Екатеринбург |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А71-15741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2022 по делу N А71-15741/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель общества - Переверзин А.С. (доверенность от 01.02.2022).
ООО "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 21.09.2021 N 47.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель отмечает, что, несмотря на отсутствие жилого дома на земельном участке право собственности, на который зарегистрировано в установленном порядке, не свидетельствует об отсутствии образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Кроме того, податель жалобы полагает, что факт образования ТКО на спорном земельном участке доказан. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 25.08.2021 N 164 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Спецавтохозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами по обращению гражданина Рябковой И.П. о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами" за участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Хвойная, д. 30.
В рамках проверочных мероприятий управлением совместно с собственником земельного участка Рябковой И.П. в присутствии представителя ООО "САХ" Переверзина А.С. 14.09.2021 произведен выездной осмотр земельного участка, принадлежащего Рябковой И.П. в ходе которого установлено, что на данном земельном участке имеется объект незавершенного строительства гараж без крыши, окон и дверей, также расположена баня, летний душ из профнастила, деревянный туалет, иная постройка хозяйственного назначения под крышей с окнами, иная постройка из железа. Узел учета электроэнергии установлен на периметре земельного участка, электроэнергия подведена к бане, иные коммунальные услуги не потребляются. Хозяйственная деятельность на земельном участке не ведется, следов постоянного пребывания не установлено. По результатам осмотра управлением составлен акт осмотра от 14.09.2021.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Спецавтохозяйство" является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Удмуртской Республики. Исполнителем коммунальной услуги "обращение с ТКО" в отношении потребителя является ООО "Спецавтохозяйство".
Из анализа представленных в ходе проведения проверки платежных документов по оплате коммунальной услуги "обращение с ТКО", Управлением установлено, что обществом в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) в отсутствие установленного норматива потребления коммунальных услуг на земельный участок без жилого помещения - в период с августа 2020 года произведено начисление за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами".
По результатам проверки Управлением составлен акт от 21.09.2021 N 141 и выдано предписание от 21.09.2021 N 47, согласно которому обществу в срок до 08.11.2021 предписано произвести сторнирование начисленных денежных средств, за период с 01.08.2020 по 21.09.2021 за коммунальную услуг "обращение с твердыми коммунальными отходами" собственнику земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Хвойная, д. 30; отменить начисления за коммунальную услуг "обращение с твердыми коммунальными отходами" собственнику земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Хвойная, д. 30 до момента регистрации жилых объектов капитального строительства на указанном земельном участке.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности обжалованного предписания, поскольку совокупность установленных обстоятельств в их взаимной связи свидетельствует о доказанности Управления необоснованности начисления обществом платы за услугу по обращению с ТКО в отношении спорного земельного участка.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного Кодекса. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
ООО "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователям коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу пункта 8(1) Правила N 1156 обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Судами установлено, что на земельном участке, по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Хвойная, д. 30 жилой дом отсутствует, собственников и зарегистрированных лиц в доме нет. Иных построек, в которых возможно постоянное проживание граждан также не имеется.
Так, из акта осмотра от 14.09.2021, фотографий земельного участка, приложенных к акту проверки следует, что на данном земельном участке отсутствует введенный в эксплуатацию жилой дом, имеются только объект незавершенного строительства гараж без крыши, окон и дверей, также расположена баня, летний душ из профнастила, деревянный туалет, иная постройка хозяйственного назначения под крышей с окнами, иная постройка из железа. Узел учета электроэнергии установлен на периметре земельного участка, электроэнергия подведена к бане, иные коммунальные услуги не потребляются. Хозяйственная деятельность на земельном участке не ведется.
Таким образом, на спорном земельном участке жилые дома, пригодные для постоянного проживания, отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.
Доказательств, подтверждающих фактическое (временное или постоянное) проживание в данном доме граждан, заявителем в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления фактов производства ТКО на данном земельном участке.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что в данном конкретном случае образование на спорном земельном участке ТКО носит предположительный характер, а факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению не означает автоматически факт образования ТКО, суды пришли к верному выводу о том, что при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, недоказанности факта образования ТКО на спорном земельном участке, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 354.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества о признании незаконным предписания.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.02.2022 по делу N А71-15741/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8(1) Правила N 1156 обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
...
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что в данном конкретном случае образование на спорном земельном участке ТКО носит предположительный характер, а факт начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению не означает автоматически факт образования ТКО, суды пришли к верному выводу о том, что при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, недоказанности факта образования ТКО на спорном земельном участке, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2022 г. N Ф09-4124/22 по делу N А71-15741/2021