Екатеринбург |
|
05 сентября 2022 г. |
Дело N А71-7821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Черемных Л. Н., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - Управляющая компания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу N А71-7821/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Общество) - Сорокин А.С. (доверенность от 31.01.2020).
Общество в лице филиала "Удмуртский" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Управляющей компании о взыскании долга.
Определением суда первой инстанции от 01.04.2021 в соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в одно производство для их совместного рассмотрения объединены дела N А71-11181/2020, А71-1852/2021, А71-10228/2020, А71-12881/2020, А71-14553/2021, А71-2310/2021, А71-15966/2020 с присвоением им номера дела А71-10228/2020.
Определениями суда от 11.06.2021, от 18.06.2021 в отдельное производство выделены исковые требования о взыскании 8 213 384 руб. 77 коп. долга и 5 670 486 руб. 91 коп. долга соответственно (части 3, 4 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 21.06.2021 в одно производство для их совместного рассмотрения объединены дела N А71-7821/2021 и А71-8223/2021, с присвоением им номера дела N А71-7821/2021 (часть 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 17.09.2021 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество Торговая фирма "Индустриальная".
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции рассмотрены и на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены ходатайства истца об уточнении размера исковых требований, в результате чего цена иска составила 9 596 847 руб. 95 коп. долга (заседание от 15.02.2022).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, полагая необоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о взыскании повышающего коэффициента. По мнению ответчика, "добор" за периоды, когда допущенный к работе ОДПУ некорректно снял показания, необходимо осуществлять с учетом температуры наружного воздуха в расчетном периоде, согласно требованиям, изложенным в пункте 115 и 118 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034. По мнению Управляющей компании, судами оставлен без внимания факт поставки Обществом некачественного теплоносителя.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между сторонами заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 21.03.2016 N К2531 в редакции решения Арбитражного суда Московской области от 11.10.2017 по делу N А41-44405/2016, постановления Десятого Арбитражного суда от 20.12.2017, в пункте 1.1 которого предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Ответчик является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в договоре (Приложение N 1), коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 Договоров).
В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с момента вступления решения суда в законную силу.
В пункте 2.3.2 договора стороны согласовали, что на потребителя возложена обязанность оплачивать тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) в соответствии с разделом 4 договора.
Согласно пункту 4.5 договора оплата за тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) производится потребителем в адрес теплоснабжающей организации до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период, за вычетом объемов поставки энергоресурсов собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с Теплоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирного дома).
Объем тепловой энергии, поставляемой в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пунктом 4.4 договора (в редакции, утвержденной судом), оплата за тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) производится потребителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в срок до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Общество в период январь - декабрь 2020 г. предъявило Управляющей компании к оплате счета-фактуры на общую сумму 121 070 339 руб. 72 коп., которые последним оплачены не полностью.
По расчету истца с учетом произведенных оплат и произведенных корректировок задолженность ответчика за переданную тепловую энергию составила 9 596 847 руб. 95 коп.
Поскольку направленные истцом в адрес ответчика претензии с предложением оплатить задолженность оставлены последним без ответа и удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Управляющая компания в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, Общества, тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Таким образом, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42 (1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления N 603).
Указанным Постановлением N 603 также внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе названные Правила дополнены пунктом 25.1.
В пункте 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Кроме того, Постановлением N 603 в Правила N 354 внесен пункт 42 (2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25 (1) Правил N 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункты "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
С учетом изложенного суды верно исходили из того, что Правила N 124 и Правила N 354 указывают на обязательность расчета объема теплопотребления исходя из среднемесячного объема теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Таким образом, в случае, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода; по истечении календарного года начисленная стоимость тепловой энергии подлежит корректировке.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В связи с установлением порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, истец правомерно предъявлял ответчику за поставленную тепловую энергию плату ежемесячно равными долями в течение года.
Согласно пункту 25 (1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Согласно формуле 2 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2 (1):
Pi = Si x (NT x K) x TT,
где:
Si - общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
д
S x (V - SUM V )
i i т
P = (V + -------------------) x Т,
i i об
S
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
В пункте 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 42 (2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6 (1):
S
i
P = P x ---- - P
i k.пр S fn.i
об
где:
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета - из нормативов потребления;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме за прошедший год.
При таких обстоятельствах корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Как установлено судами, многоквартирные дома, находящиеся в обслуживании ответчика, оборудованы ОДПУ.
