Екатеринбург |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А07-8444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "ТРОС" (далее - общество УК "ТРОС", управляющая компания) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2021 по делу N А07-8444/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "ТРОС" - Сиразетдинова А.В.( доверенность от 11.01.2022, диплом); Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность от 10.01.2022, диплом).
Общество УК "ТРОС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - государственный комитет) о признании незаконным предписания от 12.03.2021 N ЮО-21-459-009.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС").
Решением суда от 01.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "ТРОС" просит решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильную оценку представленных суду доказательств, нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о правомерности применения при расчете корректировки размера платы за отопление в многоквартирных домах (далее - МКД), не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии за 2019 год норматива потребления коммунальной услуги на отопление 0,023 Гкал/м2, поскольку решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу N А07-14701/2012 признан недействующим нормативный акт, которым был утвержден указанный норматив. По мнению апеллянта, признание судом недействующим решения Совета городского округа г. Салават об утверждении спорного норматива само по себе исключает возможность применения названного норматива при расчете платы за отопление.
Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда об отсутствии у него права прекращать обязательства по договорам управления и ресурсоснабжения в отношении МКД, расположенных по адресам: г. Салават, ул. Хмельницкого д. 34а, г. Салават, ул. Речная д. 32а, г. Салават, ул. Северная д. 34, г. Салават, ул. Чапаева д. 19, до момента исключения сведений об указанных домах из реестра лицензий (01.03.2021). На основании принятых решений собственников помещений в указанных МКД о выборе способа управления - непосредственное управление, фактически исполнителем коммунальной услуги стало общество "БашРТС", которое и производило начисление размера платы за коммунальную услугу отопление и, соответственно оно и должно провести корректировку платы населению.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, государственным комитетом на основании распоряжения от 08.02.2021 N 387 в отношении общества УК "ТРОС" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки государственным комитетом установлено, что в нарушение пункта 42.2, пункта 6 (1), Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта ж, пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), обществом УК "ТРОС" не произведена в полном объеме корректировка платы за отопление за 2019 год по следующим МКД: МКД N 23 по ул. МаТРОСова на сумму 24634,83 руб., МКД N 25 по ул. МаТРОСова на сумму 59440,91 руб., МКД N 25а по ул. МаТРОСова на сумму 24747,79 руб., МКД N 35 по ул. МаТРОСова на сумму 42391,67 руб., МКД N 34а по ул. Хмельницкого на сумму 37048,28 руб., МКД N 36 по ул. Хмельницкого на сумму 42260,92 руб., МКД N 36а по ул. Хмельницкого на сумму 36952,16 руб., МКД N 44а по ул. Хмельницкого на сумму 25401,72 руб., МКД N 46 по ул. Хмельницкого на сумму 45423,38 руб., МКД N 48а по ул. Хмельницкого на сумму 45316,38 руб., МКД N 12 по ул. Гафури на сумму 62579,69 руб., МКД N 14 по ул. Гафури на сумму 25104,48 руб., МКД N 14а по ул. Гафури на сумму 24997,45 руб., МКД N 24 по ул. Гафури на сумму 43742,19 руб., МКД N 27 по ул. Горького на сумму 42510,55 руб., МКД N 33а по ул. Горького на сумму 24391,08 руб., МКД N 35 по ул. Горького на сумму 43889,68 руб., МКД N 42а по ул. Горького на сумму 24587,25 руб., МКД N 14 по ул. Пушкина на сумму 24735,9 руб., МКД N 16 по ул. Пушкина на сумму 63219,57 руб., МКД N 19 по ул. Пушкина на сумму 43235,8 руб., МКД N 19а по ул. Пушкина на сумму 36916,49 руб., МКД N 26 по ул. Пушкина на сумму 42701,95 руб., МКД N 28 по ул. Пушкина на сумму 44 971,62 руб., МКД N 10 по ул. Северная на сумму 63 587,45 руб., МКД N 12 по ул. Северная на сумму 95 710,04 руб., МКД N 21 по ул. Северная на сумму 167491,66 руб., МКД N 466 по ул. Строителей на сумму 78 897,99 руб., МКД N 17 по ул. Чапаева на сумму 42 516,41 руб., МКД N 17а по ул. Чапаева на сумму 24426,77 руб., МКД N 19а по ул. Чапаева на сумму 24 854,74 руб., МКД N 27 по ул. Чапаева на сумму 25 978,36 руб., МКД N 32а по ул. Речная на сумму 40952,97 руб., МКД N 34 по ул. Северная на сумму 83243,41 руб., МКД N 46а по ул. Строителей на сумму 77102, 73 руб., МКД N 19 по ул. Чапаева на сумму 23332,96 руб.
