Екатеринбург |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А60-16841/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А60-16841/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) - Романова Т.И. (доверенность от 10.01.2022);
Администрации городского округа Краснотурьинск (далее - Администрация) - Герб Н.Г. (доверенность от 10.01.2022), Силантьева А.В. (доверенность от 10.01.2022).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации о взыскании задолженности в размере 5 162 796 руб. 59 коп.
Решением суда от 26.10.2021 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования городской округ Краснотурьинск в лице администрации в пользу Министерства взыскана задолженность в сумме 5 162 796 руб. 59 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования городской округ Краснотурьинск в лице Администрации в бюджет Свердловской области в лице Министерства взысканы средства субсидии в сумме 3 604 416 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неверный расчет судом апелляционной инстанции коэффициента возврата субсидии по показателю 2 - обеспечение финансирования из местного бюджета. По мнению заявителя, расчет судом апелляционной инстанции значения индекса, отражающего уровень недостижения значения 2-го показателя результативности, с учетом стоимостного определения фактически достигнутого и планового значения данного показателя приводит к уменьшению значения индекса и, соответственно, к снижению возврата субсидии. Заявитель утверждает, что подобная методика расчета не соответствует Методике определения объема средств субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет в случае недостижения значений показателей, определенных в соглашениях о предоставлении этих субсидий, являющейся приложением N 5 к Порядку предоставления субсидий на строительство и реконструкцию систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП), и не применима в рассматриваемом случае.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством и муниципальным образованием городской округ Краснотурьинск заключено соглашение от 23.07.2018 N СО-03/1/11-2018 о предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета местному бюджету на строительство и (или) реконструкцию систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 21.05.2019 N 1).
Соглашение заключено в рамках реализации государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на строительство и реконструкцию систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок) определены в приложении N 4 к вышеуказанной программе.
На основании пункта 3 Порядка целью предоставления субсидии являлось софинансирование расходных обязательств муниципального образования по реализации инвестиционных проектов по строительству и (или) реконструкции систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры для организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных отходов).
Согласно пункту 1.1 соглашения от 23.07.2018 N СО-03/1/11-2018 Министерство обязуется предоставить муниципальному образованию субсидию из средств областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации инвестиционных проектов по строительству и (или) реконструкции систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры для организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов в 2018 году в размере 219 937 636 рублей, а муниципальное образование обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением, обеспечить финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета в размере 94 258 972,73 руб., а также обеспечить исполнение соглашения.
В приложении N 1 к соглашению содержится перечень мероприятий муниципальной программы, предложенных к осуществлению за счет средств субсидии из областного бюджета, в том числе:
1. Трасса водопровода от Северопесчанского месторождения подземных вод до г. Краснотурьинска Свердловской области. Планируемые сроки реализации: 2015-2019 годы. Установленный объем расходов - 268 185 700 руб., в том числе за счет областного бюджета - 187 730 000 руб., местного - 80 455 700 руб. (далее - мероприятие N 1).
2. Строительство блочно-модульных котельных мощностью 4 и 11 МВт с подводящими инженерными сетями для систем централизованного теплоснабжения, в том числе по адресу: пос. Рудничный, ул. Соломенная (4 МВт) и пос. Рудничный, ул. Чкалова (11 МВт). Установленный объем расходов - 46 010 908,73 руб.
По исполнению субсидии в отношении второго мероприятия (строительство котельных в пос. Рудничный) спора между сторонами нет.
Согласно подпункту 6 пункта 2.3 соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии, установленных в приложении N 4 к соглашению.
Пунктом 4.5 соглашения предусмотрена ответственность ответчика за недостижение установленных показателей результативности использования субсидии - субсидия подлежит возврату в областной бюджет в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктами 35 и 36 Порядка предоставления субсидий.
Министерство свои обязательства по предоставлению субсидии исполнило, но по итогам 2018 года предоставленная субсидия освоена не была, неиспользованный остаток средств местного бюджета составил 18 718 102,47 рубля.
По итогам анализа отчетности администрации за 2018 год установлено, что не достигнуты следующие показатели:
показатель 2 "Обеспечение финансирования инвестиционного проекта из средств местного бюджета в соответствии с уровнем, установленным соглашением" - в связи с наличием остатка средств бюджета муниципального образования по состоянию на 31.12.2018;
показатель 5 "Обеспечение выполнения календарного плана (графика) производства работ на объекте в текущем году";
показатель 9 "Соблюдение муниципальным образованием установленных условий, целей и порядка предоставления субсидий" - в связи с наличием остатка средств бюджета муниципального образования по состоянию на 31.12.2018.
По обращению администрации от 24.01.2019 N 01-21/241 о наличии потребности в использовании в 2019 году денежных средств областного бюджета, предоставленных в 2018 году, для продолжения исполнения муниципального контракта от 29.09.2015 N 32 на производство строительно-монтажных работ по проекту, неиспользованный остаток субсидии возвращен в бюджет городского округа Краснотурьинск на основании приказа Министерства от 18.02.2019 N 80 "О наличии потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта городского округа Краснотурьинск".
С учетом обращения городского округа Краснотурьинск от 28.02.2019 N 01.21/804 о продлении срока достижения значений показателей результативности с ответчиком заключено дополнительное соглашение от 23.05.2019 N 1, которым изменены сроки достижения показателей результативности: по показателям 2, 5 и 9 срок исполнения установлен - не позднее 01.09.2019.