Таким образом, взыскиваемая задолженность подлежала корректировке и определению не исходя из 1/12 годового потребления, а на основании фактического объема потребленной Управляющей компанией тепловой энергии за указанный год, определенного по ОДПУ, и произведенных им в этот же период платежей.
Предметом исковых требований по настоящему делу является задолженность Управляющей компании перед Обществом за поставленную тепловую энергию (отопление) в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, а при отсутствии в МКД ОДПУ, исходя из утвержденного норматива потребления.
Согласно положениям Правил N 124 и Правил N 354 объем годового потребления тепловой энергии для МКД определяется исходя из норматива потребления с коэффициентом периодичности только для МКД, не оборудованных ОДПУ, при этом внесение платы предполагается равномерным в течение всего календарного года без последующей корректировки по итогам года.
В случае наличия в МКД ОДПУ подпункты в(1) и в(3) пункта 21, подпункты а) и б) пункта 25 Правил N 124 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 (1) Приложения N 1 устанавливают, что расчет объема фактического теплопотребления для определения размера корректировки по итогам года производится исключительно с применением норматива потребления для отопления, утвержденного Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике", которым определено, что количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, равно 8 месяцев (пункт 2.1). Применение указанного норматива императивно определено законодателем для определения объема фактического объема теплопотребления в течение отопительного периода.
При этом, как верно отметили суды, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" не изменяет утвержденный норматив потребления и порядок определения объема годового потребления тепловой энергии МКД, а лишь устанавливает порядок оплаты населением оказанной коммунальной услуги, являясь по своей сути одной из мер социальной поддержки.
В связи с изложенным контррасчет ответчика в отношении МКД, в которых в исковой период отсутствовали показания ОДПУ либо ОДПУ вышел из строя, произведенный, исходя из норматива потребления на отопление, без последующей корректировки, и возражения ответчика в указанной части правомерно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.
У сторон также возникли разногласия по применению повышающего коэффициента, оспариваемая им в этой части сумма составляет 309 140 руб. 03 коп.
Истец, основываясь на положениях подпункта "е" пункта 22 Правил N 124, которым установлено, что при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Ответчиком не представлены сведения о показаниях общедомовых приборов учета по следующим домам:
ул. 30 лет Победы, 15 а (период: январь 2020 года);
ул. Молодежная, 56 (период: январь, февраль, декабрь 2020 года);
ул. Союзная, 21 (период: январь, февраль 2020 года);
ул. Союзная, 7 (период: февраль 2020 года);
ул. Молодежная, 93 (период: январь - апрель, ноябрь 2020 года).
В связи с чем, Общество произвело расчет стоимости потребленной тепловой энергии на основании подпункта "е" пункта 22 Правил N 124 с учетом повышающих коэффициентов.
Согласно пояснениям сторон в указанные периоды ответчик передал истцу сведения с показаниями ОДПУ, в которых отсутствуют сведения об объеме потребленного коммунального ресурса. Общедомовые приборы учета не фиксировали объем тепловой энергии, поставленный в спорные МКД ввиду отсутствия электропитания.
Ответчик отсутствие электропитания обосновал произошедшими скачками напряжения во внутридомовых сетях. Истец же ссылается на то, что ответчик намеренно обесточивает ОДПУ.
Ответчик указывает на то, что в данном случае имеет место факт отсутствия показаний, в связи с чем применение повышающего коэффициента вследствие непредставления показаний неправомерно.
Суды верно исходили из того, что согласно положениям части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В подпункте 5 пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В пункте 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлено, что в обязанности управляющей организации входит проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Таким образом, как верно отметили суды, на ответчике лежит обязанность по проверке работоспособности ОДПУ, а не только обязанность по ежемесячному снятию показаний ОДПУ.
Правила N 124 допускают оснащение общедомовых приборов учета системами АСКУЭ, позволяющими постоянно фиксировать работоспособность приборов учета. В отсутствие системы АСКУЭ ответчик обязан периодически осуществлять поверку приборов учета в течение расчетного периода. Между тем доказательства, подтверждающие что Управляющая компания, действуя разумно и добросовестно, как того требует действующее законодательство, предпринимала все меры для проверки работоспособности ОДПУ в течение искового периода, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что в данном случае воля ответчика направлена на непредставление показаний ОДПУ, учитывающего фактический объем теплопотребления, в связи с чем применение повышающего коэффициента является правомерным (статьи 71, 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Не урегулированными также остались разногласия сторон относительно определения объема теплопотребления МКД, оборудованных ОДПУ при отсутствии показаний менее чем за 15 суток месяца (МКД N 15а по ул. 30 лет Победы, МКД N 27 по ул. Молодежная, МКД N 21 по ул. Союзная в декабре 2020 г.).
