Екатеринбург |
|
04 августа 2022 г. |
Дело N А34-16084/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П., рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - общество, ПАО "КГК", заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 по делу N А34-16084/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 N 00149 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы приводит довод о неправомерности выводов судов о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. Указывает на то, что СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), предусматривающий в пункте 3.1.11, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток, с 01.03.2021 признаны утратившими силу. В связи с этим считает, в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), указанные обязательные требования СанПиН 2.1.4.2496-09 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, а выводы судов, основанные на положениях данного правовою акта, являются незаконными. Полагает, что иного нормативно-технического документа, устанавливающего аналогичное обязательное требование, на день вынесения оспариваемого постановления не имелось и не имеется до настоящего времени. Считает, что положения пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) не являются обязательными требованиями по смыслу Закона N 247-ФЗ, поскольку данная правовая норма указывает исключительно на рекомендуемый срок ремонта, связанного с прекращением горячего водоснабжения. Общество отмечает, что Администрация г. Кургана постановлением от 04.06.2021 N 3789 утвердила график отключения тепловых магистральных сетей для проведения гидравлических испытаний в г. Кургане на 2021 год, которым было установлено, что магистральные тепловые сечи должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям в течение 14 дней. При этом графиком предусмотрено устранение дефектов, выявленных по итогам гидравлических испытаний, а также повторные гидравлические испытания, с увеличением сроков не предоставления коммунального ресурса. Выражая несогласие с выводом судов о том, что ПАО "КГК" не предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения режима предоставления коммунального ресурса, заявитель указывает так же на то, что обществом выполнен комплекс работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, ремонту генерирующего оборудования и тепловых сетей, после проведения всех видов ремонтных работ перед включением оборудования в работу должны быть проведены гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка. Ввиду необходимости проведения ремонтно-восстановительных мероприятий для устранения выявленных дефектов и повторных гидравлических испытаний, обеспечить подачу коммунальною ресурса потребителям в названном многоквартирном жилом доме не представлялось возможным. Полагает, что обществом не допущено нарушений действующего законодательства, так как принимает все возможные и необходимые меры для надлежащей подготовки объектов теплосетевого хозяйства, как "комплексной процедуры", к сезонной эксплуатации в целях обеспечения безопасного и бесперебойною снабжения потребителей соответствующими коммунальными ресурсами в отопительном периоде.
ПАО "КГК" заявило в суд кассационной инстанции ходатайство, о вызове лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд округа не усмотрел оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ такие кассационные жалобы рассматриваются в суде кассационной инстанции без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Исходя из характера спора, а также доводов кассационной жалобы, суд не усматривает оснований для отступления от порядка рассмотрения кассационных жалоб, установленного приведенной процессуальной нормой, то есть без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286, 288.2 АПК РФ.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 13.12.2019) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, ПАО "КГК" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1064501172416, на основании постановления Администрации города Кургана от 17.09.2013 N 6917 является единой теплоснабжающей организацией на территории Курганского городского округа и осуществляет поставку теплоносителя для осуществления горячего водоснабжения, в том числе, в отношении многоквартирного дома N 6а по ул. Зеленой в г. Кургане.
Инспекцией проведено внеплановое мероприятие контроля в отношении общества, объектом проверки являлся жилой дом N 6а по ул. Зеленой в г. Кургане, в ходе которого выявлено и в акте проверки от 09.09.2021 N 02833 зафиксированы нарушения пункта 31, пункта 4 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившиеся в продолжительности перерыва - 43 дня горячего водоснабжения жилого дома N 6а по ул. Зеленой в г. Кургане (услуга горячего водоснабжения отключена 20.07.2021, по состоянию на 31.08.2021 услуга не восстановлена).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией 09.09.2021 в отношении ПАО "КГК" протокола об административном правонарушении N 00494 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и вынесения 15.09.2021 постановления N 00149 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 5000 руб.
Полагая, что названное постановление является незаконным, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
Также, согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением N 1 (согласно Правилам N 354).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". При этом период допустимого отключения систем горячего водоснабжения СанПиН 1.2.3685-21 не установлен.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, исходя из толкования совокупности норм права, суды верно заключили, что продолжительность ремонта, связанного с прекращением горячего водоснабжения не может превышать 14 дней.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что система горячего водоснабжения дома N 6а по ул. Зеленой в г. Кургане ПАО "КГК" отключена 20.07.2021 (согласно акту от 21.07.2021) и по состоянию на 31.08.2021 не возобновлена, то есть указанное отключение превышало 14 суток.
С учетом установленного суды обоснованно пришли к выводу о том, что длительное прекращение подачи горячей воды потребителям со стороны ресурсоснабжающей организацией не соответствует нормативным требованиям к поставке коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг, в связи с чем действия ПАО "КГК" по прекращению предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в длительный период являются неправомерными, нарушающими права и законные интересы потребителей на круглосуточное, то есть бесперебойное либо с перерывами, не превышающими допустимую продолжительность, получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о факте нарушения обществом установленного допустимого 14-дневного срока отключения горячей воды в многоквартирном доме N 6а по ул. Зеленой в г. Кургане, что подтверждает наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Признавая вину общества в совершенном правонарушении доказанной, суды в соответствии с положениями статей 1.5, 2.1 КоАП РФ исходили из того, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения режима предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также не доказанности наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии для этого объективной возможности, в том числе доказательств проведения ремонтных работ в пределах 14 дневного срока с момента отключения - 12.05.2019.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающие на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные услуги проживания, обеспечения безопасности и здоровья населения, суды не усмотрели оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, как и иных исключительных обстоятельств.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ПАО "КГК" требований.
Все доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы общества не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 по делу N А34-16084/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
...
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающие на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные услуги проживания, обеспечения безопасности и здоровья населения, суды не усмотрели оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, как и иных исключительных обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2022 г. N Ф09-4714/22 по делу N А34-16084/2021