Указанные обстоятельства зафиксированы государственным комитетом в акте проверки от 12.03.2021 N ЮО-21-387-45901, на основании которого обществу УК "ТРОС" выдано предписание от 12.03.2021 N ЮО-21-459-009 в котором в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений предписано произвести возврат путем отражения в платежных документах (лицевых счетах) выставляемых в адрес собственников названных МКД платы за отопления в соответствующих размерах.
Общество УК "ТРОС", полагая, что названное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При принятии судебных актов судебные инстанции руководствовались следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, требования к качеству коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с подпунктами "д" и "ж" п. 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением следующих стандартов: - заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; - осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения N 1110 к числу лицензионных требований отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 2.3 названной статьи определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, в водоснабжение, водоотведение, элекТРОСнабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
На основании пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу пункта 42 (2) Правил N 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения N 2 к названным Правилам (далее - формула 6 (1) Правил N 354).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2018 N 479 (далее - Постановление N 479) установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан с начала отопительного периода 2019 - 2020 годов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 479 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 596) размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется согласно Правилам N 354. При расчете размера оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии использовать нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с учетом коэффициента, равного отношению количества месяцев в календарном году к количеству месяцев отопительного периода. В целях обеспечения единого подхода к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода в многоквартирных домах и жилых домах, не оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, количество месяцев отопительного периода принять равным восьми календарным месяцам.
Судами установлено, что 27.01.2021 в адрес государственного комитета поступило письмо прокуратуры города Салават (от 27.01.2021 вх. N 3781), содержащее сведения о выявленных нарушениях при проверке надлежащей корректировки платы за отопление за 2019 год в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета. Прокуратурой города Салават установлено, что управляющими организациями обществом УК "ТРОС", обществом "Жилкомзаказчик" при расчете корректировки размера платы за отопление за 2019 год, производимой в связи со сменой способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, количество месяцев отопительного периода взято девять, вместо установленных восьми календарных месяцев.
По факту занижения корректировки платы по отоплению за 2019 по многоквартирному дому N 46 по ул. Хмельницкого г. Салават прокуратурой города Салават в отношении должностного лица общества УК "ТРОС" возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ.
Постановлением государственного комитета от 29.09.2020 N 20/21623-223 директор общества УК "ТРОС" привлечен к административной ответственности и назначено наказание в виде предупреждения. Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан по делу N 12-17/2021 от 15.01.2021 постановление государственного комитета от 29.09.2020 оставлено без изменения.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что управляющая компания "ТРОС" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
В период с 11.02.2021 по 12.03.2021 государственным комитетом во исполнение требований прокурора города Салават (от 27.01.2021 вх. N 3781) на основании распоряжения от 08.02.2021 N 387 в отношении общества УК "ТРОС" в порядке лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам анализа представленных заявителем в ходе проверки документов по расчету корректировки платы за коммунальную услугу отопление государственным комитетом установлено, что в отношении находящегося в управлении заявителя многоквартирного дома N 23 по ул. Чапаева (N 37 по ул. Горького) г. Салават начисление платы за отопление в 2019 году управляющей организацией не производилось по основанию, предусмотренному статьей 157.2 ЖК РФ.
Как было указано выше, согласно статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при их отсутствии общедомовых приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судами отмечено, что при отсутствии общедомовых приборов учета начисление платы за отопление должно начисляться исходя из норматива потребления тепловой энергии в размере 0,023 Гкал на 1 кв. м, в месяц, тем самым объем тепловой энергии, потребленный в МКД в течение 1 года, должен составить 0,276 Гкал на 1 кв. м (0,023 x 12). Таким образом, норматив потребления тепловой энергии за отопительный период 8 месяцев по итогам года должен составлять 0,0345 Гкал на кв. м (0,276 Гкал на кв. м / 8 месяцев).
