Екатеринбург |
|
06 июля 2022 г. |
Дело N А60-56204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2021 по делу N А60-56204/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по тому же делу по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Свердловской области Ширыкаловой Елене Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (ИНН 6670073012, ОГРН 1046603570562) о признании незаконным постановления от 08.10.2021 об окончании исполнительного производства и постановления от 20.09.2021 о зачете встречных требований..
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Министерства обороны Российской Федерации - Файзуллин И.Т. (доверенность от 01.04.2022); акционерного общества "Уралтрансмаш" - Захарова Т.В. (доверенность от 01.01.2020).
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Свердловской области Ширыкаловой Елене Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее - заинтересованные лица) о признании незаконными постановления от 08.10.2021 об окончании исполнительного производства и постановления от 20.09.2021 о зачете встречных требований.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность проведения зачета однородных требований с органами государственной власти. Полагает, что поскольку взыскание по исполнительному листу серии ФС N 037878661, выданному в отношении Минобороны России осуществляется в отношении средств федерального бюджета, исполнительные документы о взыскании денежных средств с Минобороны России должны были предъявляться взыскателем в Управление Федерального казначейства по г. Москве (по месту открытия лицевого счета). В представленных дополнениях к кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судебный пристав-исполнитель не может возбуждать исполнительные производства в отношении Минобороны России на основании исполнительных листов о взыскании денежных средств.
Акционерное общество "Уралтрансмаш" в представленном отзыве просит судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Уралтрансмаш" о взыскании неустойки за просрочку исполнения государственного контракта от 21.10.2015 N 151718732241040120006922.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2021 по делу N А40-295729/2019 исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены частично, с АО "Уралтрансмаш" в пользу Минобороны России взыскана неустойка в размере 38 080 948,34 руб. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражным судом города Москвы выдан исполнительный лист серии ФС N 037878661.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Е.Ю. Ширыкаловой на основании исполнительного листа серии ФС N 037878661 09.09.2021 возбуждено исполнительное производство N 209092/21/66062-ИП в отношении АО "Уральский завод транспортного машиностроения" в пользу Минобороны России о взыскании 38 080 948,34 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Е.Ю. Ширыкаловой от 20 сентября 2021 удовлетворено заявление АО "Уральский завод транспортного машиностроения" о зачете встречных требований с Минобороны России по исполнительному листу серии ФС N 037878661 (дело N А40-295729/2019) и исполнительному листу серии ФС N 037878661 (дело N А40-6078/2020), а исполнительное производство N 209092/21/66062-ИП окончено.
Полагая, что постановление от 08.10.2021 об окончании исполнительного производства и постановление от 20.09.2021 о зачете встречных требований являются незаконными, нарушают права и законные интересы Министерства, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того, что Бюджетное законодательство не содержит прямого запрета на проведение зачета встречного однородного требования государственного органа и его контрагентом в рамках гражданско-правовых отношений. Исполнение бюджета по доходам предусматривает возможность зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (ст. 218 БК РФ), а положения статьи 219 БК РФ не содержат запрета на подтверждение исполнения денежных обязательств путем зачета.
В соответствии с положениями статей 12, 13 Федерального закона N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 88.1 Закона об исполнительном производстве установлено, что по заявлению взыскателя или должника либо по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель производит зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
О зачете встречных однородных требований судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 2 ст. 88.1).
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства (ст. 88.1 Федерального закона N 229-ФЗ).
Проведение судебным приставом-исполнителем зачета требований может быть признано судом неправомерным, если будут нарушены очередность удовлетворения требований иных взыскателей в сводном исполнительном производстве либо установленный законом запрет на зачет отдельных требований (в частности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, о пожизненном содержании).
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса РФ о прекращении обязательств" зачет требований является допустимым и после вступления в законную силу судебных актов, подтвердивших наличие и размер соответствующих обязательств сторон, но без возбуждения по одному или обоим судебным актам исполнительного производства, а также после вступления в законную силу судебного акта по одному требованию и при отсутствии возражений должника по другому требованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Уралтрансмаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Минобороны России о взыскании неустойки за просрочку оплат по государственному контракту от 08.05.2015 N 1517187318341020120010265/3/3/3/208-2015-ДГОЗ. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2021 по делу N А40-6078/2020 решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 изменены, суд взыскал с Минобороны России в пользу АО "Уралтрансмаш" 80 836 032,31 руб. неустойки.
Арбитражным судом города Москвы выдан исполнительный лист серии ФС N 037819615.
АО "Уралтрансмаш" произвело по указанному решению (по делу N А40-6078/2020) пять односторонних зачетов встречных однородных требований на общую сумму 55 913 148,30 руб., направив Минобороны России заявления о зачете встречных однородных требований от 17.05.2021 N 603-10/43, от 29.06.2021 N 603-10/66, от 19.07.2021 N 603/10/71, от 12.08.2021 N 603-10/79 и от 01.11.2021 N 603-10/101 по адресу: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.
