Екатеринбург |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А76-31335/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Татариновой И.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Управление, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2022 по делу N А76-31335/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А76-31335/2021, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Росимущества в Челябинской и Курганской областях, в котором просило обязать принять в казну Российской Федерации следующие объекты:
- нежилое помещение общей площадью 1042,4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная,15, помещение 2, кадастровый номер 74:40:0000000:5963;
- нежилое помещение общей площадью 356,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная,15, кадастровый номер 74:40:0000000:5962.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях просит решение, постановление суда первой, апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что сохранение имущества в оперативном управлении УФНС России по Челябинской области не влечет для него каких-либо негативных последствий, содержание спорного имущества осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, как и в случае передачи его в казну Российской Федерации. Считает, что изъятие неиспользуемого имущества, закрепленного за УФНС России по Челябинской области, является правом собственника, а не его обязанностью. Указывает на невозможность изъятия спорного имущества, ссылаясь на утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации N 327 от 15.04.2014 государственную программу, одной из целей которой является сокращение имущества государственной казны.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 14.03.2018 нежилое помещение общей площадью 1042,4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, 15, помещение 2, кадастровый номер 74:40:0000000:5963, и нежилое помещение общей площадью 356,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная,15, кадастровый номер 74:40:0000000:5962 находятся в собственности Российской Федерации.
Указанное имущество с 08.07.2019 закреплено за УФНС России по Челябинской области на праве оперативного управления в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 и письма ФАУФИ от 29.11.2005 NДА-07/26988, а также распоряжения МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях от 03.07.2019 N3 88-р.
В период с 16.09.2019 по настоящее время УФНС России по Челябинской области на основании договора безвозмездного пользования сдавало спорные помещения в безвозмездное пользование МИФНС России по Челябинской области N 20.
В связи с перераспределением рабочих мест, повлекшим за собой утрату необходимости в использовании спорных помещений, начиная с января 2021 г. УФНС России по Челябинской области начало принимать меры по отказу от права оперативного управления на помещения в связи с отсутствием необходимости в их использовании для нужд налоговой службы с соответствующим согласованием с ФНС РФ.
ФНС РФ не оспорило дачу своего согласия на прекращение соответствующих прав УФНС России по Челябинской области на рассматриваемое имущество.
В связи с получением согласия ФНС РФ на прекращение прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования рассматриваемым имуществом УФНС России по Челябинской области направило в адрес Управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях документы для принятия решения по вопросу прекращения прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом.
Письмом от 25.05.2021 Управление отказало в принятии данного имущества в казну Российской Федерации, что послужило основанием для инициирования настоящего дела.
Суд первой инстанции, установив, что спорное имущество УФНС России по Челябинской области по назначению не используется, у него имеется основание отказаться от права оперативного управления с возложением на собственника обязанности принять имущество в казну Российской Федерации. Действия по отказу от права оперативного управления оценены судом как правомерные и направленные на обеспечение принципа соблюдения эффективности использования федерального имущества и бюджетных средств.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Исходя из системного толкования названных норм, следует предусмотренная законом возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), а также функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения определено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В Челябинской области таким органом является Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, которое действует на основании Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Пунктом 4.1.9 указанного Типового положения установлено, что территориальный орган (межрегиональный территориальный орган) Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорное имущество было закреплено за УФНС России по Челябинской области на праве оперативного управления, имущество истцом по назначению не используется, владение спорным имуществом влечет для него дополнительное материальное обременение в виде обязанности по содержанию имущества, принимая во внимание письмо ФНС РФ, которым согласована передача имущества в казну Российской Федерации, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа УФНС России по Челябинской области от спорного имущества, не используемого при осуществлении его уставной деятельности и закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Поскольку Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях обладает полномочиями по изъятию излишнего, неиспользуемого закрепленного в оперативном управлении учреждения имущества, правовых оснований для отказа в прекращении права оперативного управления на недвижимое имущество и принятии его в состав казны Российской Федерации у Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях не имелось, суды признали заявленные требования обоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в части направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.01.2022 по делу N А76-31335/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), а также функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения определено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В Челябинской области таким органом является Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, которое действует на основании Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2022 г. N Ф09-4464/22 по делу N А76-31335/2021