Екатеринбург |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А76-26307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Лукьянова В. А., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунсервис-2" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2021 по делу N А76-26307/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунсервис-2" - Пургина Е.В. (предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 10.01.2022);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Горшкова Э.А. (предъявлен паспорт, доверенность от 05.03.2022, диплом, свидетельство о браке).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунсервис-2" (далее - заявитель, общество "Коммунсервис-2", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) с заявлением о признании недействительными предписаний от 15.06.2021 N 21- 2726-2701, от 30.07.2021 N 21-3642-3593 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский водоканал".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на часть 5 статьи 13 Федерального закона 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) и указывает, что непосредственно обязанность по установке приборов учета действующим законодательством возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае неисполнения соответствующей обязанности собственниками - на ресурсоснабжающую организацию, тогда как управляющая организация обязана лишь обеспечить доступ к месту установки прибора учета.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Коммунсервис-2" на основании выданной Инспекцией лицензии осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, ул. П.П. Аносова, д. 178; ул. П.П. Аносова, д. 237, ул. П.А. Румянцева, д. 93.
На основании распоряжения от 27.05.2021 N 21-2726 2701 Инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по рассмотрению обращений в отношении отсутствия в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, ул. П.П. Аносова, д. 178; ул. П.П. Аносова, д. 237, ул. П.А. Румянцева, д. 93, общедомовых приборов учета холодного водоснабжения (далее - ОПУ ХВС).
В ходе проверки Инспекцией установлены нарушения обществом требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что отражено в акте проверки от 15.06.2021 N 21-2726-2701.
Как усматривается из материалов дела, у общества запрошена информация о наличии ОПУ ХВС, акты ввода в эксплуатацию ОПУ ХВС в многоквартирных домах по следующим адресам: Челябинская область, г. Златоуст, ул. П.П. Аносова, д. 178; ул. П.П. Аносова, д. 237, ул. П.А. Румянцева, д. 93 (далее - МКД), в ответ на соответствующий запрос обществом предоставлена информация об отсутствии в спорных МКД ОПУ ХВС.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства от 15.06.2021 N 21-2726 2701, которым заявителю как управляющей организации в МКД в срок до 15.07.2021 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: обеспечить установку и ввод ОПУ ХВС в спорных МКД.
На основании распоряжения от 27.05.2021 N 21-2726 2701 Инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 15.06.2021N 21-2726 2701, по результатам которой установлен факт неисполнения обществом указанного предписания, что зафиксировано в акте проверки от 30.07.2021 N 21-3642-3593.
В связи с указанным Инспекцией по результатам проверки вынесено предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства от 30.07.2021 N 21-3642-3593, которым заявителю в срок до 31.08.2021 предписано устранить выявленные нарушения, а именно: обеспечить установку и ввод ОПУ ХВС в спорных МКД.
Полагая, что оспариваемые предписания не соответствуют требованиям законодательства и нарушают ее права и законные интересы в сфере экономической деятельности, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно подпунктам "д", "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицо, ответственное за содержание многоквартирного дом, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав обязательных работ по содержанию многоквартирного жилого дома, а обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
При этом, данные работы обязательны в силу прямого указания закона, они должны быть осуществлены ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет функции управления в отношении многоквартирных домов по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, ул. П.П. Аносова, д. 178; ул. П.П. Аносова, д. 237, ул. П.А. Румянцева, д. 9.
В связи с этим суды обоснованно указали, что общество "Коммунсервис-2" является лицом, ответственным за содержание названных многоквартирных домов, соответственно, обязано обеспечить установку в обслуживаемых им домах приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Между тем, судами установлено, что на момент проведения проверки обществом "Коммунсервис-2", как управляющей организацией спорными многоквартирными домами, не были приняты меры к установке ОПУ ХВС.
Факт отсутствия ОПУ ХВС в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Златоуст, ул. П.П. Аносова, д. 178; ул. П.П. Аносова, д. 237, ул. П.А. Румянцева, д. 93 подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что обществом, как управляющей организацией, не приняты необходимые меры по энергосбережению в спорных МКД в части установки и введения в эксплуатацию ОПУ ХВС, суды пришли к правильному выводу о том, что требования Инспекции, изложенные в оспариваемых предписаниях, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемые предписания соответствуют нормам законодательства, права и законные интересы заявителя не нарушают, выданы Инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Коммунсервис-2" требований.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, в связи с чем, в силу положений статьи 286 АПК РФ не могут быть признаны обоснованными.
Довод заявителя об отсутствии у управляющей организации обязанности по установке общедомовых приборов учета являлся предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и подлежит отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства и правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении, отсутствие нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции, исходя из доводов жалобы, считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2021 по делу N А76-26307/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунсервис-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3817/22 по делу N А76-26307/2021