Екатеринбург |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А60-53521/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кассационной жалобы акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 по делу N А60-53521/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) - Бычин А.В. (доверенность от 12.05.2022 N 13-10/2081, диплом);
общества - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2022 N 66 АА 5995757, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к РЭК Свердловской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 07.10.2021 N 230, а также о признании недействительным предписания от 07.10.2021 N 21.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не применен абзац 2 пункта 34 Порядка установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Постановление N 614). При этом общество указывает на то, что социальная норма применяется не только при наличии в техническом паспорте дома, проектной документации информации об оснащенности электроплитами, но и при отсутствии газоснабжения. Общество отмечает, что в рассматриваемом случае степень благоустройства (с электроплитами без газоснабжения) подтверждена справкой государственного унитарного предприятия "Областной Центр недвижимости филиал "Верхнепышминское БТИ" от 05.05.2021 N 03-02-613.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, РЭК Свердловской области в период с 25.08.2021 по 06.09.2021 на основании решения о проведении внеплановой документарной проверки от 16.08.2021 N 95 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов), на основании мотивированного представления по результатам рассмотрения обращения, поступившего в РЭК Свердловской области из Прокуратуры Свердловской области.
В ходе проверки установлено, что обществом допущено нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в начислении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, не оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, платы за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению для соответствующей группы потребителей.
По результатам проверки составлены акт от 06.09.2021, протокол об административном правонарушении от 06.09.2021, вынесено постановление от 07.10.2021 N 230 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Кроме того, по результатам проведенной проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования от 07.10.2021 N 21.
Полагая, что названные постановление и предписание незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствия совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде административного штрафа для юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", подпунктом 2 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что тарифы на электрическую энергию с 2017 по 2021 гг. устанавливались постановлениями РЭК Свердловской области с применением формы, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.06.2018 N 834/18 "Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (далее - Приказ N 834/18).
Согласно приложению N 1 к приложению N 2 к Приказу N 834/18, тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от места проживания (городской или сельский населенный пункт), а также от степени благоустройства дома, то есть оборудования или не оборудования дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. Иной дифференциации на настоящий момент законодательством не предусмотрено.
В ходе проверки РЭК Свердловской области, при анализе представленных платежных документов граждан, проживающих в многоквартирном доме N 6 по ул. Парижской Коммуны г. Среднеуральска, установлено, что в период с января 2017 г. по июль 2021 г. обществом осуществлялись начисления платы некоторым гражданам за электрическую энергию за один и тот же период по тарифам, установленным для разных групп потребителей.
При этом из технического паспорта многоквартирного дома по адресу: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6 на основании информации полученной от Администрации г. Среднеуральска Свердловской области, РЭК Свердловской области выявлено отсутствие в техническом паспорте многоквартирного дома сведений об оборудовании стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
В связи с этим судами с учетом положений пункта 71 Основ ценообразования верно указано, что оплата электрической энергии с применением тарифа с понижающим коэффициентом производится населением, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а не в отдельно взятых жилых помещениях.
Суды установили, что общество в платежных документах за период с сентября 2020 г. по июль 2021 г. при расчетах с некоторыми гражданами за электрическую энергию, проживающими в многоквартирном доме по адресу: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6 (дом не оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками) неправомерно применяло одноставочные тарифы на электрическую энергию, установленные для категории потребителей "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к нему" вместо одноставочных тарифов, установленных для категории потребителей "население и приравненные к нему".
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате применения обществом тарифов на электрическую энергию, не подлежащих применению для данной группы потребителей в платежных документах (счетах) за период с сентября 2020 г. по июль 2021 г., составила 53 724 руб. 23 коп.
Факт нарушения, выразившийся в начислении платы за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению, подтвержден.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
При рассмотрении требований общества о признании недействительным предписания судами установлено, что оно вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции. Поскольку общество производило начисление гражданам, проживающим в многоквартирном доме, не оборудованном в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, плату за электрическую энергию по тарифам, не подлежащим применению для соответствующей группы потребителей, факт нарушения доказан, то оспариваемое предписание выдано при наличии законных оснований и прав общества не нарушает.
Следовательно, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы по государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 по делу N А60-53521/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбыт Плюс" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Энергосбыт Плюс" 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 38688 от 30.05.2022.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки РЭК Свердловской области, при анализе представленных платежных документов граждан, проживающих в многоквартирном доме N 6 по ул. Парижской Коммуны г. Среднеуральска, установлено, что в период с января 2017 г. по июль 2021 г. обществом осуществлялись начисления платы некоторым гражданам за электрическую энергию за один и тот же период по тарифам, установленным для разных групп потребителей.
При этом из технического паспорта многоквартирного дома по адресу: г. Среднеуральск, ул. Парижской Коммуны, д. 6 на основании информации полученной от Администрации г. Среднеуральска Свердловской области, РЭК Свердловской области выявлено отсутствие в техническом паспорте многоквартирного дома сведений об оборудовании стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
В связи с этим судами с учетом положений пункта 71 Основ ценообразования верно указано, что оплата электрической энергии с применением тарифа с понижающим коэффициентом производится населением, проживающим в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а не в отдельно взятых жилых помещениях.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2022 г. N Ф09-4042/22 по делу N А60-53521/2021