Согласно представленному контррасчету ответчика, сумма исковых требований по данному доводу подлежит уменьшению на 67 946 руб. 43 коп.
Согласно пункту 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. При этом расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, а также при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Методика N 99/пр) для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяется, в частности, приборный метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно статье 19 Федерального закона "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
Судами установлено, что в спорных МКД на границе находятся приборы учета тепловой энергии. ОДПУ допущены к работе, следовательно, соответствуют требованиям, предъявляемым к приборам учета, в связи с чем применение норматива потребления в период работы ОДПУ противоречит положениям Правил N 124 и Правил N 354.
В соответствии с представленными Обществом отчетным ведомостям наработка часов в части МКД в месяц составляет менее 360 часов.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При этом согласно подпункту "б" пункта 7 Методики N 99/пр расчетный метод коммерческого учета предназначен для применения в случаях отсутствия приборов учета, а также в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.
В силу пункта 118 Правил N 1034 при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой N 99/пр (пункт 114 Правил N 1034). Формула определения среднесуточного количества тепловой энергии с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха предусмотрена пунктом 70 Методики.
Истцом в целях определения объема фактически полученной ответчиком тепловой энергии в спорный период с учетом положений пункта 118 Постановления N 1034 объем фактически поставленных энергоресурсов с учетом неполного расчетного периода определен на основании пункта 61 Методики N 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме.
Ответчик с этим не согласен, настаивает на своей позиции, то есть на применении пункта 70 раздела УШ Методики 99/пр.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что применение истцом в своих расчетах оспариваемой ответчиком формулы не противоречит положениям Правил N 124 и Правил N 354 о том, что объем теплопотребления МКД определяется с учетом показаний ОДПУ.
Разногласия в объемах между сторонами происходит из-за применения различных методик расчетов, Управляющая компания, определяя среднесуточный расход тепловой энергии приводит ее к температуре наружного воздуха (пункт 70 Методики 99/пр).
Между тем, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что пункт 118 Правил N 1034 является по своей сути отсылочным, а сама формула определения объема теплопотребления применительно к спорной ситуации, установлена в пункте 61 Методики N 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме.
Поскольку ОДПУ в спорных МКД работали в нештатном режиме в течение определенного периода времени (до 15 суток), суды верно исходили из того, что истец правомерно руководствовался положениями раздела VII, при этом последующая "забраковка" ОДПУ не произведена. Вопреки доводам ответчика положения раздела VIII Методики N 99/пр регулирует порядок определения объема теплопотребления объекта, когда УУТЭ не работает в течение расчетного периода.
При таких обстоятельствах, расчет объемов потребления, произведенный Обществом на основании показаний работоспособных и принятых к коммерческому учету приборов учета, соответствует требованиям действующего законодательства. Обратного из материалов дела не следует, ответчиком не доказано (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Возражения ответчика относительно включения в расчет объема теплопотребления за 2020 год периода времени с 24.12.2019 по 31.12.2019, то есть 7 дней предыдущего года судами исследованы и правильно отклонены.
По мнению ответчика, судом в рамках дела N А71-5589/2020 за этот период задолженность взыскана, таким образом, расчет в настоящем деле необходимо производить с учетом календарного года, т.е. с 01.12.2020 по 31.12.2020.
В силу пункта 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Возражения по "допредъявленному объему" урегулированы сторонами в рамках дела N А71-5591/2019, в котором установлен фактический объем теплопотребления за 2019 г., судебные акты имеют преюдициальное значение для настоящего спора (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно представленным в материалы дела ведомостям учета за декабрь 2020 г, период "декабрь" установлен с 24.11.2020 по 21.12.2020, т.е. на 10 дней меньше календарного года, с учетом ведомостей за январь (период с 24.12.2019 по 23.01.2020).
При таких обстоятельствах суды верно исходили из того, что доводы ответчика о повторном взыскании объема теплопотребления за спорный период времени (с 24 по 31 декабря 2019 г.) не нашли документального подтверждения (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разногласия сторон возникли также относительно качества поставленной тепловой энергии, при рассмотрении которых суды правильно исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В пункте 16 Правил N 124 предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения в числе прочего предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В Пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В силу подпункта "д" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором.
В Правилах N 354 установлено, что к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях МКД. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 в случае обнаружения коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105). Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107).
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - +20 (+22) °C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00.00 до 05.00 часов) - не более 3°C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила N 354 устанавливают порядок изменения размера платы за отопление.
