговли 0,149352 тонн/м3, что составляет 4,99732 тонн в месяц; из расчета 33,46 м3 в месяц, средняя плотность ТКО для гаражей, парковки закрытого типа 0,129412 тонн/м3, что составляет 4,33012 тонн в месяц; из расчета 33,46 м3 в месяц, средняя плотность ТКО для клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков 0,132353 тонн/м3, что составляет 4,42853 тонн в месяц; из расчета 33,46 м3 в месяц, средняя плотность ТКО для объектов общественного питания 0,14425 тонн/м3, что составляет 4,826605 тонн в месяц.
Согласно Приложению N 1 к договору сторонами согласовано следующее количество контейнеров:
- "Объекты торговли" - 1 контейнер объемом 1,1 м3;
- "Гаражи, парковки закрытого типа" - 1 контейнер объемом 1,1 м3;
- "Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки" - 1 контейнер объемом 1,1 м3;
- "Объекты общественного питания" - 1 контейнер объемом 1,1 м3.
В дальнейшем, потребитель письмом от 29.03.2019 N А-02/78 на основании подпункта "и" пункта 13 договора уведомил регионального оператора об изменении количества контейнеров на объектах потребителя с 01.04.2019, потребителем оставлен один контейнер объемом 1,1 м3.
Региональный оператор продолжил производить начисления без изменений.
Ссылаясь на нарушение прав потребителя, необоснованный отказ от внесения изменений в действующий договор в части уменьшения количества контейнеров и сокращения периодичности вывоза ТКО, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Условия договора могут быть изменены в связи с существенным изменением обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Из приведенных положений законодательства следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами.
Судами установлено, что общество "Аренда групп" 29.03.2019 направило в адрес общества "Спецавтохозяйство" уведомление за N А-02/78, в соответствии с которым просило внести изменения в ранее заключенный договор и произвести перерасчет платы, так как по состоянию на 01.04.2019 фактически были убраны неиспользуемые контейнеры на объекте, расположенном по адресу: г. Ижевск, пер. Широкий, 53 и был оставлен 1 (один) контейнер объемом 1,1 м3 для сбора и вывоза ТКО.
В качестве оснований для изменений в условия договора общество "Аренда групп" указало, что большая часть отходов, возникающих от деятельности торгового центра (ТРЦ "Сигма"), состоит из упаковочного материала: бумаги, картона, полиэтилена, что подтверждается лабораторными исследованиями, согласно которым основная масса отходов относится к 5 классу опасности, не являющихся ТКО, также указанные отходы были отнесены к отходам, образующимся в результате производственной деятельности торгового центра.
Так как данные отходы подлежали вторичной переработке, обществом "Аренда групп" были заключены договоры с обществом с ограниченной ответственностью "Контур" (далее - общество "Контур) и индивидуальным предпринимателем Семененко А.Ю. (далее - ИП Семененко А.Ю.).
ООО "САХ" в ответе на уведомление от 29.03.2019 N А-02/78 просило предоставить копии товаротранспортной накладной, копии товарной накладной, либо копии УПД, подтверждающих объем вывезенных отходов, перечисленные в пункте 2.2 договора N 1/78 между обществом "Аренда групп" и ИП Семененко А.Ю. в разрезе каждого объекта, для принятия решения об изменении количества и объема контейнеров на объектах отходообразования.
Запрошенные документы региональному оператору представлены не были, в связи, с чем начисления производились им без изменения.
Суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришли к обоснованному выводу о том, что истребуемое обществом "Аренда групп" количество контейнеров для торгового центра не соответствует фактическому объему образующихся в результате его деятельности ТКО, в связи с чем общество "Спецавтохозяйство" правомерно отказало последнему в требовании о внесении изменений в договор от 23.01.2019 N 131-2019-ТКО и произведении перерасчета.
При постановке данного вывода судами принято во внимание следующее.
Согласно части 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Из положений пункта 6 Правил N 505 следует, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 и пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, может осуществляться только при раздельном накоплении ТКО.
Пунктом 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Абзацем семнадцатым статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 N 435 утвержден "Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Удмуртской Республики" (далее - Порядок).
Раздельный сбор ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам, перемещение раздельных морфологических компонентов ТКО до контейнерных площадок, предназначенных для раздельного сбора ТКО, раздельное накопление морфологических компонентов ТКО в соответствующих контейнерах (пункт 39 Порядка).
При осуществлении раздельного сбора ТКО используются контейнеры с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов: в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются сортированные ТКО (текстиль, бумага, стекло, пластик, строительные отходы, отходы от использования потребительских товаров и упаковки, пищевые отходы); в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются несортированные ТКО (пункт 44 Порядка).
Разделом VIII Порядка урегулированы вопросы сбора потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Из изложенного следует, что уменьшение количества и емкости контейнеров допускается в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в установленном согласованном Порядке.
Судами установлено, что общество "Аренда групп" не осуществляет раздельный способ складирования отходов в установленном порядке; соответствующие контейнеры для раздельного сбора отходов в местах накопления ТКО, определенных в договоре, у истца отсутствуют. Доказательств того, что территориальная схема по обращению с отходами по адресу: ТРЦ "Сигма", г. Ижевск, пер. Широкий, 53 предусматривает раздельное накопление ТКО, в материалы дела не представлено.
Фактически все раздельно собранные отходы, которые по утверждению истца не относятся к ТКО, складировались в контейнерах с надписью "ПО" без разделения по видам отходов и передавались лицам, не имеющим статуса регионального оператора, а также не являющимся операторами по транспортированию ТКО, допущенными региональным оператором к осуществлению деятельности по обращению с ТКО в установленном законодательством порядке, что является грубым нарушением деятельности по обращению с ТКО как со стороны истца, так и со стороны лиц, осуществляющих транспортирование ТКО с нарушением требований законодательства РФ.
Суды приняли во внимание, что отходы, находящиеся в контейнерах с надписью "ПО" при визуальном осмотре при составлении актов, были идентичны по морфологическим признакам с отходами, которые передаются ответчику по договору, что указывает на отнесение таких отходов к ТКО.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суды пришли к выводу, что обществом "Аренда групп" осуществляется накопление именно ТКО, а не отдельных видов сортированных отходов.
Доводы общества "Аренда групп" о навязывании региональным оператором невыгодных условий договора по обращению с ТКО, обоснованно отклонены судами обеих инстанций, поскольку предложенная им редакция условий договора о количестве и емкости контейнеров не согласуется с условиями действующего Порядка.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую мотивированную оценку и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.07.2021 по делу N А71-403/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аренда групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений пункта 6 Правил N 505 следует, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
...
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 и пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет объема ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
...
Пунктом 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Абзацем семнадцатым статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2022 г. N Ф09-1920/22 по делу N А71-403/2021