Екатеринбург |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А71-4843/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2021 по делу N А71-4843/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыл представитель общества - Анисимова Т.В. (доверенность от 01.02.2022 N 18).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее Управление) от 05.03.2021 N 05.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Овечкина Светлана Леонидовна.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на часть 1 стать 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ), подпункт "в" пункт 8 (1) раздела 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) указывает на то, что обязанность по заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) возникает не только у собственника жилого дома или жилого помещения, но и у владельцев нежилых помещений и земельных участков. При этом общество отмечает, что применительно к заключению договора на земельный участок согласно подпункт "в" пункт 8 (1) Правил N 1156 правовое значение имеет факт осуществления жизнедеятельности человека на таком участке.
Кроме того, общество ссылается на то, что категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО, предусмотренные Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО" не содержит такую категорию, как "земельный участок, на котором могут образовываться ТКО".
Общество также полагает, что поскольку по своей сути договор на вывоз ТКО построен законодателем по модели абонентского договора, то плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности воспользоваться согласованными услугами (работами).
В отзыве на кассационную жалобу Овечкина С.Л. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 05.02.2021 N 14 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами по обращению гр. Овечкиной С.Л. о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" за участок, расположенный по адресу: Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Цветочная, д. 8.
В рамках проверочных мероприятий Управлением совместно с собственником земельного участка Овечкиной С.Л. и представителем общества 26.02.2021 произведен выездной осмотр земельного участка, принадлежащего Овечкиной С.Л., в ходе которого установлено, что на данном земельном участке расположена недостроенная баня, сарай, гараж. Узел учета электроэнергии установлен на периметре земельного участка, к надворным постройкам электроэнергия не подведена, иные коммунальные услуги не потребляются. В летний период осуществляется хозяйственная деятельность. По результатам осмотра Управлением составлен акт осмотра от 26.02.2021.
Исполнителем коммунальной услуги "обращение с ТКО" в отношении потребителя является общество. Управлением установлено, что обществом в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в отсутствие установленного норматива потребления коммунальных услуг на земельный участок без жилого помещения - в период с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. произведено начисление за коммунальную услугу "обращение с ТКО".
По результатам проверки Управлением составлен акт от 05.03.2021 N 12 и выдано предписание от 05.03.2021 N 05, согласно которому обществу в срок до 15.04.2021 предписано произвести сторнирование начисленных денежных средств за коммунальную услуг "обращение с ТКО" собственнику земельного участка по адресу: Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Цветочная, д. 8, за период с 01.09.2020 по 28.02.2021.
Полагая, что названное предписание недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
В соответствии с частью 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил N 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (подпункт "в" пункта 148(11) Правил N 354).
На основании пункта 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148(36) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и Удмуртским филиалом акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" 01.12.2018 заключен договор, в соответствии с которым последний начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Начиная с сентября 2020 г. собственнику земельного участка, расположенного по адресу: Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Цветочная, д. 8 начисляется плата за указанную коммунальную услугу.
Однако согласно акту осмотра Управления от 26.02.2021 на указанном земельном участке жилой дом отсутствует, собственников и зарегистрированных лиц в доме нет. Иных построек, в которых возможно постоянное проживание граждан также не имеется. Согласно акту осмотра от 05.04.2021 на спорном земельном участке расположен сарай (стены возведены из газоблока, имеется крыша), гараж (стены возведены из газоблока, имеется крыша, установлены двери), не завершенная строительством баня (стены возведены из бруса, имеется крыша, установлены пластиковые окна, кирпичная печь, отопление отсутствует). Узел учета электроэнергии установлен на периметре земельного участка, к надворным постройкам электроэнергия не подведена, иные коммунальные услуги не потребляются.
На основании Правил N 354, в частности установленного ими порядка определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, суды заключили, что начисление платы за коммунальную услугу по ТКО обусловлено наличием права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
С учетом того, что на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают, судами сделан вывод об отсутствии в таком случае у регионального оператора законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО.
Между тем, указанный вывод судов, поддерживающий позицию Управления, сам по себе недостаточно обоснован, поскольку действующее правовое регулирование не ставит обязанность по заключению договора и оплате услуг по обращению с ТКО в зависимость именно от нахождения или не нахождения на земельном участке жилых или нежилых помещений, на которые зарегистрировано право собственности лица, которому предъявляются к оплате соответствующие платежи.
Суд округа считает необходимым отметить, что в силу пункта 8 (1) Правил N 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО.
Так, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 утверждены годовые нормативы накопления ТКО для категории "Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан", что свидетельствует о том, что обязанность оплаты за вывоз мусора, образующегося в связи с пользованием гражданами принадлежащими им земельными участками не зависит только от нахождения на этих участках зарегистрированных объектов недвижимости.
Такой вывод соответствует пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о не накоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, суды установили, что на спорном земельном участке образование ТКО не происходит, поскольку расположенный на участке объект (недостроенный дом) не позволяет сделать вывод о возможности в периоде, подвергнутом проверке, проживания, в том числе временного, на данном участке; проведенной проверкой факт образования ТКО не выявлен.
Соответственно, у Овечкиной С.Л. в спорном периоде, как у собственника возможных к образованию ТКО в связи с эксплуатацией земельного участка, не возникла обязанность по заключению договора на оказание соответствующих услуг. Иного региональным оператором суду не доказано.
При установленных обстоятельствах выводы судов о законности обжалуемого предписания Управления в части требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является правомерным.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2021 по делу N А71-4843/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа считает необходимым отметить, что в силу пункта 8 (1) Правил N 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО.
Так, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 утверждены годовые нормативы накопления ТКО для категории "Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан", что свидетельствует о том, что обязанность оплаты за вывоз мусора, образующегося в связи с пользованием гражданами принадлежащими им земельными участками не зависит только от нахождения на этих участках зарегистрированных объектов недвижимости.
Такой вывод соответствует пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2022 г. N Ф09-2816/22 по делу N А71-4843/2021