Екатеринбург |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А60-59577/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леопард" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2021 по делу N А60-59577/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Леопард" - Суравегин А.Е. (доверенность от 25.10.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Леопард" (далее - заявитель, общество "Леопард", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 06.10.2021 N 372/20В о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (с учетом уточнения о снижении размера административного штрафа).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Леопард" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что инспекцией в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении или возможном наступлении негативных последствий от совершенного обществом правонарушения в сфере валютного регулирования. Кроме того, общество полагает, что судами не дана правовая оценка фактам того, что общество самостоятельно устранило правонарушение еще до проведения проверки и вынесения по ее итогам постановления. Общество также указывает, что в материалы дела были представлены доказательства того, что общество включено в реестр как малое предприятие. Также заявитель указывает, что наложение штрафа в размере 1 039 724 руб. 89 коп. может поставить общество под угрозу прекращения деятельности и ликвидации рабочих мест, прекращения платежей в бюджет.
Общество просит заменить назначенный штраф на предупреждение.
В дополнении к кассационной жалобе общество указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в положения статьи 15.25 КоАП РФ суммы штрафов снижены с величины 75-100 % от суммы невозвращенной валютной выручки до величин в размере 20-40% от суммы, в связи с чем просит исчислить сумму штрафа с учетом внесенных изменений. Кроме того, заявитель указывает, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что инспекцией на основании поручения от 16.08.2021 N 661920210012004 проведена проверка в отношении общества "Леопард" по вопросу соблюдения валютного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), а именно законности осуществления валютных операций при выплате заработной платы нерезидентам в период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Инспекцией установлено, что общество "Леопард", привлекая в качестве работодателя иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 совершило 428 операций по выплате заработной платы иностранным работникам в наличной форме по платежным ведомостям в валюте РФ в общей сумме 2 772 599 руб. 72 коп., через кассу по месту нахождения организации: 623075, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Атиг, ул. Карла Маркса, 82. Среднесписочная численность работников организации составляет 23 человек. Численность иностранных работников составила 28 граждан, и 1 - имеет вид на жительство.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении заявителя протокола от 28.09.2021 N 372/20В об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и вынесения постановления от 06.10.2021 N 372/20В о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 2 079 449 руб. 79 коп.
Из материалов дела следует, что решением УФНС России по Свердловской области от 25.10.2021 N 13-06/36234, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы, постановление инспекции от 06.10.2021 N 372/20В изменено и назначено наказание в виде штрафа в размере 1 039 724 руб. 89 коп. (2 079 449 руб. 79 коп./2).
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для замены административного штрафа на предупреждение, признания совершенного правонарушения малозначительным.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для их отмены не имеется.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ под резидентами понимаются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии - с законодательством этого государства.
Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подпункт "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
К валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 7, пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального законам N 173-ФЗ, абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. К таким случаям не отнесена выплата заработной платы наличными денежными средствами.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного реализация юридическим лицом - резидентом нормы трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Федерального закона N 173-ФЗ.
Судами верно отмечено, что при существующем нормативно-правовом регулировании заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке, в свою очередь, выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы резидента - является незаконной валютной операцией.
Судами установлен и материалами дела подтверждены факты осуществления обществом валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранным гражданам не через банковский счет в уполномоченном банке, а наличной валютой Российской Федерации.
Правильно применив указанные нормы права, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность доказательств, представленных в материалы дела, установленные по делу фактические обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, выводы судов о доказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное заявителю административное наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в редакции действующей на момент назначения наказания.
Оснований для признания допущенных обществом правонарушений малозначительными судами не установлено.
Исследовав вопрос о возможности применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, суды не усмотрели совокупности необходимых для этого условий.
Из материалов дела следует, что штраф был начислен обществу в размере 75 % от суммы незаконной валютной операции по правилам части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в размере 2 079 449 руб. 79 коп. (2 772 599 руб. 72 коп. (общая сумма выплат) х 75%) в редакции, действующей на момент вынесения постановления инспекцией.
Решением УФНС России по Свердловской области от 25.10.2021 N 13-06/36234, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы, постановление инспекции от 06.10.2021 N 372/20В изменено и назначено наказание в виде штрафа в размере 1 039 724 руб. 89 коп. (2 079 449 руб. 79 коп./2).
Вместе с тем суд округа исходит из того, что 24.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ", согласно которому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах подлежат применению положения Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ, поскольку санкция части 1статьи 15.25 КоАП РФ смягчает ответственность за данное правонарушение.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление административного органа не исполнено.
Таким образом, размер штрафа по данному правонарушению должен составлять 554 519 руб. 94 коп. (2 772 599 руб. 72 коп. (общая сумма выплат) х 20% (минимальный размер как и ранее установленный 75%)).
При этом подлежат применению правила частей 2.2, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, что влечет снижение штрафа до 277 259 руб. 97 коп.
В силу положений части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ и санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ особенности назначения административного штрафа по статье 4.1.2 КоАП РФ к обществу не подлежат применению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2021 по делу N А60-59577/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леопард" - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области от 06.10.2021 N 372/20В по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Леопард" по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части суммы штрафа, превышающего 277 259 руб. 97 коп.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах подлежат применению положения Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ, поскольку санкция части 1статьи 15.25 КоАП РФ смягчает ответственность за данное правонарушение.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление административного органа не исполнено.
Таким образом, размер штрафа по данному правонарушению должен составлять 554 519 руб. 94 коп. (2 772 599 руб. 72 коп. (общая сумма выплат) х 20% (минимальный размер как и ранее установленный 75%)).
При этом подлежат применению правила частей 2.2, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, что влечет снижение штрафа до 277 259 руб. 97 коп.
В силу положений части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ и санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ особенности назначения административного штрафа по статье 4.1.2 КоАП РФ к обществу не подлежат применению."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2022 г. N Ф09-3500/22 по делу N А60-59577/2021