Екатеринбург |
|
16 сентября 2022 г. |
Дело N А76-1106/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соверен-Сервис" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2022 по делу N А76-1106/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному Управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2021 N 939 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие состава вмененного правонарушения, вины, а также на наличие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. При этом общество отмечает, что протокол об административном правонарушении составлен Управлением не непосредственно при обнаружении события административного правонарушения, а по результатам внеплановой выездной проверки - 15.10.2021. Обществом при составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений, но они не были приняты административным органом.
В связи с этим общество полагает, что на дату 15.10.2021 вмененные нарушения лицензионных требований отсутствовали, и общество осуществляло предпринимательскую деятельность без нарушений лицензионных требований, что исключает событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и основания для составления протокола об административном правонарушении.
Общество также указывает на то, что ему необоснованно вменено нарушение СанПиН 2.1.4.2496-09, которые утратили силу с 01.03.2021.
Кроме того, общество отмечает, что из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении невозможно установить дату выявления правонарушения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением 15.10.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества (распоряжение от 11.10.2021 N 21-4748 4676), на основании обращений от 21.09.2021 N 19158, от 23.09.2021 N 19381 по вопросу соблюдения обязательных лицензионных требований при управлении многоквартирными домами по адресу: г. Троицк, ул. Советская д. 37, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 36 (далее - МКД).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.10.2021 N 21-47484676. В отношении общества Управлением 15.10.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 21-4748 4676/939 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и 13.12.2021 принято постановление N 939 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Полагая, что указанное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) к лицензионным требованиям отнесены соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов установленных Правилами содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень N 290), Правилам N 170, ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт
На основании пункта 2 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения, проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями, контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
В силу пункта 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья, защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак. Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (п. 3.4.2 Правил N 170).
Согласно абзацу 2 пункта 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании лицензии от 24.05.2017 N 074000582 и от 13.07.2021 N 0933, а также заключенными договорами управления МКД с собственниками помещений.
В ходе проверки административным органом установлено, что в МКД по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 36 в нарушение пунктов 2, 18 Минимального перечня N 290, пункта 3.4.1, пункта 3.4.2, абзаца 1 пункта 4.1.1, абзаца 2 пункта 4.1.3 Правил N 170 в подвальном помещении дома: выявлена сырость и следы от ранее происходившего подтопления, в том числе канализационными стоками; на трубопроводах системы отопления, на отдельных участках выявлена разгерметизация (под вторым подъездом), повреждения (коррозия); часть общедомовых трубопроводов системы водоотведения находится в ненадлежащем состоянии, выявлены участки, имеющие разгерметизацию и протечки; часть подвального помещения под вторым и первым подъездами захламлена бытовым и строительным мусором; часть запорной арматуры на трубопроводах отопления находится в неисправном состоянии; выявлена течь вводной запорной арматуры на системе холодного водоснабжения.
По МКД по адресу: г. Троицк, ул. Советская, д. 37 в обращении от 21.09.2021 N 19158 указывалось на ненадлежащее предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, при этом, управляющая организация меры по устранению нарушений не принимает. Проверкой установлено, что температура теплоносителя на вводе в МКД, температура горячей воды на выходе из бойлера и в жилом помещении N 35 не соответствует установленным требованиям.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Следует отметить, что доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2022 по делу N А76-1106/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соверен-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки административным органом установлено, что в МКД по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 36 в нарушение пунктов 2, 18 Минимального перечня N 290, пункта 3.4.1, пункта 3.4.2, абзаца 1 пункта 4.1.1, абзаца 2 пункта 4.1.3 Правил N 170 в подвальном помещении дома: выявлена сырость и следы от ранее происходившего подтопления, в том числе канализационными стоками; на трубопроводах системы отопления, на отдельных участках выявлена разгерметизация (под вторым подъездом), повреждения (коррозия); часть общедомовых трубопроводов системы водоотведения находится в ненадлежащем состоянии, выявлены участки, имеющие разгерметизацию и протечки; часть подвального помещения под вторым и первым подъездами захламлена бытовым и строительным мусором; часть запорной арматуры на трубопроводах отопления находится в неисправном состоянии; выявлена течь вводной запорной арматуры на системе холодного водоснабжения.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2022 г. N Ф09-5721/22 по делу N А76-1106/2022