Екатеринбург |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А76-34999/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-34999/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - агентство) об обязании в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации следующее недвижимое имущество:
нежилое здание (гараж) общей площадью 44,6 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, д. 35а, с кадастровым номером 74:12:107024:322;
земельный участок с кадастровым номером 74:12:1107024:2, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, д. 35а;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 64,3 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, гаражно-строительный кооператив "Станкостроитель", гараж N 1022А, с кадастровым номером 74:35:0500001:29;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 89,1 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, пансионат "Сосновая горка", стоянка для легкового автотранспорта на 5 мест, с кадастровым номером 74:38:0101003:333;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 20,3 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, гаражный потребительский кооператив N 6, гаражный бокс N 818, с кадастровым номером 74:38:0133001:2203;
нежилое помещение (гараж), общей площадью 32 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, гаражный потребительский кооператив N 6, гаражный бокс N 861-А, с кадастровым номером 74:38:0133001:2204;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 31,8 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Савина, бокс 3, с кадастровым номером 74:36:0212015:48;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 116,2 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7-а, корпус 2, помещение 2, с кадастровым номером 74:41:0101007:590;
земельный участок площадью 269 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7а, корп. 2, пом. 2 (находящийся под вышеуказанным нежилым помещением), с кадастровым номером 74:41:0101007:33;
нежилое помещение (гараж) общей площадью 42,1 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Каслинский р-н, г. Касли, ул. Карла Маркса, 84, пом. 5, с кадастровым номером 74:09:1102020:68.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2021 исковые требования управления удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2022 принят отказ управления от иска к агентству в части требования об обязании принять в состав казны Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 74:12:1107024:2 площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, 35а. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-34999/2021 в части рассмотрения указанного требования отменено, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе агентство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению заявителя, обязание принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности, подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие. Также заявитель полагает, что суды пришли к необоснованному выводу о наличии у истца возможности отказаться от права оперативного управления, поскольку в силу статьи 296, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие имущества у обладателя права оперативного управления является правом, а не обязанностью собственника имущества. Управление отмечает, что сохранение имущества в оперативном управлении истца не влечет для него негативных последствий, поскольку содержание помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обращает внимание, что в связи с реализацией государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" изъятие из оперативного управления и последующее принятие в казну Российской Федерации вышеуказанных объектов недвижимого имущества не представляется возможным. Кроме того, поясняет, что в настоящее время управлением ведется работа по поиску потенциальных правообладателей спорного имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из системного толкования названных норм следует предусмотренная законом возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2021-69015393 от 08.06.2021, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/145 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание (гараж) общей площадью 44,6 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, д. 35а, с кадастровым номером 74:12:107024:322.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69018752, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/18 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 64,3 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, гаражно-строительный кооператив "Станкостроитель", гараж N 1022А, с кадастровым номером 74:35:0500001:29.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69011111, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/148 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 89,1 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, пансионат "Сосновая горка", стоянка для легкового автотранспорта на 5 мест, с кадастровым номером 74:38:0101003:333
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69013770, выписке из реестра федерального имущества от 31.10.2018 N 932/8 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж), общей площадью 20,3 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, гаражный потребительский кооператив N 6, гаражный бокс N 818, с кадастровым номером 74:38:0133001:2203.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69017148, выписке из реестра федерального имущества от 31.10.2018 N 932/7 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 32 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, гаражный потребительский кооператив N 6, гаражный бокс N 861-А, с кадастровым номером 74:38:0133001:2204.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69048712, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/20 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 31,8 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Савина, бокс 3, с кадастровым номером 74:36:0212015:48.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69013930, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/43 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 116,2 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7-а, корпус 2, помещение 2, с кадастровым номером 74:41:0101007:590.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2021 N КУВИ-002/2021-69012265, выписке из реестра федерального имущества от 01.03.2021 N 130/12 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж) общей площадью 42,1 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Каслинский р-н, г. Касли, ул. Карла Маркса, 84, пом. 5, с кадастровым номером 74:09:1102020:68.
Указанные выше объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за истцом.
Закрепление данных объектов недвижимости на праве оперативного управления за управлением произведено на основании распоряжений Территориального управления по Челябинской области от 23.08.2018 N 562-р, от 24.10.2018 N 716-р, от 24.12.1999 N 811, от 25.09.2018 N 651-р, от 17.07.2018 N 451-р, от 25.09.2018 N 652-р, от 03.07.2019 N 388-р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2017 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 269 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7а, корп. 2, пом. 2, с кадастровым номером 74:41:0101007:33.
Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области в связи с эксплуатацией нежилого помещения (гаража), общей площадью 116,2 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7-а, корпус 2, помещение 2, с кадастровым номером 74:41:0101007:590.
Аналогичная информация содержится в актуализированной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.02.2022 N 99/2022/451894280, представленной управлением в суд апелляционной инстанции.
В рамках проведения мероприятий по исключению несвойственных функций и оптимизации недвижимого имущества, в целях повышения эффективности бюджетных расходов управление обратилось в Федеральную налоговую службу с письмами от 08.06.2021 N 04-1-08/000733, от 09.06.2021 N 04-1-08/000737, от 13.09.2021 N 04-1-08/001083@ о согласовании отказа от права оперативного управления на вышеуказанное недвижимое имущество и права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
Письмами от 21.06.2021 N БС-4-10/8660@, от 23.06.2021 N БС-4-10/8786@, от 16.09.2021 N БС-4-10/13171@ Федеральная налоговая служба согласовала управлению прекращение права оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты недвижимости и земельный участок и их передачу в казну Российской Федерации.
Управление направило в адрес агентства обращение от 12.07.2021 N 04-1-09/000861 о прекращении права оперативного управления на спорные нежилые помещения и право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Письмом от 15.07.2021 N 74-ЧС-10080 агентство отказало истцу в принятии имущества в казну Российской Федерации, сославшись на отсутствие целесообразности возвращения имущества в казну Российской Федерации, и одновременно указав на то, что разрешение данного вопроса относится к компетенции Росимущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на невостребованность по назначению закрепленного на праве оперативного управления спорного недвижимого имущества и на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, на уклонение агентства от исполнения полномочий собственника по принятию указанного имущества в казну Российской Федерации, управление обратилось в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суд апелляционной инстанции установил, что распоряжением агентства от 25.09.2018 N 652-р помещение (гараж) общей площадью 116,2 кв. м, с кадастровым номером 74:41:0101007:590, был передан с баланса Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области на баланс управления. Переход права оперативного управления на указанное имущество к управлению был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пункта 1 статьи 216, пунктов 1, 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционный пришел к выводу о том, что несмотря на сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, с момента государственной регистрации за управлением права оперативного управления нежилым помещением (гаражом) общей площадью 116,2 кв. м, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, пер. Привокзальный, д. 7-а, корпус 2, помещение 2, с кадастровым номером 74:41:0101007:590, к управлению перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 269 кв. м, с кадастровым номером 74:41:0101007:33, управление уполномочено на распоряжение недвижимым имуществом и земельным участком с кадастровым номером 74:41:0101007:33, указанными в исковом заявлении.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорное имущество было закреплено за истцом на праве оперативного управления, имущество истцом не используется, приняв во внимание, что истцом доказано отсутствие необходимости в использовании имущества в соответствии с целями деятельности управления, нахождение федерального имущества во владении заявителя не обеспечивает его эффективное использование, учитывая, что Федеральная налоговая служба Российской согласовала решение истца о прекращении права оперативного управления на объекты, суды пришли к выводу о правомерности отказа истца от спорного имущества, не используемого при осуществлении его уставной деятельности и закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Учитывая, что правовых оснований для отказа в прекращении права оперативного управления на недвижимое имущество и принятии его в состав казны Российской Федерации у агентства не имелось, суды правомерно признали заявленные требования обоснованными.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции принят отказ управления от исковых требований к агентству в части требования об обязании принять в состав казны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 74:12:1107024:2 площадью 2200 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, 35а, решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-34999/2021 в части рассмотрения указанного требования отменено, производство по делу в указанной части прекращено, суд кассационной инстанции полагает возможным оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А76-34999/2021 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
...
Учитывая, что судом апелляционной инстанции принят отказ управления от исковых требований к агентству в части требования об обязании принять в состав казны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 74:12:1107024:2 площадью 2200 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, ул. Пионера, 35а, решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-34999/2021 в части рассмотрения указанного требования отменено, производство по делу в указанной части прекращено, суд кассационной инстанции полагает возможным оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2022 г. N Ф09-4465/22 по делу N А76-34999/2021