Между тем, заинтересованным лицом по результатам анализа документов, представленных обществом УК "ТРОС" в ходе проверки, установлено, что в нарушение пункта 2 Постановления N 479, пункта 42 (2) Правил N 354 при корректировке платы за отопление в МКД без ОДПУ за 2019 год количество месяцев отопительного периода взято равным девяти вместо, установленных восьми календарных месяцев. Примененный при расчетах годовой норматив 0,3105 Гкал на кв. м (0,0345 * 9) превысил положенный годовой норматив (0,276 Гкал на кв. м) на 0,0345 Гкал. на 1 кв. м.
Согласно формуле 6 (1) Правил N 354 в случаях, предусмотренных пунктом 42 (2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6 (1):
S
i
P = P x --- - P
i k.пр S fn.i
об
где:
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета - из нормативов потребления;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.
В случае перехода со способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30 июня 2012 г., на способ оплаты в отопительный период при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме за год, в котором происходит изменение способа оплаты, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действующего с расчетного периода, в котором начался отопительный период в указанном году, и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30 июня 2012 г., пересчитанного на количество месяцев отопительного периода в соответствующем году, в течение которого применялись такие нормативы.
Государственным комитетом произведен расчет корректировки платы за отопление в 2019 году в многоквартирном доме N 23 по ул. МаТРОСова г. Салават РБ по формуле 6 (1) Правил N 354, согласно которому корректировка размера должна быть произведена следующим образом:
Площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 23 по ул. МаТРОСова - 414,40 кв. м.
Норматив 0,023 * 12 / 8 = 0,0345 Гкал/кв. м.
Начислено по дому за период с января 2019 г. по август 2019 г.:
1) Январь - июнь 2019 г.: 0,023 Гкал/кв. м * 414,40 кв. м * 6 месяцев * 1723,10 руб./Гкал = 98539,26 руб.;
2) Июль - август 2019 г.: 0,023 Гкал/кв. м * 414,40 кв. м * 2 месяца * 1757,57 руб./Гкал = 33503,50 руб.
3) Итого за период с января по август 2019 г. начислено - 132042,77 руб.
Корректировка за период с января по август 2019 г.:
4) Январь - апрель 2019 г.: 0,0345 Гкал/кв. м * 414,40 кв. м * 4 месяца * 1723,10 руб./Гкал = 98539,26 руб.;
Итого: 132042,77 руб. - 98539,26 руб. = к возврату 33503,50 руб.
Судами установлено и из материалов дела следует, что заявителем в отношении многоквартирного дома N 23 по ул. МаТРОСова корректировка произведена на сумму 8868,67 руб., следовательно, с учетом уже произведенной корректировки к возврату по данному многоквартирному дому подлежит сумма 24634,83 руб.
Суды также признали правомерным расчет государственного комитета размера корректировки платы за коммунальную услугу отопление за 2019 год в отношении многоквартирных домов N 23, 25, 25а, 35 по ул. МаТРОСова г. Салават, NN 34а, 36, 36а, 44а, 46, 48а ул. Б. Хмельницкого, NN 12, 14, 14а, 24 ул. Гафури, NN 27, 33а, 42а ул. Горького, N 14, 16, 19, 19а, 26, 28 ул. Пушкина, NN 10, 12, 21, 34 ул. Северная, NN 46а, 46б ул. Строителей, NN 17, 17а, 19, 19а, 27 ул. Чапаева, N 32а ул. Речная, которые также не оборудованы общедомовым прибором учета.
Согласно расчету государственного комитета, произведенному с применением формулы 6 (1) Правил N 354, в результате корректировки платы за отопление по указанным выше многоквартирным домам возврату подлежит сумма - 1302780,62 руб. В свою очередь заявителем корректировка произведена лишь на сумму 462930,55 руб.
Судами установлено, что в отношении многоквартирных домов N 34а по ул. Б.Хмельницкого, N 32а по ул. Речная, N 34 по ул. Северная, N 46а по ул. Строителей, N 19 по ул. Чапаева г. Салават заявителем произведена корректировка за пределами первого квартала 2020 года.