В соответствии с данным порядком (пункт 15 приложения N 1 к Правилам) за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
В силу пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354 необходимым фактором для квалификации услуги "отопление" как некачественной является температура внутри жилого помещения, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры и соответствие измерительных приборов требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).
Приложение N 1 к Правилам N 354 предусматривает следующие критерии качества коммунальной услуги по отоплению: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, обеспечение соответствующей температуры воздуха в жилых помещениях, давление во внутридомовой системе отопления.
При таких обстоятельствах Правила N 354 не относят среднесуточную температуру сетевой воды в точке поставки в качестве критерия предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, влекущего снижение размера платы за расчетный период за каждый час отклонения суммарно в течение расчетного месяца на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры.
Таким образом, показателями качества оказываемой коммунальной услуги являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе системы теплоснабжения.
Разрешая вопрос о возможности снижения платы за некачественную услугу, необходимо исходить из того, что целью приобретения ответчиком ресурса у истца является предоставление коммунальных услуг.
С учетом общего правила о том, что объем обязательств исполнителя коммунальных услуг не может быть больше объема обязательств потребителей, необходимо руководствоваться тем, что отношения сторон нельзя рассматривать в отрыве от отношений ответчика и непосредственных потребителей. Для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Кроме того, факт поставки в многоквартирные дома тепловой энергии с температурой сетевой воды, не соответствующей температурному графику, может быть подтвержден, в том числе отчетами потребления тепловой энергии и теплоносителя, паспортами готовности к отопительному сезону, справкой о температуре наружного воздуха, документами, подтверждающими факт проведения перерасчета за некачественный коммунальный ресурс, заявлениями граждан о высокой (низкой) температуре воздуха внутри жилых помещений.
Как установили суды, в доказательства подтверждения своих доводов ответчик представил только отчеты о часовых параметрах теплоснабжения за спорный период, и акты проверки параметров температуры внутри жилых помещений по ряду квартир, журнал диспетчерских заявок.
Между тем суды пришли к верному выводу о том, что представленные доказательства не являются достаточными доказательствами, подтверждающими поставку некачественного ресурса, повлекшего снижение температуры в помещениях многоквартирных домов в течение всего заявленного ответчиком периода (статьи 64, 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства суд предлагал представить ответчику заявления граждан о снижении температуры в помещениях МКД, акты замера температур в течение всего искового периода в каждом МКД. Таких доказательств ответчиком не представлено; не подтвержден документально факт обращения ответчика к истцу с требованием подачи коммунального ресурса надлежащего качества с целью обеспечения нормативной температуры в помещениях МКД.
Суды обоснованно указали, что в отличие от снижения платы за некачественную горячую воду, снижение платы при поставке на цели отопления теплоносителя с повышенной температурой (перетоп), нарушение согласованного сторонами графика (в сторону увеличения) подтверждает лишь причину перетопа. Последствия данного обстоятельства не безусловны. В зависимости от технического и иного состояния отапливаемых помещений перетоп может, как привести, так и не привести к превышению температуры воздуха внутри помещений. Поэтому, ориентируясь только на несоответствие параметров теплоносителя на отопление утвержденному графику, прийти к выводу о том, что температурный режим всех помещений был одинаково нарушен, что позволяет рассчитать стоимость снижения платы за отопление применительно ко всему объему тепловой энергии, поставленной в дом в соответствующий день, оснований не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суды верно исходили из того, что возражения ответчика по иску в указанной части не основаны на надлежащих доказательствах, опровергаются пояснениями истца,.
Возражения Управляющей компании относительно способа определения объема тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами (в части разницы высоты потолков в нежилых и жилых помещениях в МКД) между сторонами урегулированы.
Судебные расходы правильно распределены судами с учетом требований, предусмотренных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу N А71-7821/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354 необходимым фактором для квалификации услуги "отопление" как некачественной является температура внутри жилого помещения, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры и соответствие измерительных приборов требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).
Приложение N 1 к Правилам N 354 предусматривает следующие критерии качества коммунальной услуги по отоплению: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, обеспечение соответствующей температуры воздуха в жилых помещениях, давление во внутридомовой системе отопления.
При таких обстоятельствах Правила N 354 не относят среднесуточную температуру сетевой воды в точке поставки в качестве критерия предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, влекущего снижение размера платы за расчетный период за каждый час отклонения суммарно в течение расчетного месяца на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2022 г. N Ф09-5757/22 по делу N А71-7821/2021