Екатеринбург |
|
19 июля 2022 г. |
Дело N А07-34734/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-Сервис" (далее - ООО УК "ЖКХ-Сервис") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2021 по делу N А07-34734/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ООО УК "ЖКХ-Сервис" - Волкова О.Н. (доверенность от 18.10.2021).
Общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее - ООО РО "Эко-Сити") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к ООО УК "ЖКХ-Сервис" о взыскании задолженности по договору N ТКО/Ю 0268-003820 от 28.06.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за январь - июнь 2019 года в размере 155 820 руб. (с учетом уточнения исковых требований и отказа от исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стандарт", общество с ограниченной ответственностью "Дворэкосервис" (далее - ООО УК "Стандарт", ООО "Дворэкосервис", соответственно).
Решением суда от 28.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном размере.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО УК "ЖКХ-Сервис" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы податель жалобы указывает на то, что договор между истцом и ответчиком в спорный период заключен не был, правовые основания по незаключенному договору отсутствуют; факт выполнения работ ООО РО "Эко-Сити" не подтвержден; договор ООО РО "Эко-Сити" заключен непосредственно с собственниками помещений в МКД N 2А по ул. Николаева в г. Стерлитамаке, при этом указанный дом с 01.07.2019 года не находится в управлении ООО УК "ЖКХ-Сервис", взыскание же в дальнейшем данной задолженности с жильцов указанного МКД будет невозможен в связи с истечением срока исковой давности для взыскания задолженности за первое полугодие 2019 года.
В представленном на кассационную жалобу отзыве истец просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно пункту 4 Постановления правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами.
На основании соглашения с Министерством экологии Республики Башкортостан от 23.04.2018, заключенного по результатам конкурсного отбора. ООО РО "Эко-Сити" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне N 3 в Республике Башкортостан, в том числе в г. Стерлитамак.
Согласно пункту 8.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо исх. N 1875ф от 19.08.2019 с предложением о заключении договора N ТКО/Ю 0268-003820 от 28.06.2019, которое получено последним 03.09.2019, однако оставлено без ответа.
Проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ответчика подписан не был.
Многоквартирный дом (МКД) расположенный по адресу г. Стерлитамак, ул. Николаева, д. 2 А находился в управлении ответчика до 30.06.2019, что подтверждается выпиской из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и Приказом N 1053 от 26.06.2019 Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему в период с января по июнь 2019 года услуг по обращению с ТКО, в отсутствие добровольного удовлетворения направленной в адрес ответчика претензии, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно исходили из того, что в настоящем случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО, образующихся на обслуживаемой истцом территории, в том числе приходящегося на многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, не установил надлежащих и достаточных оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, правоотношения между сторонами в спорный период подлежат регулированию условиями типового договора, доводы жалобы об отсутствии между сторонами договорных правоотношений в спорный период отклоняются.
В силу положений статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла названных положений закона, приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к верному выводу о том, что ООО УК "ЖКХ-Сервис", являясь управляющей организацией в период с января по июнь 2019 года, обязано было обеспечить надлежащую реализацию возложенных на него функций по управлению многоквартирным домом.
Факт оказания истцом в период январь - июнь 2019 года ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен судами и подтверждается универсальными передаточными документами от 31.01.2021 N 0007663, от 28.02.2021 N 0008070, от 31.03.2021 N 0023409, от 30.04.2021 N 0031456, от 31.05.2021 N 0039725, и корректировочными универсальными передаточными документами к ним. Объем предоставленных истцом в спорный период услуг ответчиком не оспорен.
Доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, а также, что услуги оказаны иным лицом, ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Расчет истца проверен судом и признан верным.
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период в полном объеме ООО УК "ЖКХ-Сервис" не представлено, суды обоснованно взыскали с ответчика задолженность в размере 155 820 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба ООО УК "ЖКХ-Сервис" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2021 по делу N А07-34734/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла названных положений закона, приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2022 г. N Ф09-4334/22 по делу N А07-34734/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4334/2022
18.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1797/2022
28.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-34734/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-34734/19