Остаток задолженности Минобороны России перед АО "Уралтрансмаш" по делу N А40-6078/2020 (исполнительный лист серии ФС N 037819615) составил 24 922 884,01 руб.
Судебные акты по делу N А40-6078/2020 Минобороны России добровольно не исполняются, пять односторонних сделок зачета - не оспорены и не признаны судом недействительными, что не оспаривается представителем Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Минобороны России претензий по предмету зачета встречных требований в адрес АО "Уралтрансмаш", в том числе по спорному заявлению от 12.08.202021, не направляло.
АО "Уралтрансмаш" направило в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Свердловской области заявление от 09.09.2021 N 603-10/86 об учете фактического погашения задолженности.
АО "Уралтрансмаш" приложило к данному заявлению заявление о зачете встречных однородных требований от 12.08.2021 N 603-10/79 и доказательства его отправки в адрес Минобороны России.
Учитывая вышеизложенное, исполнительное производство от 08.10.2021 правомерно окончено судебным приставом-исполнителем на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность проведения зачета однородных требований с органами государственной власти, исходя из следующего.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В силу частей 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.
Таким образом, указанными нормами права установлен запрет службе судебных приставов обращать взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и порядок обращения за принудительным взысканием на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов. Соответственно, бюджетное законодательство возлагает на орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором открыт лицевой счет должника, публичную функцию обеспечения и исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам (ст. 242.1 БК РФ).
Основания для прекращения гражданско-правовых обязательств регламентированы главой 26 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая относит к их числу зачет встречных однородных требований.
Согласно статье 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной (п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований".
Как указано в пункте 2 Информационного письма от 29.12.2001 N 65 взаимозачет встречных однородных требований возможен и на стадии исполнительного производства при наличии встречных исполнительных листов.
В статье 411 ГК РФ указаны случаи недопустимости зачета, а именно не допускается зачет требований: о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о пожизненном содержании; о взыскании алиментов; по которым истек срок исковой давности; в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, законодательство не содержит прямого запрета на проведение зачета встречного однородного требования государственного органа и его контрагентом в рамках гражданско-правовых отношений. Исполнение бюджета по доходам предусматривает возможность зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (ст. 218 БК РФ), а положения статьи 219 БК РФ не содержат запрета на подтверждение исполнения денежных обязательств путем зачета.
Зачет встречного однородного требования в процессе исполнения судебных актов является основанием для прекращения обязательства (полностью или в соответствующей части), влечет такие же последствия, как и надлежащее исполнение. Отсутствие в БК РФ положений о зачете однородных требований при исполнении судебного акта не свидетельствует о невозможности проведения зачета, так как зачет предусмотрен нормами гражданского законодательства.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ.
Порядок зачета судебными приставами - исполнителями встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, предусмотрен статьей 88.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем, в рассматриваемом деле имеет место зачет, осуществленный непосредственно стороной исполнительного производства в порядке статьи 410 ГК РФ, что прямо следует из заявления от 12.08.2021 N 603-10/79 и оспариваемых постановлений.
При этом, тот факт, что одна из сторон является лицом, по обязательствам которого ответственность несет казна, не изменяет ни сути таких правоотношений, ни правомерности применения статьи 410 ГК РФ к порядку погашения возникших денежных обязательств.
В силу части 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании части 2 статьи 124 ГК РФ к указанным публичным субъектам гражданского права применяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Соответственно, Минобороны России в рамках возникшего с его участием обязательственного гражданского правоотношения вправе в соответствии с нормами статьи 410 ГК РФ произвести зачет встречного однородного требования с другим участником данного правоотношения - юридическим лицом, в том числе в рамках исполнения соответствующих исполнительных документов.
Иное толкование приведенных норм ГК РФ противоречило бы принципу равенства всех перед законом, закрепленному части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также предусмотренным статьей 1 ГК РФ принципам равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости ограничения их прав, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Также Минобороны России не оспаривается и сам зачет встречных однородных требований.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2021 по делу N А60-56204/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании части 2 статьи 124 ГК РФ к указанным публичным субъектам гражданского права применяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Соответственно, Минобороны России в рамках возникшего с его участием обязательственного гражданского правоотношения вправе в соответствии с нормами статьи 410 ГК РФ произвести зачет встречного однородного требования с другим участником данного правоотношения - юридическим лицом, в том числе в рамках исполнения соответствующих исполнительных документов.
Иное толкование приведенных норм ГК РФ противоречило бы принципу равенства всех перед законом, закрепленному части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также предусмотренным статьей 1 ГК РФ принципам равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости ограничения их прав, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2022 г. N Ф09-3990/22 по делу N А60-56204/2021