С учетом данных обстоятельств, суды признали правомерной позицию государственного комитета о нарушении заявителем требований, установленных пунктом 42.2, п. 6 (1), Приложения N 2, Правил N 354, подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, выразившихся в непроизведении обществом УК "ТРОС" в полном объеме корректировки платы за коммунальную услугу отопление за период 2019 года по следующим многоквартирным домам: N 23 по ул. МаТРОСова на сумму 24634,83 руб., N 25 по ул. МаТРОСова на сумму 59440,91 руб., N 25а по ул. МаТРОСова на сумму 24747,79 руб., N 35 по ул. МаТРОСова на сумму 42391,67 руб., N 34а по ул. Хмельницкого на сумму 37048,28 руб., N 36 по ул. Хмельницкого на сумму 42260,92 руб., N 36а по ул. Хмельницкого на сумму 36952,16 руб., N 44а по ул. Хмельницкого на сумму 25401,72 руб., N 46 по ул. Хмельницкого на сумму 45423,38 руб., N 48а по ул. Хмельницкого на сумму 45316,38 руб., N 12 по ул. Гафури на сумму 62579,69 руб., N 14 по ул. Гафури на сумму 25104,48 руб., N 14а по ул. Гафури на сумму 24997,45 руб., N 24 по ул. Гафури на сумму 43742,19 руб., N 27 по ул. Горького на сумму 42510,55 руб., N 33а по ул. Горького на сумму 24391,08 руб., N 35 по ул. Горького на сумму 43889,68 руб., N 42а по ул. Горького на сумму 24587,25 руб., N 14 по ул. Пушкина на сумму 24735,9 руб., N 16 по ул. Пушкина на сумму 63219,57 руб., N 19 по ул. Пушкина на сумму 43235,8 руб., N 19а по ул. Пушкина на сумму 36916,49 руб., N 26 по ул. Пушкина на сумму 42701,95 руб., N 28 по ул. Пушкина на сумму 44 971,62 руб., N 10 по ул. Северная на сумму 63 587,45 руб., N 12 по ул. Северная на сумму 95 710,04 руб., N 21 по ул. Северная на сумму 167 491,66 руб., N 46б по ул. Строителей на сумму 78 897,99 руб., N 17 по ул. Чапаева на сумму 42 516,41 руб., N 17а по ул. Чапаева на сумму 24426,77 руб., N 19а по ул. Чапаева на сумму 24 854,74 руб., N 27 по ул. Чапаева на сумму 25 978,36 руб., N 32а по ул. Речная на сумму 40952,97 руб., N 34 по ул. Северная на сумму 83243,41 руб., N 46а по ул. Строителей на сумму 77102,73 руб., N 19 по ул. Чапаева на сумму 23332,96 руб.
Довод управляющей компании о том, что она не являлась исполнителем коммунальной услуги "отопление" в отношении многоквартирных домов N 34а по ул. Хмельницкого (с 01.12.2019, N 32а по ул. Речная (с 01.10.2019), N 34 по ул. Северная (с 01.10.2019), N 19 по ул. Чапаева (с 01.012019) в связи с прекращением договоров управления и изменением способа управления в указанных многоквартирных домах, был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен на основании следующего.
Судами установлено, что согласно данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирные дома по адресам Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Б. Хмельницкого д. 34а, ул. Северная д. 34 ул. Чапаева д. 19, ул. Речная д. 32а в соответствии с приказом Госкомитета от 25.02.2020 г. N 319 в связи с расторжением договоров управления с 01.03.2020 исключены из перечня домов, находящихся в управлении общества УК "ТРОС".
Руководствуясь пунктом 32 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пунктом 26 Правил N 416, суды пришли к верному выводу о том, что являясь лицензиатом, заявитель не имел права прекращать обязательства по договорам управления и обязательства по договорам ресурсоснабжения по указанным домам до момента исключения сведений об указанных многоквартирных домах из реестра лицензий (01.03.2021). Согласно требованиям, установленным частью 6 статьи 198 ЖК РФ исполнителем коммунальной услуги "отопление" до 29.02.2021 должна была являться управляющая организация, а не РСО и в соответствии с пунктом 42 (2) Правил N 345 корректировка размера платы за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по указанным многоквартирным домам должна была производится управляющей организацией в I квартале 2020.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что согласно представленному в ходе проверки обществом УК "ТРОС" расчета корректировки по отоплению в многоквартирных домах не оборудованных общедомовым прибором учета за 2019 год, по многоквартирному дому N 19 по ул. Чапаева г. Салават управляющей организацией ООО "ТРОС" начисление платы за отопление осуществлялось только в период с января по июнь 2019;
с июля 2019 управляющая организация в отношении указанного дома начисление платы за отопление не осуществляло.
