Екатеринбург |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А07-7746/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу N А07-7746/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике об участии в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы в режиме "онлайн-заседания", однако представитель в назначенное время к режиму "онлайн-заседания" не подключился.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - заявитель, ГК РБ по конкурентной политике, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 02.03.2020 N ТО002/06/105-517/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УКС РБ) и общество с ограниченной ответственностью "СтройМонтаж" (далее - общество "СтройМонтаж", общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГК РБ по конкурентной политике просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 02.03.2020 N ТО002/06/105-517/2020.
В обоснование доводов заявитель указывает, что в связи с недобросовестным поведением участника закупки - общества "СтройМонтаж", выразившегося в не предоставлении им полного пакета документов, в действиях аукционной комиссии установлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель полагает, что перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям сформулирован пунктом 2 приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) и частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", при этом буквальное толкование указанных положений содержит исключение о том, что в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, указанный участник закупки освобожден от обязанности представления только копии акта выполненных работ, но не копии исполненного контракта (договора).
Кроме того Комитет отмечает, что ввиду того, что аукционная комиссия не располагала соответствующими документами и данными о том, что общество"СтройМонтаж" является одновременно заказчиком и застройщиком, аукционной комиссией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе принято решение об отклонении заявки указанного участника.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 03.02.2020 в Единой информационной системе размещено извещение N 0101500000320000064 о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с проведением работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 300 мест в с. Ябалаково, Илишевский район РБ".
Заказчиком закупки указано ГКУ УКС РБ. Уполномоченным органом - Государственный комитет Республики Башкортостан по мониторингу социально-экономического развития (впоследствии переименовано в ГК РБ по конкурентной политике).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 36 514 523 руб. 30 коп. Дата начала подачи заявок - 03.02.2020, дата окончания подачи заявок - 13.02.2020, дата проведения аукциона - 13.02.2020.
В соответствии с документацией об электронном аукционе, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующую информацию: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 19.02.2020, для участия в аукционе поступило 10 заявок, при этом, заявка участника - общества "СтройМонтаж" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по причине непредставления участником копии исполненного контракта (договора), подтверждающего необходимый опыт работ.
В УФАС по РБ 21.02.2020 поступила жалоба общества "СтройМонтаж" на действия аукционной комиссии по отклонению его заявки при проведении указанного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по РБ принято решение от 02.03.2020 N ТО002/06/105-517/2020, которым доводы жалобы признаны обоснованными (пункт 1 решения), в действиях аукционной комиссии установлены нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе (пункт 2 решения), аукционной комиссии решено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3 решения), материалы дела решено передать антимонопольному органу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).
На основании этого решения управлением выдано предписание от 02.03.2020 N ТО002/06/105-517/2020 об устранении выявленного нарушения.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые Комитетом решение и предписание Управления полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования оставил без удовлетворения.Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Статьей 99 Закона о контрактной системе (в редакции закона, действовавшего на момент проведения аукциона) установлены требования к контролю в сфере закупок.
В соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (субъекты контроля) (часть 2).
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль осуществляется, в том числе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Применительно к части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе соответствующие требования были установлены действовавшими в рассматриваемый период Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (действовавшего до 01.01.2022).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к указанному постановлению.
В приложении N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупки. В частности, этим приложение предусмотрено, что при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. руб., к участнику предъявляется дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполнения контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка. В подтверждение опыта работ в числе прочего предложено представить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Порядок подачи заявок на участие в аукционе урегулирован положениями статьи 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой, подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом деле предметом судебной оценки является решение УФАС по РБ, принятое по жалобе общества "СтройМонтаж" на действия аукционной комиссии, отклонившей заявку указанного общества при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с проведением работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 300 мест в с. Ябалаково, Илишевский район РБ".
Судами установлено, что антимонопольным органом действия аукционной комиссии о признании заявки общества "СтройМонтаж" не соответствующей документации об аукционе, ввиду непредставления этим участником копии исполненного контракта (договора), подтверждающего необходимый опыт работ, признаны нарушающими требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Как установлено антимонопольным органом, участником аукциона - обществом "СтройМонтаж" при аккредитации на электронной площадке были представлены следующие документы: разрешение на строительство от 18.08.2017 N 02-27-310-2017; акт приемки законченного строительством объекта (форма КС11) от 24.04.2018; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2018 N 02-27-024-2018. Указанные документы были представлены оператором электронной площадки в адрес аукционной комиссии для рассмотрения одновременно со второй частью заявки общества.
Суды из пояснений общества "СтройМонтаж" установили, что строительство объекта, информация о котором представлена в качестве подтверждения наличия опыта, осуществлялось за счет собственных средств общества, которое выступало одновременно в качестве застройщика и лица, осуществляющего строительство, в связи с чем в составе заявки на участие в аукционе и не была представлена копия исполненного договора, поскольку договор на выполнение строительных работ в таком случае не заключался, а лицо, подписавшее акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 от 24.04.2018 в графе "Объект сдал", являлось работником общества, что подтверждено приказом от 21.08.2017 N 7 и сведениями о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании установленного суды согласились с позицией УФАС по РБ о том, что обществом "СтройМонтаж" представлены все необходимые документы, надлежащим образом подтверждающие наличие у него необходимого опыта работ для участия в аукционе на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с проведением работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 300 мест в с. Ябалаково, Илишевский район РБ".
Таким образом, осуществляя проверку законности оспариваемых решения и предписания, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, обоснованно пришли к выводу, что антимонопольный орган верно установил, что действия ГК РБ по конкурентной политике по отклонению заявки третьего лица признаны нарушающими положения законодательства о контрактной системе, поскольку обществом представлены документы соответствующие перечню документации, указанному для участия в аукционе.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводами судов о неправомерности отклонения аукционной комиссией второй части заявки общества "СтройМонтаж" и законности решения и предписания антимонопольного органа.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2022 по делу N А07-7746/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
...
Судами установлено, что антимонопольным органом действия аукционной комиссии о признании заявки общества "СтройМонтаж" не соответствующей документации об аукционе, ввиду непредставления этим участником копии исполненного контракта (договора), подтверждающего необходимый опыт работ, признаны нарушающими требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф09-4908/22 по делу N А07-7746/2020