Екатеринбург |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А50-18229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) "Комсомольский проспект-71", "Комсомольский проспект-77", "Куйбышева 86" (далее также - товарищества, заявители) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2021 по делу N А50-18229/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Пермского края приняли участие представители:
ТСЖ "Комсомольский проспект-71" - Милохова Е.М. (доверенность от 17.02.2021, паспорт, диплом), Голикова Е.И. (доверенность от 20.08.2021, паспорт, диплом);
ТСЖ "Комсомольский проспект-77" - Милохова Е.М. (доверенность от 14.01.2022, паспорт, диплом), Голикова Е.И. (доверенность от 07.12.2020, паспорт, диплом);
ТСЖ "Куйбышева 86" - Милохова Е.М. (доверенность от 27.07.2021, паспорт, диплом), Голикова Е.И. (доверенность от 17.05.2022, паспорт, диплом).
От Администрации Свердловского района города Перми поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ТСЖ "Комсомольский проспект-71", ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Куйбышева 86" обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Свердловского района города Перми (далее - администрация района) о признании недействительными сводных пообъектных планов-графиков подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования, паспорта готовности), утвержденных 23.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищества просят указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявители в жалобе настаивают на неприменении судами подлежащих применению норм материального права, а именно: пункты 2.6.3, 2.6.4, 2.6.10, 5.1.3, 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103). Полагает, что в нарушение названных выше норм права администрацией утверждены пообъектные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022, предусматривающие завершение работ по подготовке объектов жилищного фонда спорных товариществ к эксплуатации в осенне-зимний период в срок до 01.06.2021. Отмечает, что другие объекты, находящиеся в тех же климатических условиях, должны быть подготовлены в более поздние сроки, вплоть до 24.08.2021.
Товарищества в жалобе указывают на то, что оспариваемые документы утверждены не управомоченным лицом, поскольку, по мнению заявителей жалобы, полномочий по утверждению сроков для подтверждения готовности объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период на главу администрации Свердловского района города Перми не возложено.
Податели жалобы считают ошибочными выводы судов о не доказанности нарушения их прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными актами. Указывают, что установление в оспариваемых планах-графиках коротких сроков подготовки объектов заявителей к сезонной эксплуатации привели к привлечению товариществ к административной ответственности в связи с несоблюдением таких сроков, а также усложнили проведение самих работ по подготовке объектов.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Администрации г. Перми от 15.04.2021 N 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов" (далее - постановление N 266) первым заместителем Главы администрации Свердловского района города Перми 23.04.2021 утверждены сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования) и сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (паспорта готовности).
В отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении товариществ, в планах-графиках срок подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период установлен до 01.06.2021.
Считая, что сводные пообъектные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования, паспорта готовности), являются недействительными, нарушают права и законные интересы заявителей в связи с тем, что в них для названных товариществ установлены сроки подготовки домов к зиме до 01.06.2021, при том, что действующее законодательство устанавливает сроки подготовки к зиме и выдачи паспортов готовности к 15 сентября, ТСЖ "Комсомольский проспект-71", ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Куйбышева 86" обратились с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия совокупности оснований для признания сводных пообъектных планов-графиков недействительными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлений Правительства Российской Федерации от 08.08. 2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей", постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 104-П "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной социальной сферы Пермского края к эксплуатации в осенне-зимний период", статьей 49 Устава города Перми, в целях своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальной социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021- 2022 годов, Администрацией города Перми принято постановление от 15.04.2021 N 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов".
При этом в соответствии с пунктом 7 постановления N 266 утверждение сводных планов-графиков возложено на территориальные органы администрации города Перми.
Согласно пункту 1.2 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" (далее - Типовое положение) администрация Свердловского района города Перми является территориальным органом администрации города Перми, в пункте 3.1 которого предусмотрено, что территориальный орган осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района (поселка Новые Ляды).
На основании пункта 3.2.6.5 Типового положения в пределах административных границ территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в сфере жилищно-коммунального хозяйства следующую функцию: обеспечивает выполнение требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду, и контроль организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, объектов организаций коммунального комплекса, расположенных на территории соответствующего района, аварийно-диспетчерских служб за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Проанализировав приведенные нормы права, суды верно заключили, что оспариваемые сводные пообъектные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 (готовность инженерного оборудования, паспорта готовности) приняты уполномоченным органом.
В пункте 3 постановления N 266 установлена обязанность собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 данного постановления.
Пунктом 7.3 постановления N 266 предусмотрено территориальным органам администрации города Перми до 26.04.2021 на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2021 год и пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, представленных собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, разработать, утвердить и разместить на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов по формам согласно приложениям 19, 20, 21 к этому постановлению.
Из материалов дела следует, что во исполнение постановления N 266 первым заместителем Главы администрации Свердловского района города Перми 23.04.2021 утверждены сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования) и сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (паспорта готовности).
В отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителей, в планах-графиках срок подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период установлен до 01.06.2021.
Согласно пункту 2.6.1 Правил N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (пункт 2.6.3 Правил N 170).
План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период (пункт 2.6.4 Правил N 170).
В силу пункта 2.6.10 Правил N 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил N 103 паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к этим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Как верно заключили суды, само по себе указание в Правилах N 170 и N 103 конечной даты подготовки домов к отопительному сезону и выдачи паспортов готовности к 15 сентября не отменяет право органа местного самоуправления установить порядок приемки домов и выдачи паспортов готовности.
Судами дана оценка сводным пообъектным планам-графикам подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022, согласно которой, данные планы-графики устанавливают сроки, к которым управляющие компании и товарищества должны подготовить объекты жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период - 01.06, 08.06, 15.06, 22.06, 01.07, 06.07, 13.07, 20.07, 27.07, 01.08, 03.08, 10.08, 17.08, 24.08, 01.09, 15.09, соответственно, они устанавливают порядок приемки объектов жилищного фонда с учетом количества многоквартирных домов в городе Перми.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что заявителями не представлены администрации района свои пообъектные планы-графики подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, как предусмотрено в пункте 7.3 постановления N 266, в связи с чем оспариваемые планы-графики разработаны на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2021 год, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания".
Доказательств невозможности представления своих пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в указанный в пункте 7.3 постановления N 266 срок, невозможности подготовить объекты жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период в установленный срок, как и обращения в администрацию района с заявлением о продлении данного срока, товариществами в материалы дела, суду не представлено.
Доказательств непринятия администрацией предложений названных товариществ материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное выше, суды обоснованно заключили, что сроки, установленные планами-графиками в отношении заявителей, не нарушают права и законные интересов заявителей.
Обратного не доказано.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (готовность инженерного оборудования) и сводный пообъектный планграфик подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (паспорта готовности) соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.
При таких обстоятельствах, судами правомерно отказано товариществам в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителями жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы товариществ не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2021 по делу N А50-18229/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Куйбышева 86" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.6.10 Правил N 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70 % потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил N 103 паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к этим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2022 г. N Ф09-2651/22 по делу N А50-18229/2021