По итогам анализа отчетности администрации за 2019 год, включая отчетные формы 1 и 2, установлено, что актами о приемке выполненных работ формы КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, счетами-фактурами и платежными поручениями подтверждено фактическое расходование средств местного бюджета в объеме 5 277 171,22 руб. (расходы местного бюджета по проекту за 2018-2019 г.г. составили 67 014 768,75 руб.); субсидия, предоставленная в 2018 году, не использована. Таким образом, обязательства по дополнительному соглашению не исполнены, повторное продление сроков достижения показателей результативности Порядком предоставления субсидий не предусмотрено.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Министерство направило ответчику требование от 09.04.2020 N 11-01-81/3248 о возврате в областной бюджет части субсидии, предоставленной в 2018 году (5 162 796 руб. 59 коп.).
Требование Министерства в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Суд первой инстанции, установив, что ответчик доказательств достижения значений показателей результативности, предусмотренных соглашением, не представил, проверив расчет суммы субсидии, произведенный истцом и признав его правильным, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования частично, исходил из следующего.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Отношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 15.07.2005 N 70-ОЗ "Об отдельных межбюджетных трансфертах, предоставляемых из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области" (далее - Закон N 70-ОЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 1 - 1 Закона N 70-ОЗ к межбюджетным трансфертам, предоставляемым из областного бюджета местным бюджетам, относятся в том числе субсидии, предоставляемые из областного бюджета местным бюджетам.
Субсидии из областного бюджета местным бюджетам могут предусматриваться в Законе Свердловской области об областном бюджете в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП установлены порядок предоставления субсидий на строительство и реконструкцию систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры, а также Методика определения объема средств субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет в случае недостижения значений показателей, определенных в соглашениях о предоставлении этих субсидий (приложение N 5 к Порядку) (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 33 Порядка предоставления субсидий результатом использования субсидии является достижение целевого показателя "Реализовано мероприятие по строительству и реконструкции систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры".
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством на основе значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением следующих случаев:
1) достижение значений показателей результативности использования субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
2) изменение значений целевых показателей реализации государственных программ Свердловской области, а также сокращение размера субсидии.
Согласно пункту 35 Порядка, в случае недостижения муниципальным образованием значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в объеме, рассчитываемом в соответствии с Методикой, приведенной в приложении N 5 к настоящему порядку.
Министерство в срок до 1 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, направляет муниципальному образованию требование о возврате соответствующего объема субсидии.
Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение тридцати календарных дней со дня получения муниципальным образованием соответствующего требования.
Несоблюдение срока возврата субсидии является основанием для принятия Министерством мер по взысканию подлежащей возврату в областной бюджет суммы субсидии в судебном порядке.
Факт недостижения целевых показателей 2, 5 и 9, предусмотренных приложением N 4 к соглашению от 23.07.2018 N СО-03/1/11-2018, в том числе с учетом продления сроков исполнения показателей дополнительным соглашением от 21.05.2019, установлен судами и ответчиком не оспаривается, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для возврата субсидии в областной бюджет.
Разногласия между сторонами имеются по значению коэффициента возврата субсидии из областного бюджета.
При расчете по показателю 2 истец указал, что ответчик не выполнил установленное обязательство. Согласно данным предоставленной отчетности ответчик не произвел финансирование в полном объеме, определенном условиями соглашения, объем финансирования из местного бюджета должен составить 80 455 700 руб., а составил 67 014 768 руб. 75 коп. По состоянию на отчетную дату обязательство ответчика не выполнено, показатель результативности не достиг планового значения и равен 0. Индекс, отражающий уровень недостижения значения 2-го показателя результативности использования субсидии из областного бюджета, равен 1.
Расчет истцом по показателю 5 определяется как объем финансирования выполненных работ по проекту согласно графику в рублях, а фактическое значение - освоенные средства по итогам года (также в рублях). Индекс, отражающий уровень недостижения значения 5-го показателя результативности использования субсидии из областного бюджета, равен 0,75.
Показатель 9 - соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных при ее предоставлении. Ответчик не исполнил данное обязательство. Неисполнение обязательства = недостижение установленного значения показателя результативности, таким образом, индекс, отражающий уровень недостижения значения 9-го показателя результативности использования субсидии из областного бюджета, равен 1.
Учитывая, что при расчете коэффициента возврата субсидии из областного бюджета используются только положительные значения индекса, то по расчету истца коэффициент возврата субсидии = 0,92, а сумма возврата: 187 730 000,00 х 0,92 х 0,3 х 0,1 = 5 162 796 руб. 59 коп.
Согласно контррасчету ответчика сумма возвращаемой субсидии составляет 1 464 294 руб. (с учетом дополнения к апелляционной жалобе - 1 576 932 руб.).
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет суммы субсидии, произведенный истцом, не согласился с ним в части расчета коэффициента возврата субсидии по показателю 2 - обеспечение финансирования из местного бюджета.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактически достигнутое значение 2-го показателя результативности ответчиком исчисляется и указывается в отчетах об использовании субсидии, которые Министерством проверены и представлены в дело, то есть обязательства ответчиком выполнены не в полном объеме. Индекс, отражающий уровень недостижения значения 2-го показателя результативности использования субсидии из областного бюджета, по расчету суда апелляционной инстанции равен 0,17.
При этом довод Министерства о том, что индекс должен равняться 1 в силу самого факта невыполнения всего объема финансирования, судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку противоречит пункту 3 Методики, которой должны соответствовать условия заключенного между сторонами соглашения.
Расчет истцом индекса по показателям 5 и 9 судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным принятие индекса равным 0,75 и 1, соответственно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что коэффициент возврата субсидии из областного бюджета равен 0,64, а объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет - 3 604 416 руб.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А60-16841/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования городской округ Краснотурьинск в лице Администрации в бюджет Свердловской области в лице Министерства взысканы средства субсидии в сумме 3 604 416 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
...
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2022 г. N Ф09-2653/22 по делу N А60-16841/2021