Екатеринбург |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А07-14244/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Алексеевой Виктории Владимировны (далее - предприниматель Алексеева В.В., заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А07-14244/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством веб-конференции приняли участие представители:
предпринимателя Алексеевой В.В. - Валиева И.В. (доверенность от 04.06.2021);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Башкортостан - Яхин Р.Ф. (доверенность от 16.12.2021), Нусратуллина Ю.Ф. (доверенность от 10.01.2022).
Предприниматель Алексеева В. В. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании действий инспекции, выразившихся в отказе в предоставлении мер поддержки за апрель, май 2020 года сообщениями от 18.05.2020 и 10.06.2020 незаконными и обязании инспекции предоставить субсидию в размере 254 730 руб. за апрель 2020 года и в размере 254 730 руб. за май 2020 года.
Решением суда от 11.11.2021 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены, действия инспекции, выразившиеся в отказе в предоставлении мер поддержки за апрель, май 2020 года сообщениями от 18.05.2020 и 10.06.2020, признаны незаконными, суд обязал инспекцию устранить нарушения, включив предпринимателя Алексееву В.В. в реестр на получение субсидий за апрель, май 2020 года с реализацией обязательств, возложенных на налоговый орган постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 576).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Алексеева В.В. просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, заявитель вправе рассчитывать на государственные меры поддержки, поскольку фактически осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов", а отказ инспекции, поддержанный судом, носит формальный характер.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами, на основании заявления предпринимателя Алексеевой В.В., основным видом деятельности с 09.06.2016 которой являлась "Деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ" ОКВЭД 59.13, 17.04.2020 внесена запись об изменении сведений об основном виде деятельности с указанием кода ОКВЭД 59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов".
Полагая, что возникли основания для предоставления субсидии за апрель, май 2020 года, предусмотренной постановлением N 576, в области демонстрации кинофильмов, относящихся к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N434 (далее - Перечень N 434), предприниматель Алексеева В.В. обратилась 14.05.2020 и 08.06.2020 с соответствующими заявлениями в инспекцию.
Сообщениями от 18.05.2020 и 10.06.2020 налоговым органом отказано в оказании мер поддержки. В качестве обоснования указано, что предприниматель Алексеева В.В. ведет "деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ" (ОКВЭД 59.13), которая не относится к отраслям, утвержденным Перечнем N 434 для оказания мер поддержки.
Письмом Управления ФНС России по Республике Башкортостан от 23.03.2021 N 17- 18/06214 отказ налогового органа в предоставлении субсидий признан правомерным.
Не согласившись с отказом инспекции в предоставлении субсидии, предприниматель Алексеева В.В. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на заявителя распространяется действие постановлений Правительства Российской Федерации N 576 и N434.
Отменяя решение суда, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета.
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Вышеупомянутом постановлением N 576 устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В пункте 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2: б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
На основании Перечня N 434 каждая отрасль (сфера деятельности) наиболее пострадавших отраслей определяется соответствующими кодами ОКВЭД-2.
Как установлено судами, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности заявителя по ОКВЭД-2 являлся код 59.13 "Деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ", который в Перечень N 434 не входит. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Абзацем 2 пункта 5 постановления N 576 предусмотрено, что налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Судом апелляционной инстанцией правомерно указано, что постановление N 576, определяющее основания и условия предоставления субсидии, не допускает их расширительного толкования. Исходя из этого, налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в постановлении N 576, в связи с чем установление основного вида деятельности лица, претендующего на получение субсидии, иным способом, кроме как обращения к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не допускается. Следовательно, если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРЮЛ субъектом малого и среднего предпринимательства в отношении основного вида деятельности, то в целях получения субсидии в соответствии с постановлением N 576 сведения об основном виде деятельности, указанном в ЕГРЮЛ, определяются по состоянию на 1 марта 2020 года.
Как указано в разделе 4 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, постановление N 576 к актам законодательства о налогах и сборах не относится.
С учетом того, что заявленный предпринимателем Алексеевой В.В. вид деятельности по коду ОКВЭД 59.13 по состоянию на 01.03.2020 не содержится в Перечне N 434, суд обоснованно заключил, что у инспекции отсутствовали основания для включения лица в реестр на предоставление субсидии.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона о регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ, ЕГРИП), иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пункт 1 статьи 4, подпункт "п" пункта 1 статьи 5, подпункт "о" пункта 2 статьи 5).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется для определения основного и дополнительных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, в целях единообразного их применения как самими хозяйствующими субъектами, так и для учета в государственных информационных системах различными органами.
По общим правилам, закрепленным в Законе о регистрации, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в отношении заявителя в ЕГРИП только 17.04.2020 внесена запись об изменении кода ОКВЭД и установлении нового кода ОКВЭД 59.14.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Несогласие заявителя с выводами апелляционного суда, а также иное толкование норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствуют о наличии в обжалуемом судебном акте нарушений норм материального и (или) процессуального права либо о допущенной судебной ошибке.
Правомерность использования инспекцией при определении основного вида деятельности согласно сведениям, указанным в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, подтверждена сформированным правовым подходом разрешения аналогичных споров и поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, определение от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А07-14244/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алексеевой Виктории Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общим правилам, закрепленным в Законе о регистрации, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
...
Правомерность использования инспекцией при определении основного вида деятельности согласно сведениям, указанным в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, подтверждена сформированным правовым подходом разрешения аналогичных споров и поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, определение от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2022 г. N Ф09-2612/22 по делу N А07-14244/2021