Екатеринбург |
|
02 августа 2022 г. |
Дело N А60-67196/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "НЛМК-Урал" (далее - заявитель, общество "НЛМК-Урал", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2022 по делу N А60-67196/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление) - Чепурин А.В. (доверенность от 20.07.2022, диплом);
акционерного общества "НЛМК-Урал" - Кравцова Е.В. (доверенность от 18.09.2022, диплом).
Общество "НЛМК-Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления антимонопольного органа от 03.12.2021 N 066/04/9.15-3562/2021 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично, административный штраф в снижен до 100 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении требований общества в полном объеме, поскольку, по мнению заявителя, судами неправильно применены нормы материального права.
В обоснование своих доводов податель жалобы утверждает о том, что событие вменяемого административного правонарушения в его действиях отсутствует, поскольку на его официальном сайте 10.09.2021 размещена необходимая информация по утвержденной форме.
Как полагает общество, неопубликование информации за август 2021 по состоянию на 01.09.2021 не является нарушением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), поскольку Стандартами для рассматриваемой информации установлен только отчетный период, а не конкретный срок ее размещения, а пункт 5 Стандартов не может рассматриваться как определяющий срок размещения информации, предусмотренной абзацем 9 пункта "г", подпунктами "д", "т" пункта 19 Стандартов, не позднее 1 (первого) числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом нарушения сроков размещения информации по всем вменяемым эпизодам не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением установленных Стандартами порядка, способов, сроков опубликования информации антимонопольным органом был произведен осмотр официального сайта общества "НЛМК-Урал" по адресу: ural.nlmk.com/ru.
В ходе данной проверки Управление пришло к выводу о нарушении обществом Стандартов, выразившемся в не раскрытии следующих сведений:
1) о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (абзац 9 подпункта "г" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты: сводная информация за август 2021 года, то есть по окончании отчетного периода (с 01 августа по 31 августа 2021 года), не позднее 01.09.2021;
2) об объеме и о стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя (подпункт "т" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты: за август 2021 года, то есть по окончании отчетного периода (с 01 августа по 31 августа 2021 года), не позднее 01.09.2021;
3) в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше - о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные по субъектам Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, о сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности (подпункт "д" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты: за август 2021 года, то есть по окончании отчетного периода (с 01 августа по 31 августа 2021 года), не позднее 01.09.2021.
Антимонопольным органом также выявлено, что сведения об отсутствии (на дату 01.09.2021) и причинах отсутствия вышеуказанной информации по абзацу 9 подпункта "г", подпунктов "д", "т" пункта 19 Стандартов за август 2021 года на официальном сайте общества в установленные сроки не были раскрыты.
Согласно материалам рассматриваемого дела, результаты проверки отражены Управлением в акте осмотра от 02.09.2021.
По факту выявленного нарушения антимонопольным органом в отношении надлежащим образом извещенного общества "НЛМК-Урал" 11.10.2021 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ и 03.12.2021 вынесено постановление N 066/04/9.15-3562/2021 о привлечении общества "НЛМК-Урал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что обжалуемое постановление антимонопольного органа нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела состава вмененного административного правонарушения в действиях заявителя. Вместе с тем, усмотрев основания для применения положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом снижен размер назначенного обществу административного штрафа до 100 000 руб. (ниже низшего предела).
Суд апелляционной инстанции поддержал данные выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законам субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Услуги по передаче электрической энергии пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Аналогичное положение содержится в статье 20 Закона об электроэнергетике, согласно которой основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия установлены Стандартами.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В силу пункта 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Информация согласно Стандартам должна быть раскрыта в строго предусмотренные сроки и таким образом, чтобы заинтересованное лицо и орган, осуществляющий контроль смогли идентифицировать ее принадлежность к конкретному пункту Стандартов.
Согласно пункту 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:
а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) опубликования в электронных средствах массовой информации;
в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов;
д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Перечень информации, подлежащий раскрытию сетевыми организациями, определен пунктом 12, пунктом 19 Стандартов.
Так, сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе, информацию: о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (абзац 9 подпункта "г" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц (абзац 3 пункта 29 Стандартов); о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные по субъектам Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, о сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности (подпункт "д" пункта 19 Стандартов) в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно (пункт 20 Стандартов); об объеме и о стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии, осуществляющим производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, объемы которой подтверждены сертификатом, выданным советом рынка, с указанием наименования такого производителя (подпункт "т" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц (абзац 3 пункта 29 Стандартов).
Судами установлено, что постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2019 N 274-ПК обществу "НЛМК-Урал" утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 - 2024 годы.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, суды обоснованно заключили, что общество "НЛМК-Урал" является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющей деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
На основании пункта 5 Стандартов, фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со стандартами, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более одного календарного года.
Как верно указали суды, рассматриваемая информация является фактической, следовательно, должна раскрываться по окончании отчетного периода, в данном случае месяца, с учетом положений пункта 20, абзац 3 пункта 29 Стандартов.
Из материалов дела следует, что 02.09.2021 в ходе осмотра официального сайта общества в сети "Интернет" антимонопольным органом выявлено нераскрытие обществом "НЛМК-Урал" информации, предусмотренной абзацем 9 подпункта "г" пункта 19, подпункта "д" пункта 19 (в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше), подпункта "т" пункта 19 Стандартов в установленном порядке и в установленные сроки на своем официальном сайте в сети "Интернет", за август 2021 года.
Оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили доказанность Управлением факта нарушения заявителем приведенных выше требований Стандартов, как он отражен в процессуальных документах административного органа, сделав правомерный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды обоснованно посчитали доказанным материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку у заявителя имелась возможность раскрыть указанную выше информацию в установленном порядке и в предусмотренные сроки на своем официальном сайте в сети "Интернет"; им не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных действующим законодательством, а также не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения таких требований.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества "НЛМК-Урал" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
Судами также верно указано на отсутствие нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны антимонопольного органа.
Постановление от 03.12.2021 N 066/04/9.15-3562/2021 вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства дела, суды сочли возможным применения положение частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного административного штрафа до 100 000 руб.
Наказание в виде штрафа в определенном судом размере, по мнению судов, рассмотревших спор по существу, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлена. Оснований для переоценки данных выводов судов кассационный суд не усматривает ввиду отсутствия процессуальных полномочий на переоценку установленных судами фактических обстоятельств (статья 286 АПК РФ).
С учетом установленного, суды правомерно отказали в удовлетворении требований подателя жалобы о признании недействительным и отмене оспариваемого постановления антимонопольного органа.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как не опровергающие выводов судов, а сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств, для переоценки которой у суда кассационной инстанции полномочий не имеется в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
Кроме того, кассационная жалоба общества "НЛМК-Урал", не содержит ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2022 по делу N А60-67196/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "НЛМК-Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили доказанность Управлением факта нарушения заявителем приведенных выше требований Стандартов, как он отражен в процессуальных документах административного органа, сделав правомерный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
...
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества "НЛМК-Урал" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
...
Постановление от 03.12.2021 N 066/04/9.15-3562/2021 вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства дела, суды сочли возможным применения положение частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного административного штрафа до 100 000 руб.
Наказание в виде штрафа в определенном судом размере, по мнению судов, рассмотревших спор по существу, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2022 г. N Ф09-4442/22 по делу N А60-67196/2021