Екатеринбург |
|
05 июля 2022 г. |
Дело N А71-10468/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Васильченко Н.С., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2021 по делу N А71-10468/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества "Т Плюс" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании норм статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Межрегиональное территориальное управление, ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 475 320 руб. 10 коп. долга по оплате потребленной в период с октября 2018 года по май 2021 года тепловой энергии и теплоносителя (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2021 исковые требования удовлетворены.
С Межрегионального территориального управления в пользу общества "Т Плюс" взыскано 475 311 руб. 59 коп. долга, 192 руб. почтовых расходов, также 12 506 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Межрегиональное территориальное управление, не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, принять по данному делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы податель жалобы указывает на то, что Межрегиональное территориальное управление являет государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, и осуществляя свою деятельность в пределах доведенных лимитов бюджетных средств на соответствующий год в рамках полномочий, определенных Положением о Межрегиональном территориальном управлении, не правомочен осуществлять оплату выставленных истцом счетов в отсутствие заключенного государственного контракта.
При этом, как указывает заявитель жалобы, лимиты, утвержденные на конкретный финансовый год, согласно статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действуют с 01 января и прекращают свое действие 31 декабря этого же года, следовательно, срок оплаты по контракту не может выходить за пределы периода с 01 января по 31 декабря соответствующего года, однако истец своевременно, до начала очередного финансового года, с вопросом о заключении государственного контракта в адрес управления не обращался.
Заявителем жалобы также отмечает, что в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования от 10.06.2019 N 20-2019 обязанность по оплате энергоресурса, потребленного в результате пользования помещением по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 60, корп. 1, возлагается на общественную организацию "Пересвет" содействия поисково-спасательной службы Кировской области.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что обществом "Т Плюс" не были предоставлены запрашиваемые (письмом от 29.07.2021) в ответе на претензию от 23.06.2021 документы, позволяющие идентифицировать задолженность и установить обоснованность требований, в том числе указать объекты, по которым предоставлялись услуги теплоснабжения, расчеты задолженности, в связи с этим полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Т Плюс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. При этом указывает, что доводы ответчика о том, что он не считается просрочившим обязательства, поскольку его обязательства не могли быть исполнены вследствие просрочки истца как кредитора по причине отсутствия государственного контракта между сторонами, подлежат отклонению, поскольку обязательства по оплате стоимости потребленных услуг возникают у ответчика с момента принятия услуг, и отсутствие контракта не может быть признано обстоятельством, исключающим обязанность ответчика произвести оплату.
Довод ответчика о том, что задолженность подлежит взысканию с пользователя помещения (ссудополучателя), по мнению истца является необоснованным, так как договор безвозмездного пользования в данном случае регулирует отношения собственника и ссудополучателя.
Довод ответчика о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора, по мнению истца, является необоснованным, поскольку отсутствие в претензии расчета задолженности и ссылки на объект теплоснабжения, не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора в указанной части, так как ответчиком фактически ресурс потреблялся, и ему было известно о необходимости его оплаты.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с октября 2018 года по май 2021 года общество "Т Плюс", являясь энергоснабжающей организацией, поставляло тепловую энергию, в том числе для отопления нежилых помещений, собственником которых является Российская Федерация.
Письменный договор на теплоснабжение нежилых помещений принадлежащих на праве собственности Российской Федерации между сторонами не заключен.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности, оставлена последним без удовлетворения.
Наличие задолженности, послужило истцу основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из принадлежности нежилых помещений на праве собственности Российской Федерации, наличия у Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления предусмотренной законом обязанности нести расходы по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя, доказанности факта оказания поставки тепловой энергии и теплоносителя, объема и стоимости, отсутствия оплаты долга.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. При этом указал, что ответчик обязан производить оплату потребленной тепловой энергии и теплоносителя в отношении нежилых помещений, составляющих федеральную казну, за счет выделенных ему бюджетных средств в соответствии со статьей 249, пунктом 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственник нежилого помещения в силу прямого указания закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Факт поставки истцом тепловой энергии и теплоносителя ответчику в спорный период подтвержден надлежащими доказательствами, и ответчиком не оспаривается (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу нормы статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее на праве собственности Российской Федерации имущество является государственной (федеральной) собственностью, в отношении которой права собственника от имени Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятии, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 462, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на указанной территории.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65, частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Российская Федерация является собственником спорных нежилых помещений, принимая во внимание наличие у Межрегионального территориального управления, как представителя собственника спорного помещения, обязанности нести расходы по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя отсутствие доказательств уплаты долга в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности и удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод заявителя жалобы об отсутствии договорных отношений с истцом отклоняется судом кассационной инстанции, так как данное обстоятельство не освобождает Российскую Федерацию, как собственника нежилого помещения от обязанности нести расходы за потребленную тепловую энергию согласно требованиям норм статей 210, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылка Межрегионального территориального управления на то, что общество "Т Плюс" своевременно не направило проекты договора на поставку тепловой энергии и теплоносителя, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку отсутствие договора с учетом установленного факта потребления поставленной тепловой энергии и теплоносителя не освобождает потребителя от ее оплаты.
Особый порядок заключения государственных контрактов теплоснабжения не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить фактически потребленный им объем тепловой энергии. Кроме того, надлежащее исполнение обязательства по оплате тепловой энергии не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у должника денежных средств, в том числе в связи с недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования.
Более того, как было верно отмечено апелляционным судом, довод ответчика о том, что именно истец обязан обратиться к нему за заключением контракта, противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в котором прямо указывается на обязанность государственного заказчика обратиться к исполнителю для заключения соответствующего контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 3 данного Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Между тем, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления (пункт 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования от 10.06.2019 N 20-2019 обязанность по оплате энергоресурса, потребленного в результате пользования помещением по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 60, корп. 1, возлагается на общественную организацию "Пересвет" содействия поисково-спасательной службы Кировской области, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку обязанность ссудополучателя нести расходы по оплате тепловой энергии и теплоносителя, предусмотренная условиями заключенного договора безвозмездного пользования от 10.06.2019 N 20-2019, установлена в отношении с ответчиком.
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) нежилого помещения (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807).
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку обществом "Т Плюс" не были предоставлены запрашиваемые (письмом от 29.07.2021) в ответе на претензию от 23.06.2021 документы, судом кассационной инстанции отклоняется.
Указанный довод был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен на основании того, что истец обращался к ответчику с претензией, которая содержала требование об уплате суммы долга (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Не предоставление запрошенных документов не может рассматриваться как не соблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Межрегионального территориального управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2021 по делу N А71-10468/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 8 статьи 3 данного Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Между тем, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления (пункт 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2022 г. N Ф09-3488/22 по делу N А71-10468/2021