Екатеринбург |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А60-60403/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" (далее - общество "ОМЗ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2022 по делу N А60-60403/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Общество "ОМЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления Екатеринбургской таможни (далее - таможня, административный орган) от 29.10.2021 N 10502000-1620/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2022 по делу N А60-60403/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОМЗ" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривая по существу вмененные нарушения, утверждает о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286, 288.2. АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "ОМЗ" (продавец) не позднее 13.08.2021 обязано было представить в таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в июле 2021 года по договору от 01.04.2020 N BY/240581/694.
Вместе с тем, статистическая форма учета перемещения товара представлена в надзорный орган 14.08.2021 с нарушением срока на 1 рабочий день.
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении надлежащим образом извещенного общества "ОМЗ" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении составлен протокол, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ и 29.10.2021 вынесено постановление N 10502000-1620/2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что названное постановление таможни незаконно, общество "ОМЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества "ОМЗ" состава вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации, в том числе таможенному.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
На основании пунктов 9, 10, 16 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Порядок ведения статистики), статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 01.04.2020 между обществом "ОМЗ" (продавец, Россия) и открытым акционерным обществом "Могилевлифтмаш" (Покупатель, Беларусь) заключен договор N BY/240581/694.
В ходе исполнения обязательств по договору в июле 2021 г. продавец в соответствии со счет-фактурами от 13.07.2021 N УП14802 отгрузил покупателю товар "Металлоконструкции из черных металлов и их части".
Материалами дела подтверждается, и как указано выше, продавец не позднее 13.08.2021 обязан был представить в таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в июле 2021 года по договору от 01.04.2020 N BY/240581/694.
Судами установлено, что таможней выявлено представление в административный орган по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронной подписи по средствам сети "Интернет" статистической формы учета перемещения товара с нарушением срока на 1 рабочий день - 14.08.2021.
При этом факт повторности совершения правонарушения подтверждается сведениями о том, что по состоянию на 14.08.2021 общество "ОМЗ" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (дело N 10408000-000820/2020, вступило в законную силу 28.07.2020).
Административный орган квалифицировал действие продавца как несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, которое образует объективную сторону вмененного обществу "ОМЗ" административного правонарушения.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации, в частности, Закона о таможенном регулировании, Порядка ведения статистики, выразившемся в повторном несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества "ОМЗ" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При разрешении вопроса о наличии вины общества "ОМЗ" в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности продавец имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности по взаимной торговле товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, однако общество "ОМЗ" пренебрегло имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Доводы общества "ОМЗ" о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ для признания совершенного правонарушения малозначительным судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку названный довод исследован судами первой и апелляционной инстанции и получил соответствующую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части кассационный суд не усматривает.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях продавца объективной стороны вмененного ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований общества "ОМЗ".
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2022 по делу N А60-60403/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Омутнинский металлургический завод" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении вопроса о наличии вины общества "ОМЗ" в совершении вмененного ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности продавец имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности по взаимной торговле товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, однако общество "ОМЗ" пренебрегло имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Доводы общества "ОМЗ" о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ для признания совершенного правонарушения малозначительным судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку названный довод исследован судами первой и апелляционной инстанции и получил соответствующую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части кассационный суд не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2022 г. N Ф09-4126/22 по делу N А60-60403/2021