Екатеринбург |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А71-1269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Увинский район" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2021 по делу N А71-1269/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по тому же делу по иску ООО "Спецавтохозяйство" к Администрации муниципального образования "Увинский район" о взыскании задолженности по договору.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, общество "Спецавтохозяйство") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования "Увинский район" (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 1 044 603 руб. 11 коп. задолженности по договору на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 29.08.2019 N ТКО 0006068/471.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИжАвтоСнаб" (далее - общество "ИжАвтоСнаб").
Решением суда первой инстанции от 06.12.2021исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на то, что заказчиком не давалось исполнителю согласие на вывоз ТКО сверх предусмотренного договором количества и не могло быть дано в силу отсутствия финансовых средств, кроме выделенных. По мнению заявителя жалобы, оказывая услуги сверх объема и установленной твердой цены контракта, исполнитель не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Также ответчик полагает, что у истца имелась возможность прекратить оказание услуг при достижении предельных объемов оказания услуг по вывозу ТКО с мест несанкционированного размещения.
В представленном отзыве истец просит судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, между обществом "Спецавтохозяйство" (региональный оператор) и Администрацией (заказчик) заключен договор на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 29.08.2019 N ТКО 0006068/471 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется по заданию заказчика осуществлять ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м, обнаруженных в границах территории муниципального образования "Увинский район", и обеспечивать их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор обязан в течение срока действия договора осуществлять ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных в границах территории муниципального образования "Увинский район", в пределах количества, указанного в пункте 3.1 настоящего договора (пункт 2.1.1 договора).
Цена настоящего договора определяется общей стоимостью услуг, оказанных в течение всего срока действия договора, исходя из утвержденного в установленном законодательством РФ порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на количество ТКО, транспортированное и переданное на обработку и захоронение с мест несанкционированного размещения ТКО.
На дату подписания настоящего договора единый тариф на услуг регионального оператора составляет 4 765 руб. 96 коп. за одну тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Планируемое количество ТКО с мест несанкционированного размещения ТКО, подлежащих транспортированию в рамках настоящего договора, составляет 223 тонны, согласно приложения N 2 к договору.
Стороны определили, что минимальный объем ТКО, при котором заказчик направляет региональному оператору задание на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО, должен составлять не менее 30 куб. м. При направлении заказчиком задания на меньший объем ТКО, региональный оператор вправе не принимать задание к исполнению в сроки, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, до получения от заказчика дополнительного задания с учетом минимального объема ТКО, установленного настоящим пунктом.
Цена договора составляет 1 062 808 руб. 71 коп., кроме того НДС в размере 212 561 руб. 74 коп.
Цена договора сформирована с учетом всех расходов исполнителя (на подготовительные работы к погрузке ТКО в местах их несанкционированного размещения, транспортирование, передачу на захоронение на объекте захоронения ТКО), уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора (пункт 3.1 договора).
Оплата оказанных услуг производится путем перечисления денежных средств со счета заказчика на расчетный счет регионального оператора в течение 10 рабочих дней с момента подписания акта оказанных услуг. Одновременно с актом оказанных услуг региональный оператор направляет заказчику счет на оплату, счет-фактуру (в случае, если региональный оператор является плательщиком НДС) (пункт 3.2 договора).
Согласно информации о размещенном на объекте захоронения ТКО (полигоне) количества ТКО, вывезенного с места несанкционированного размещения ТКО (форма N 1), региональным оператором оказаны услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО на территориях:
- д. Березовка Увинского района в объеме 188,27 тонн;
- д. Сухая Видзя Увинского района в объеме 145,40 тонн;
- д. Удугучин Увинского района в объеме 71,98 тонн.
Региональным оператором оформлены универсальные передаточные документы от 31.10.2019 N 10-5451 на сумму 1 044 603 руб. 11 коп., от 31.10.2019 N 10-5424 на сумму 1 275 370 руб. 45 коп. и с сопроводительным письмом от 28.11.2019 N 8219 вручены заказчику с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору для оплаты фактического объема вывезенного ТКО.
Заказчиком перечислено исполнителю 1 262 616 руб. 37 коп. по платежному поручению от 23.12.2019 N 3714 и 12 754 руб. 08 коп. по платежному поручению от 23.12.2019 N 3712.
Заказчику направлена претензия от 14.07.2020 N 8131 с требованием об оплате задолженности за фактически оказанные услуги по выводу ТКО с мест несанкционированного их размещения.
Неисполнение заказчиком указанного требования послужило основанием для обращения исполнителя с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что факт выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированной свалки объемом 182,65 тонны на сумму 1 044 603 руб. 11 коп. подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств несоответствия объема оказанных услуг указанным в первичной документации и документам "форма N 2" в материалы дела не представлено.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены судами правильно.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Спорные земельные участки находятся в границах территории муниципального образования "Увинский район", правообладателем которого является ответчик; доказательств иного материалы дела не содержат (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил N 1156).
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 ликвидирует региональный оператор.
Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 307-ЭС21-9717.
Таким образом, вопреки мнению заявителя жалобы в силу норм действующего законодательства истец не мог прекратить оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок после исчерпания предельной цены договора от 29.08.2019 N ТКО 0006068/471.
Кроме того, письмом от 28.11.2019 N 8219 исполнитель уведомлял заказчика о том, что фактический объем вывезенного ТКО при ликвидации несанкционированной свалки превысил объем ТКО, согласованный сторонами при заключении договора от 29.08.2019 N ТКО 0006068/471.
С учетом того, что поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан именно собственник (землепользователь, землевладелец) и приобретение услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком, то обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на заказчика, который обязан оплачивать оказанные услуги за счет бюджетных средств.
В пункте 23 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъяснено, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
Факт ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО и количество вывезенных региональным оператором ТКО в объеме 405, 65 тонн подтвержден представленными в материалы дела формами N 2 "Информация о размещении на объекте захоронения ТКО (полигоне) количестве ТКО вывезенного с места несанкционированного размещения ТКО", договором, универсальными передаточными документами.
С учетом того, что ответчик объем и количество вывезенного ТКО не оспорил, доказательств, свидетельствующих о полной оплате услуг по ликвидации несанкционированной свалки, в материалы дела не представил, требование истца о взыскании 1 044 603 руб. 11 коп. задолженности удовлетворено правомерно.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2021 по делу N А71-1269/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Увинский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
...
Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 307-ЭС21-9717.
...
С учетом того, что поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан именно собственник (землепользователь, землевладелец) и приобретение услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком, то обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на заказчика, который обязан оплачивать оказанные услуги за счет бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2022 г. N Ф09-3067/22 по делу N А71-1269/2021