Екатеринбург |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А07-11221/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Савицкой К.А.,
судей Тихоновского Ф.И., Сушковой С.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НБК" (далее - общество "НБК", кредитор) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021 по делу N А07-11221/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 Дьяконова Ольга Игоревна (далее - должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Юсупова Алина Олеговна.
Финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021 процедура реализации имущества Дьяконовой О.И. завершена с применением правил освобождения от дальнейшего исполнения обязательств, в том числе требований кредиторов, не заявленных при ведении реализации имущества гражданина.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 определение от 06.12.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество "НБК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции от 06.12.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.03.2022 в части освобождения должника от исполнения обязательств перед обществом "НБК", принять новый судебный акт.
Заявитель указывает на то, что Дьяконова О.И. при заключении кредитного договора от 06.12.2013 с акционерным обществом "Альфа-Банк", правопреемником которого является общество "НБК", предоставила банку недостоверную информацию о размере своих расходов, не указав наличие кредитных обязательств перед акционерным обществом "Банк Русский Стандарт", публичным акционерным обществом "Сбербанк России", публичным акционерным обществом "Уральский банк реконструкции и развития", что, по мнению кассатора, свидетельствует о недобросовестном поведении должника и является основанием для неприменения к ней правил об освобождении от обязательств.
Законность обжалуемых судебных актов проверена кассационным судом в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в настоящем случае в ходе процедуры банкротства финансовым управляющим проведен финансовый анализ, на основании документов, представленных должником, органами государственной власти, а также на основе сведений из кредитных учреждений.
В результате проведенного анализа финансового состояния должника сделан вывод о том, что финансовое положение должника на данном этапе неудовлетворительное.
Финансовым управляющим подготовлено заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, по результатам которого сделан вывод об отсутствии таких признаков.
Финансовым управляющим подготовлено заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, по результатам которого сделан вывод об отсутствии сделок, подлежащих оспариванию.
Завершив мероприятия, подлежащие выполнению в процедуре реализации имущества гражданина-должника, финансовый управляющий Юсупова А.О. обратилась в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры банкротства Дьяконовой О.И. и освобождении ее от исполнения обязательств перед кредиторами.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества должника суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия всех необходимых и достаточных оснований для завершения реализации имущества Дьяконовой О.И. на основании статьи 213.28 Закона о банкротстве. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебные акты в части завершения процедуры реализации имущества Дьяконовой О.И. лицами, участвующими в деле, не обжалуются и судом кассационной инстанции в соответствующей части не пересматриваются.
Возражая против освобождения должника от обязательств, общество "НБК" ссылалось на то, что должник принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, что явно свидетельствуют о недобросовестном поведении должника в ущерб интересам кредиторов; должником не представлены пояснения, на какие цели были израсходованы денежные средства по кредитному договору.
Рассматривая вопрос об освобождении должника от исполнения обязательств перед кредиторами, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, по общему правилу, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В частности, в силу пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если при возникновении или исполнении обязательств перед кредиторами он действовал недобросовестно (в частности, осуществлял действия по сокрытию своего имущества, воспрепятствованию деятельности арбитражного управляющего и т.п.).
Само по себе непредставление информации о наличии иных кредитных обязательств не свидетельствует о недобросовестности поведения должника, злоупотреблении им своими правами с целью уклонения от исполнения обязательств.
Заполняя анкету, должник разрешил обработку своих персональных данных банком, письменно разрешил получение банком его кредитной истории из любого бюро кредитных историй. То есть заемщик предполагал, что банк будет проверять достоверность предоставленной им информации, в том числе посредством изучения его кредитной истории. Банк перед выдачей Дьяконовой О.И. кредита в любом случае должен был самостоятельно изучить кредитную историю должника, проанализировать платежеспособность Дьяконовой О.И., целесообразность выдачи ей кредита.
Являясь профессиональными участниками кредитного рынка, банки имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина, а также проверки предоставленного им необходимого для получения кредита пакета документов (сведений).
При этом информацию об имеющихся кредитных обязательствах заемщика банк, обладающий правом запрашивать информацию о кредитной истории обратившегося к ним лица на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон о кредитных историях) в соответствующих бюро, имеет возможность получить самостоятельно.
Из специального нормативно-правового регулирования и экономической сущности отношений в сфере потребительского кредитования следует, что при решении вопроса о предоставлении конкретному физическому лицу денежных средств кредитная организация оценивает его личные характеристики, в том числе кредитоспособность, финансовое положение, возможность предоставления обеспечения по кредиту, наличие или отсутствие ранее предоставленных кредитов, степень их погашения и т.д.
При этом кредитная организация использует не только нормы федерального законодательства, нормативные акты ЦБ РФ, но и внутрибанковские правила кредитной политики и оценки потенциальных заемщиков, информацию, полученную из кредитной истории.
Таким образом, кредитная организация, оценивая свои риски, вправе отказать в предоставлении кредита потенциальному заемщику, поскольку не обязана предоставлять денежные средства каждому лицу, которое обратилось в целях получения кредита.
Проводимая банками комплексная проверка заемщика должна быть всесторонней, чтобы минимизировать риски выдачи кредитных средств неблагонадежным лицам.
После проведения проверки заемщика банк заключает с ним кредитный договор.
Из вышеизложенного следует, что заключение кредитного договора осуществляется лишь после проверки кредитором предоставленных сведений и документов и установления факта наличия у заемщика финансовой возможности выплатить кредит.
Непринятие же в данном случае банком вышеуказанных мер не свидетельствует о недобросовестности должника, а свидетельствует о неосмотрительности кредитора или безразличном его отношении к формализованному, принятому в кредитных организациях документообороту и порядку (подтверждение официального дохода должника, получение сведений из Бюро кредитных историй об имеющихся кредитных обязательствах в соответствии со статьей 5 Закона о кредитных историях) или же о безразличном отношении к тому при условии доверия к финансовым ресурсам контрагента.
В случае положительного решения о выдаче кредита, последующая ссылка банка на неразумные действия заемщика, взявшего на себя чрезмерные обязательства в отсутствие соответствующего источника погашения кредита, не может быть принята во внимание для целей применения положений пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
Отказ в освобождении должника от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами. К таковым относятся действия заемщика по предоставлению банку заведомо ложных сведений и (или) недостоверных сведений с целью получения денежных средств при заведомом отсутствии возможности, а также намерения возвратить их в соответствии с условиями заключенного договора.
Поскольку судами не установлено обстоятельств, объективно свидетельствующих о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении должника в ущерб кредиторам, то суды признали недоказанным со стороны общества "НБК" наличие в данном конкретном случае оснований для неприменения в отношении Дьяконовой О.И. пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
Разрешая спор в обжалуемой части, суды действовали в рамках предоставленных им полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе обществом "НБК" доводы об отсутствии оснований для освобождения Дьяконовой О.И. от исполнения обязательств перед ним подлежат отклонению, поскольку тождественны тем доводам, которые являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для непринятия которой, у суда кассационной инстанции отсутствуют, поскольку переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты отмене по приведенным в кассационной жалобе доводам не подлежат, определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021 по и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021 по делу N А07-11221/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НБК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.А. Савицкая |
Судьи |
Ф.И. Тихоновский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в кассационной жалобе обществом "НБК" доводы об отсутствии оснований для освобождения Дьяконовой О.И. от исполнения обязательств перед ним подлежат отклонению, поскольку тождественны тем доводам, которые являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для непринятия которой, у суда кассационной инстанции отсутствуют, поскольку переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты отмене по приведенным в кассационной жалобе доводам не подлежат, определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021 по и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2022 г. N Ф09-3311/22 по делу N А07-11221/2021