Екатеринбург |
|
01 сентября 2022 г. |
Дело N А47-6425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 по делу N А47-6425/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" (далее - заявитель, общество "УК "Советская", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 16.04.2021 N ПР-780.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Советская" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что предписание выдано Инспекцией в пределах представленных ей полномочий нарушают нормы материального права, так как законодатель не наделяет ГЖИ по Оренбургской области правом вмешиваться в договорные отношения, устанавливать соответствие договорных отношений действующему законодательству и требовать изменения договора управления многоквартирным домом.
Отзыв на кассационную жалобу ГЖИ по Оренбургской области не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в период с 22.05.2019 по 05.06.2019 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом "УК "Советская" лицензионных требований, по исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом, в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (исключение с 01.01.2019 стоимости работ по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) ТБО из размера платы за содержание жилого помещения) по адресу: г. Орск, ул. Энтузиастов, д. 4.
В ходе проверки установлено, что общество "УК "Советская" с 01.01.2019 не исключило стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) ТБО из состава платы за содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
На основании установленного, обществу выдано предписание от 05.06.2019 N ПР-1966.
В период с 15.09.2019 по 25.09.2019 Инспекцией на основании распоряжения от 03.09.2019 N 3176, проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом "УК "Советская" требований предписания от 05.06.2019 N ПР-1966.
В ходе проверки установлено, что общество частично исполнило требования предписания от 05.06.2019 N ПР-1966, а именно: исключило из установленного размера платы (12,14 руб. кв.м.) стоимость услуги "утилизация ТБО" в размере 0,52 руб. кв.м.
Поскольку обществом предписание в полном объеме не исполнено, Инспекцией выдано повторное предписание от 25.09.2019 N ПР-3176, которым обществу "УК Советская" в срок до 05.12.2019 предписано исключить из размера платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД по адресу: г. Орск, ул. Энтузиастов, д. 4 с 01.01.2019 стоимость работ по обеспечению вызова бытовых отходов (1,33 руб./кв. м), установленного условиями договора управления от 18.08.2016 N 45 и измененным в связи с исключением услуги "утилизация ТБО" (11,62 руб. за кв.м).
Не согласившись с предписанием от 25.09.2019 N ПР-3176, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.02.2020 по делу N А47-16390/2019 в удовлетворении требований общества о признании недействительным предписания от 25.09.2019 N ПР-3176 отказано. В последующем, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2020 по тому же делу, обществу отказано в удовлетворении апелляционной и кассационной жалобах, соответственно. Определением Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2021 N 309-ЭС21-501 обществу "УК "Советская" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, судами установлено, что требования Инспекции, изложенные в предписании от 03.09.2019 N 3176, являются законными.
В период с 25.03.2021 по 16.04.2021 Инспекцией на основании распоряжения от 23.03.2021 N 780, проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом "УК "Советская" требований предписания от 25.09.2019 N ПР-3176.
Поскольку обществом предписание не исполнено, Инспекцией выдано третье предписание от 16.04.2021 N ПР-780.
Обществу "УК Советская" повторно предписано в срок до 24.05.2021 исключить из размера платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД по адресу: г. Орск, ул. Энтузиастов, д. 4 с 01.01.2019 стоимость работ по обеспечению вызова бытовых отходов (1,33 руб./кв. м), установленного условиями договора управления от 18.08.2016 N 45 и измененным в связи с исключением услуги "утилизация ТБО" (11,62 руб. за кв.м). Также предписано представить в Инспекцию документы, подтверждающие устранение указанного нарушения.
Не согласившись с предписанием от 16.04.2021 N ПР-780, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного ненормативного правового акта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД: 1) в решении общего собрания собственников помещений в МКД - в случае, если управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений в МКД; 2) в договоре управления МКД - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления МКД управляющей организацией (пункт 2 Постановления N 290).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью "Природа" по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Оренбургской области, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Природа" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
Деятельность по обращению с ТКО осуществляется согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 N 682-п.
Согласно сообщению о начале деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (N 47 от 28.05.2018), размещенного на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://priroda-orenburg.ru, региональный оператор готов приступить к работе с момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждаемого Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, не позднее 01.01.2019.
С 01.01.2019 у собственников помещений в МКД возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов издан приказ от 20.12.2018 N 240-т/о "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для общества с ограниченной ответственностью "Природа" на 2019 год", согласно которому было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для общества с ограниченной ответственностью "Природа" на 2019 год с календарной разбивкой: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2730 руб. /тонна и 540 руб. 54 коп. /м 3 (без учета НДС), 3276 руб. /тонна и 648 руб. 65 коп. /м3 (с учетом НДС); с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 2 784 руб. 60 коп. /тонна и 551 руб. 35 коп. /м3 (без учета НДС), 3 341 руб. 52 коп. /тонна и 661 руб. 62 коп. /м3 (с учетом НДС).
Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Поскольку плата за вывоз твердых бытовых отходов должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения, начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО, то плата за содержание жилого помещения должна быть уменьшена на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов, определенной в структуре платы в конкретном многоквартирном доме (на 1 кв.м).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 18.08.2016 между обществом (управляющая организация по договору) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Орск, ул. Энтузиастов д.4 (собственники по договору) заключен договор управления многоквартирным домом N 45.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора, размер платы за содержание, текущий ремонт общего имущества МКД определяется общим собранием собственников помещений с учетом представления управляющей организации, а при отсутствии соответствующего решения собственников, на МКД распространяется размер платы за управление, содержание текущий ремонт общего имущества дома, утвержденный органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания МКД от 18.08.2016 (пункт 8) установлена стоимость услуг за содержание общего имущества в доме для собственников, нанимателей и иных пользователей помещений в размере 12 руб. 14 коп. за 1 кв.м в месяц.
Приложением N 2 установлен Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества МКД, в который входит, в том числе: пункт 17 "Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов - 1,33 руб." и пункт 18 "Утилизация мусора - 0,52 руб.".
В обоснование заявленных требований, обществом в материалы дела представлен Расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов от 15.07.2016: 1) Работы по очистке подвалов и чердаков, погрузке и вывозу мусора на контейнерную площадку; 2) Работы по спилу деревьев (омоложение), погрузке и вывозу образованного мусора; 3) Вывоз смета (листва, мусор с придомовой и дворовой территории после уборки дворников) с погрузкой и выгрузкой на контейнерную площадку.
Стоимость всех работ по расчету общества составила - 2 968 381 руб. Накладные расходы - 5 % -148 419 руб. Полная себестоимость - 3 116 800 руб. Рентабельность -15% - 467 520 руб. Всего: 3 584 320 руб./ 12 мес./ 224 533,8 кв.м. = 1,33 руб. с 1 кв.м. в месяц.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, суды отказали в удовлетворении заявления, исходя из того, что региональный оператор приступил к работе с 01.01.2019 и с указанной даты у собственников помещений в спорном МКД (г. Орск, ул. Энтузиастов д. 4) возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, вместе с тем утвержденный на общем собрании собственников помещений Перечень услуг и работ не содержит расшифровки пункта 17 "Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов". Кроме того, суды указали, что представленный обществом расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов от 15.07.2016 подписан только со стороны управляющей компании, в установленном законом порядке не рассмотрен и не утвержден на общем собрании собственников помещений, как плата за дополнительные услуги, в качестве приложения ни к договорам управления, ни к протоколам общего собрания не оформлен, кроме того, расчет датирован 15.07.2016, то есть ранее даты проведения общего собрания собственников помещений в спорном МКД и заключения договора управления МКД (18.08.2016).
Суды пришли к обоснованному выводу, что взимание денежных средств, произведенное обществом сверх общей платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой утвержден общим собранием собственников МКД, по сути, является незаконным удвоением стоимости спорных услуг, налагающим на собственников и нанимателей жилых помещений МКД бремя несения дополнительных расходов, не предусмотренных ни законом, ни договором управления.
Также судами установлено, что начиная с января 2019 года общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения в МКД стоимость услуг по вывозу ТКО, поскольку с указанного периода услуга по обращению с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
При этом Федеральным законом N 458-ФЗ предусмотрена обязанность управляющей организации исключить из платы за содержание жилого помещения плату за услуги по вывозу отходов без принятия решения общим собранием собственников жилья, наличие пункта 17 "Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов" в Перечне обязательных услуг и работ не порождает безусловную обязанность общества по взиманию двойной оплаты за услуги и не придает такой плате законный характер.
Кроме того, довод заявителя о том, что ГЖИ по Оренбургской области вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных ее Административным регламентом, обоснованно отклонены судами, поскольку оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суды, установив, что предписание выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, является исполнимым, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, законные интересы заявителя не нарушает, правомерно отклонили требования управляющей компании.
Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы - обществу "УК "Советская" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2021 по делу N А47-6425/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Советская" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к обоснованному выводу, что взимание денежных средств, произведенное обществом сверх общей платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой утвержден общим собранием собственников МКД, по сути, является незаконным удвоением стоимости спорных услуг, налагающим на собственников и нанимателей жилых помещений МКД бремя несения дополнительных расходов, не предусмотренных ни законом, ни договором управления.
Также судами установлено, что начиная с января 2019 года общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения в МКД стоимость услуг по вывозу ТКО, поскольку с указанного периода услуга по обращению с ТКО включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
При этом Федеральным законом N 458-ФЗ предусмотрена обязанность управляющей организации исключить из платы за содержание жилого помещения плату за услуги по вывозу отходов без принятия решения общим собранием собственников жилья, наличие пункта 17 "Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов" в Перечне обязательных услуг и работ не порождает безусловную обязанность общества по взиманию двойной оплаты за услуги и не придает такой плате законный характер."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2022 г. N Ф09-4335/22 по делу N А47-6425/2021