Екатеринбург |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А07-29201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Тимофеевой А. Д., Сидоровой А. В.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свой дом" (далее - Управляющая компания) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2021 по делу N А07-29201/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.20222 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании (онлайн) приняли участие представители:
Управляющей компании - Гончаренко К.С. (доверенность от 10.11.2020);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - Общество) - Зиганшин И.Ш. (доверенность от 31.12.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управляющей компании о взыскании 199 700 руб. 63 коп. основного долга за потребленную тепловую энергию на горячее водоснабжение по содержанию общедомового имущества в период с октября 2018 г. по январь 2020 г., 53 539 руб. 61 коп. пени за период с 16.11.2018 по 17.11.2021 с учетом моратория начисления пени с 05.04.2020 по 01.01.2021 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Ответчик не согласен с расчетом истца, утверждает, что материалами дела не подтверждено, что расчет количества спорного коммунального ресурса произведен истцом в соответствии с формулами 20, 20.1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Управляющей компании, представленный истцом расчет произведен по непредусмотренной законом формуле, в расчете применено значение (норматив потребления коммунальной услуги), не предусмотренное структурой формулы, подлежащей применению. Как полагает заявитель кассационной жалобы, вся тепловая энергия, в том числе потребляемая при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, поставленная в дом, оплачена жильцами полностью.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между Обществом (теплоснабжающая организация) и Управляющей компанией (потребитель) договор на содержание общедомового имущества не заключен, при этом тепловые сети, а также сети горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей компании, имеют подключение (техническое присоединение) к системе теплоснабжения Общества.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что между Обществом и Управляющей компанией ранее был заключен договор от 01.10.2014 N 9529/РТС теплоснабжения с теплоносителем. Таким образом, Общество по отношению к Управляющей компании является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем согласно вышеуказанному договору.
Отсутствие договора ресурсоснабжения не является основанием для освобождения от оплаты стоимости ресурса, полученного как в пределах нормативов, так и с их превышением.
Истец обратился с исковым заявлением, в котором просил взыскать с ответчика задолженность за потребленную в период октябрь 2018 г. - январь 2020 г. тепловую энергию на содержание общедомового имущества по многоквартирным домам с децентрализованными сетями ГВС, оборудованным ИТП на ГВС (индивидуальным тепловым пунктом), а также подпитка (теплоноситель) по ул. Карцева 32, ул. Ленина 12а, г. Нефтекамск, Республики Башкортостан, находящихся в управлении Управляющей компании, в размере 199 700 руб. 63 коп. основного долга за потребленную тепловую энергию на горячее водоснабжение по содержанию общедомового имущества в период октябрь 2018 - январь 2020 г., 53 539 руб. 61 коп. пени за период с 16.11.2018 по 17.11.2021 с учетом моратория начисления пени с 05.04.2020 по 01.01.2021, расходов по уплате госпошлины, (с учетом уточнения).
Факт поставки истцом тепловой энергии (с теплоносителем горячая вода) на содержание общедомового имущества подтверждается представленными в материалы дела накладными и счет-фактурами, ответчиком не оспаривается.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 72 Основных положений и пунктов 6, 7, 30 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу абзаца 8 пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции от 31.07.2021) при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В Постановлении N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В Постановлении N 1498 установлено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно разделу IV приложения N 2 к Правилам N 354 при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
В соответствии с представленными истцом расчетами объем тепловой энергии на нужды отопления и объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определены отдельно.
Согласно расчетам и дополнительно представленных истцом документам, стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения рассчитаны с учетом положений пункта 54 Правил N 354, а также формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и пользователей горячей водой.
Объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Суды приняли во внимание, что применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный. Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду.
При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения.
Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Как установили суды, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме истцом произведен согласно абзаца 8 пункта 42(1) Правил N 354. Представленный истцом алгоритм расчета полностью соответствует действующему жилищному законодательству.
Доказательств, опровергающих данные, использованные истцом при расчете объема потребления тепловой энергии на содержание общего имущества с использованием норматива, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Суды установили, что представленные в материалы дела счета-фактуры, накладные подтверждают факт поставки истцом в адрес ответчика спорного коммунального ресурса.
Расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества составлен истцом в соответствии Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121, Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 120.
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) в случае самостоятельного производства коммунальной услуги исполнителем с использованием оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений, определен пунктом 54 Правил 354.
В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил общий объем произведенной исполнителем тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется в том числе и с учетом объемов потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовый нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях СОИ в МКД и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Таким образом, применяемый истцом норматив в расчетах СОИ, рассчитан с учетом, в том числе, и по многоквартирным домам с децентрализованным горячим водоснабжением (дома оборудованные ИТП на производство ГВС).
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирные дома" абзац 11 пункта 42 (1) изложить в новой редакции: "При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды".
Таким образом, объем тепловой энергии поставленный в МКД без наружных сетей ГВС, где горячая вода изготавливается самостоятельно на оборудовании находящиеся в МКД на балансе собственников, в соответствии с изменениями в Правила 354 распределяется как разность между тепловой энергией на ГВС на индивидуальные нужды, тепловой энергии на ГВС СОИ и отопления.
В рассматриваемом случае при определении размера обязательств ответчика истец определил объем ресурса, затраченного на приготовление горячей воды, исходя из нормативов на горячее водоснабжение и на подогрев.
Как верно указали суды, указанный алгоритм расчета не противоречит действующему жилищному законодательству.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования о взыскании основного долга подлежат удовлетворению в сумме 151 431 руб. 84 коп. стоимости объема тепловой энергии на горячее водоснабжение при содержании общедомового имущества, а также объема теплоносителя согласно показаниям водосчетчика.
Сведений, опровергающих данные, использованные истцом при расчете объема потребления тепловой энергии на содержание общего имущества с использованием норматива, не имеется. Ответчик не доказал того, что объем тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды для общедомовых нужд, рассчитанный истцом исходя из норматива на горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества и норматива на подогрев, больше, чем объем, зафиксированный общедомовыми приборами учета.
Указанный довод дополнительно проверен судом кассационной инстанции на примере одного из спорных месяцев - ноябрь 2019. Согласно представленным суду кассационной инстанции дополнительным пояснениям и расчету, превышения начислений объема ресурса сверх данных ОДПУ, не имеется.
Расчет суммы неустойки, начисленной истцом за просрочку платежа, судом пересчитан в связи с частичным удовлетворением требований по сумме основного долга. По расчету суда размер неустойки составил 42 053 руб. 19 коп. Расчет неустойки апелляционной коллегией проверен, признан верным. Ответчик расчет пени не оспорил, контррасчет не представил.
Суды оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установили.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2021 по делу N А07-29201/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.20222 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свой дом"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирные дома" абзац 11 пункта 42 (1) изложить в новой редакции: "При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды".
...
Суды оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установили."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2022 г. N Ф09-3239/22 по делу N А07-29201/2019