Екатеринбург |
|
17 мая 2022 г. |
Дело N А76-18424/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2021 по делу N А76-18424/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" - Ануфриева О.В. (паспорт, доверенность от 24.09.2021, диплом), Драничников А.А. (паспорт, доверенность от 24.05.2021, диплом);
Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Челябинской области - Чебыкина А.С. (доверенность N 37 от 22.04.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" (далее - общество "Лицензионный контроль", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области, управление, лицензирующий орган) о признании недействительным решения от 09.03.2021 N 101-4-5-4 о возврате заявления о переоформлении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и обязании устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия заявления о переоформлении лицензии к рассмотрению в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), (с учётом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на несоответствие оспариваемого решения Закону N 99-ФЗ, часть 10 статьи 13 которого, как полагает податель жалобы, применяется исключительно к соискателям лицензии, которые впервые подали заявление о предоставлении лицензии, но не к субъектам, обратившимся за переоформлением лицензии. Вместе с тем, как административным органом, так и судами при рассмотрении дела допущена подмена понятий "предоставление лицензии" и "переоформление лицензии".
Кроме того, общество указывает на то, что в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. приказом МЧС России от 28.05.2012 N 291 (далее - Административный регламент) ГУ МЧС России по Челябинской области могло только принять заявление о переоформлении лицензии, а проверку в отношении общество должно было проводить ГУ МЧС России по Пермскому краю. Соответственно, ГУ МЧС России по Челябинской было не вправе требовать предоставления спорных документов.
По мнению управления, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с этим основания для отмены вынесенных по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие фактические обстоятельства.
Заявитель на основании лицензии N 74-Б/00660 от 30.08.2019, выданной ГУ МЧС России по Челябинской области, осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности общество "Лицензионный контроль" обратилось в управление с заявлением о переоформлении лицензии, по результатам рассмотрения которого ГУ МЧС России по Челябинской области выявлено следующее:
в нарушение части 4 статьи 18 Закона N 99-ФЗ заявление не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 08.07.2020 N 503 "Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", а именно: не указан лицензирующий орган;
в нарушение части 10 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в заявлении о переоформлении лицензии не указаны данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
в нарушение части 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в заявлении не указаны сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места осуществления деятельности, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1128 от 28.07.2020 (далее - Положение);
в нарушение пункта 2 части 2 статьи 13 Закона N 99-ФЗ к заявлению не приложены копии документов, перечень которых определен пунктом 6 Положения и которые свидетельствуют о соответствии лицензиата лицензионным требованиям.
Управлением 29.01.2021 в адрес заявителя направлено уведомление N ИВ-229-911 о необходимости устранения выявленных нарушений, предоставлении необходимых документов, перечень которых определен Положением о лицензировании N 1128 от 28.07.2020.
Поскольку заявителем документы, указанные в уведомлении, не были представлены, ГУ МЧС по Челябинской области 09.03.2021 сопроводительным письмом N 101-4-5-4 заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений было возвращено.
Полагая, что решение о возврате заявления о переоформлении лицензии, изложенное в письме от 09.03.2021 N 101-4-5-4, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав выводы о правомерности возврата управлением обществу заявления ввиду того, что прилагаемые к нему документы представлены не в полном объёме, отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из совокупного анализа части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случаях изменения лицензиатом адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 7 этой статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются непосредственно в лицензирующий орган, выдавший лицензию, либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (часть 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суды указали на обоснованность проведения проверки представленных заявителем документов именно ГУ МЧС России по Челябинской области.
Согласно части 12 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в случае если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований или прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня приема заявления вручает лицензиату или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений (представления отсутствующих документов).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места нахождения и адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что основанием для возвращения заявления о переоформлении лицензии послужило неустранение обществом в установленный срок нарушения и непредставления в полном объеме документов, указанных в уведомлении от 29.01.2021 N ИВ-229-911.
При таких обстоятельствах, установив, что решение от 09.03.2021 N 101-4-5-4 о возврате заявления о переоформлении лицензии, изложенное в письме от 09.03.2021 N 101-4-5-4, соответствует требованиям Закона N 99-ФЗ, права и законные интересы заявителя не нарушает, процедурный порядок по возврату заявления и документов со стороны лицензирующего органа не нарушен, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Аргумент общества о том, что судами при рассмотрении дела допущена подмена понятий "предоставление лицензии" и "переоформление лицензии" отклоняется кассационным судом как несостоятельный.
Судами дана надлежащая оценка доводу общества о применении части 10 статьи 13 Закона N 99-ФЗ исключительно к соискателям лицензии, которые подали заявление о предоставлении лицензии. На основании положения пункта 3.4.10 Административного регламента суды пришли к верному заключению о том, что заявления о переоформлении лицензии ввиду намерения лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренного действующей лицензией, рассмотрение документов осуществляется в порядке предоставления лицензии. При этом прием и проверка соответствующих документов производится структурным подразделением лицензирующего органа, в который такое заявление подано.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2021 по делу N А76-18424/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что основанием для возвращения заявления о переоформлении лицензии послужило неустранение обществом в установленный срок нарушения и непредставления в полном объеме документов, указанных в уведомлении от 29.01.2021 N ИВ-229-911.
При таких обстоятельствах, установив, что решение от 09.03.2021 N 101-4-5-4 о возврате заявления о переоформлении лицензии, изложенное в письме от 09.03.2021 N 101-4-5-4, соответствует требованиям Закона N 99-ФЗ, права и законные интересы заявителя не нарушает, процедурный порядок по возврату заявления и документов со стороны лицензирующего органа не нарушен, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
...
Судами дана надлежащая оценка доводу общества о применении части 10 статьи 13 Закона N 99-ФЗ исключительно к соискателям лицензии, которые подали заявление о предоставлении лицензии. На основании положения пункта 3.4.10 Административного регламента суды пришли к верному заключению о том, что заявления о переоформлении лицензии ввиду намерения лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренного действующей лицензией, рассмотрение документов осуществляется в порядке предоставления лицензии. При этом прием и проверка соответствующих документов производится структурным подразделением лицензирующего органа, в который такое заявление подано."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2022 г. N Ф09-2296/22 по делу N А76-18424/2021