Учитывая, что изменение способа оплаты и норматива потребления произошло после указанного периода, размер корректировки согласно формуле 6 (1) Правил N 354 должен быть нулевым: (0,023Гкал/кв. м * 392,5 кв. м * 6 месяцев * 1723,1 кв. м) - (0,0345Гкал/кв. м * 392,5 кв. м * 4 месяца * 1723,1 кв. м) = 0.
Вместе с тем, из представленных в ходе проверки обществом УК "ТРОС" расчетов следует, что по кв. N 5 (площадью 49,1 кв. м) в доме произведено необоснованное доначисление платы в размере 2918,85 руб., исходя из которого размер доначисленной платы за отопление за 1 кв. м в доме составляет 59,44 руб. (2918,85 / 49,1), а по всему дому - 23332,96 руб.
(59,44 руб. * 392,5 кв. м). При этом судом установлено, что необоснованное доначисление платы в доме N 19 по ул. Чапаева г. Салават произведено в результате включения в расчет мая месяца 2019 года:
93331,71 (0,023Гкал/кв.м * 392,5 кв. м * 6 месяцев * 1723,1 кв. м) - 116664,6394 (0,0345Гкал/кв. м * 392,5 кв. м * 5 месяцев * 1723,1 кв. м) = - 23332,96 руб.
Таким образом, в результате указанных расчетов собственникам помещений в доме N 19 по ул. Чапаева г. Салават обществом УК "ТРОС" произведено необоснованное доначисление платы за отопление за 2019 год в размере 23332,96 руб.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в нарушение пункта 2 Постановления N 479, пункта 42 (2) Правил N 354 при корректировке платы за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета за 2019 год количество месяцев отопительного периода взято равным девяти вместо, установленных восьми календарных месяцев.
При расчетах ООО УК "ТРОС" применило норматив 0,0345 Гкал/кв. м (рассчитанный на отопительный период восемь месяцев) к девяти месяцам (январь-май, сентябрь - декабрь 2019). Примененный при расчетах годовой норматив 0,3105 Гкал/кв. м (0,0345*9) превысил положенный годовой норматив (0,276 Гкал/кв. м) на 0,0345 Гкал/кв. м, в результате чего был занижен размер сумм, подлежащих возврату на лицевые счета собственников помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, находящихся в управлении общества УК "ТРОС".
Исходя из материалов проверки и приведенных в заявлении расчетов, заявителем за отопление в 2019 году по многоквартирному дому N 23 по ул. МаТРОСова г. Салават за период с января по август начислено - 132042,77 руб. (исходя из норматива 0,023 Гкал/кв. м), за период с сентября по декабрь начислило 100510,507 руб. (0,0345 Гкал/кв. м * 414,40 кв. м *4 месяца * 1757,57). Таким образом всего за 2019 год по дому начислено 132042,77 + 100510,507 = 232553,277 руб.
Принимая во внимание, что в течение 2019 года собственникам помещений начислялась плата за отопление по разным нормативам (0,023 Гкал/кв. м - с января по август и 0,0345 Гкал/кв. м - с сентября по декабрь), корректировка размера платы по отоплению производится для приведения календарного года к единому нормативу.
Исходя из годового норматива 0,276 Гкал на кв. м и тарифа 1723,10 руб./Гкал (действующего в период январь - июнь 2019) и тарифа 1757,57 руб./Гкал (действующего в период июль - декабрь 2019) размер платы за отопление в 2019 должен составить - 199049,77 (0,276 * 414,4 * ((1723,1 + 1757,57) / 2).
Таким образом, разность между фактически начисленной платой за отопление за 12 месяцев 2019 года и платой за отопление, предусмотренной исходя из годового норматива 0,276 Гкал на кв. м составляет 232553,277 - 199049,77 = 33503,507 руб., что соответствует размеру корректировки, рассчитанному Госкомитетом по формуле 6 (1) Правил N 354.
Вместе с тем, согласно приведенным обществом УК "ТРОС" в заявлении расчетам, размер платы по многоквартирному дому N 23 по ул. МаТРОСова г. Салават произведен следующим образом: 0,0345 * 414,4 * 5 месяцев * 1723,1 = 123174,08.
Таким образом, из расчетов заявителя следует, что, по его мнению, размер начисленной платы за 2019 год по N 23 по ул. МаТРОСова г. Салават РБ должен был составить: 123174,08 (по нормативу 0,0345 Гкал/кв. м с января по май) + 100510,507 руб. (по нормативу 0,0345 Гкал/кв. м с сентября по декабрь) = 223684,587 руб.
В результате того, что ООО УК "ТРОС" расчеты произведены с использованием норматива 0,345 Гкал/кв. м (рассчитанного на восемь месяцев) к девяти месяцам в календарном году, сумма начисленной (с учетом корректировки) платы за отопление за 2019 год оказалась завышенной, а размер, подлежащих возврату на лицевые счета собственников помещений в доме платежей, заниженным.
Доводы заявителя о необоснованном применении при корректировке платы за отопление норматива 0,023 Гкал/м2, со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу N А07-14701/2012, которым признано недействующим решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 02.03.2006 N 1-6/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа N 1-3/52 от 14.12.2005 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги", утвердившее норматив потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, были предметом рассмотрения судов и отклонены на основании следующего
По состоянию на 30.06.2012 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу N А07-14701/2012 не было принято и не вступило в законную силу. На территории городского округа г. Салават Республики Башкортостан применялся норматив потребления коммунальной услуги по отоплению равный 0,023 Гкал/кв. м общей площади жилого помещения. Иных нормативных правовых актов по утверждению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению местными органами государственной власти в городе Салават Республики Башкортостан не принималось.
При таких обстоятельствах тариф 0,023 Гкал/кв. м общей площади жилого помещения, предусмотренный решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 02.03.2006 N 1-6/90, правомерно применен государственным комитетом в ходе проведения внеплановой документарной проверки соблюдения лицензиатом обществом УК "ТРОС" лицензионных требований по управлению многоквартирными жилыми домами и при проверке корректировки расчетов платы за отопление.
Кроме того, из представленных в материалы дела расчетов корректировки платы за отопление, произведенных заявителем, обществом УК "ТРОС" также при расчете применялся норматив равный 0,023 Гкал/кв. м, действовавший по состоянию на 30.06.2012.
В решении Верховного суда Республики Башкортостан от 03.09.2015 по делу N 33-15130/2015 по иску собственников жилых помещений в многоквартирном доме в г. Салават Республики Бакшортостан, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, к управляющей организации - обществу "Жилкомзаказчик" о нарушении прав потребителей при начислении платы за коммунальную услугу отопление по завышенному нормативу потребления дана суд также пришел к выводу о том, что норматив потребления тепловой энергии, равный 0,023 Гкал/кв. м, предусмотренный Советом городского округа город Салават от 02.03.2006 N 1-6/90, подлежал применению ответчиком, несмотря на то, что позднее муниципальный акт был признан утратившим силу органом, его издавшим, и признан недействующим в части в судебном порядке.
На основании указанных обстоятельств содержащееся в оспариваемом предписании требование, возлагающее на заявителя обязанность произвести возврат платы за отопление путем отражения перерасчета в платежных документах, выставляемых в адрес собственников спорных многоквартирных домов, признан судами правомерным.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судами в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2021 по делу N А07-8444/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "ТРОС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в нарушение пункта 2 Постановления N 479, пункта 42 (2) Правил N 354 при корректировке платы за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета за 2019 год количество месяцев отопительного периода взято равным девяти вместо, установленных восьми календарных месяцев.
...
Исходя из годового норматива 0,276 Гкал на кв. м и тарифа 1723,10 руб./Гкал (действующего в период январь - июнь 2019) и тарифа 1757,57 руб./Гкал (действующего в период июль - декабрь 2019) размер платы за отопление в 2019 должен составить - 199049,77 (0,276 * 414,4 * ((1723,1 + 1757,57) / 2).
Таким образом, разность между фактически начисленной платой за отопление за 12 месяцев 2019 года и платой за отопление, предусмотренной исходя из годового норматива 0,276 Гкал на кв. м составляет 232553,277 - 199049,77 = 33503,507 руб., что соответствует размеру корректировки, рассчитанному Госкомитетом по формуле 6 (1) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2022 г. N Ф09-1558/22 по делу N А07-8444/2021