Екатеринбург |
|
20 сентября 2022 г. |
Дело N А07-20101/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой П.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А07-20101/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке, предусмотренном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Билалова А.Х. (доверенность от 11.11.2021);
закрытого акционерного общества "Западно-Уральский трест инженерно-строительных изысканий" - Никитин С.В. (доверенность от 10.01.2022).
Закрытое акционерное общество "Западно-Уральский трест инженерно-строительных изысканий" (далее - заявитель, общество "ЗапУралТИСИЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконными действия Управления Росреестра по исключению из Единого государственного реестра прав записи регистрации от 02.03.2005 N 02-04-01/001/2005-018 права собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на объект права: нежилое строение - пристрой к главному корпусу; количество этажей: 3; общая площадь 1538,1, кв. м; литера: А1; инвентарный номер: 352; номер объекта: 02-04-01/001/2005-18; адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7, и обязать Управление Росреестра привести запись регистрации от 02.03.2005 N 02-04-01/001/2005-018 в первоначальное состояние (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Федеральное государственной бюджетное учреждение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - учреждение "ФКП Росреестра", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 решение суда отменено, заявление общества "ЗапУралТИСИЗ" удовлетворено, судом признаны незаконными действия Управления Росреестра по исключению из Единого государственного реестра прав записи регистрации от 02.03.2005 N 02-04-01/001/2005-018 права собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на объект права: нежилое строение - пристрой к главному корпусу; количество этажей 3, общей площадью 1538,1 кв. м, литера А1, инвентарный номер 352, номер объекта 02-04-01/001/2005-18, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7. Кроме того, суд обязал Управление Росреестра привести запись регистрации от 02.03.2005 N 02-04-01/001/2005-018 в первоначальное состояние, взыскал с Управления Росреестра в пользу общества "ЗапУралТИСИЗ" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 руб.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права. Кассатор поясняет, что на основании акта государственной приемочной комиссии о приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденного постановлением мэра г. Уфы от 05.05.1992 N 88, зарегистрировано право собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на объект недвижимого имущества нежилое строение - пристрой к главному корпусу; количество этажей: 3; общая площадь 1538,1 кв. м; литера: А1; инвентарный номер: 352; номер объекта: 02-04-01/001/2005-18; адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 02.03.2005 внесена запись регистрации N 02-04-01/001/2005-18, которая актуальна и на сегодняшний день. Управление утверждает, что законность постановки на кадастровый учет заявителем не оспорена. Таким образом, с позиции подателя жалобы постановка спорного объекта осуществлена уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЗапУралТИСИЗ" просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 02.03.2005 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации N 02-04-01/001/2005-18 права собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на объект недвижимого имущества: нежилое строение - пристрой к главному корпусу; количество этажей: 3; общая площадь 1538,1 кв. м; литера: А1; инвентарный номер: 352; номер объекта:
02-04-01/001/2005-18; адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7 (далее - пристрой).
Право собственности на строение пристрой зарегистрировано за обществом "ЗапУралТИСИЗ" на основании: акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденного Постановлением мэра г. Уфы от 05.05.1992 N 88, о чем 04.03.2005 выдано свидетельство о государственной регистрации права 04АА N 001977.
Указанный объект построен на земельном участке площадью 4325 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010512:78, впоследствии предоставленном обществом "ЗапУралТИСИЗ" в собственность за плату по договору от 11.02.2011 N 57, о чем 20.04.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации N 02-04-01/054/2011-542.
Земельный участок выкупался обществом "ЗапУралТИСИЗ" у Республики Башкортостан для обслуживания, расположенного на нем объекта недвижимости и имеет разрешенное использование: занимаемый административно-производственным корпусом.
В соответствии с техническим паспортом ГУП Центра учета, и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 07.04.2017 на нежилые помещения первого, второго и третьего этажей трехэтажного нежилого пристроя к отдельно стоящему четырехэтажному с подвалом нежилому строению, и экспликации, объект недвижимого имущества с инвентарным номером 100352, состоит из литера А1, наименование и назначение объекта: пристрой к главному корпусу производственного здания, состоит из помещений: склады, навес, коридоры, лестничные клетки, тамбуры, санузлы, душевые, кабинеты, лаборатории, электрощитовые, бойлерные, вентиляционные, бытовки, служебные, диспетчерские.
Строение имеет инженерное оборудование: водоснабжение - централизованное от городских сетей, канализация - сброс в городскую сеть, отопление - от ТЭЦ, электроснабжение - централизованное, от городских сетей.
Как указал заявитель, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающих документов от 23.01.2020 и выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.01.2020 общество "ЗапУралТИСИЗ" обнаружило, что вид объекта со "здание" изменен на вид объекта "помещение", общая площадь 1538,1 кв. м, этаж N 1, этаж N 2, этаж N 3, присвоен кадастровый номер 02:55:010512:458.
При этом, как указывает общество "ЗапУралТИСИЗ", здания и помещения являются разными объектами недвижимости, а также разными объектами государственного кадастрового учета, сведения о которых вносятся в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявитель считает, что действия по внесению изменений в реестр прав Единого государственного реестра недвижимости по виду объекта недвижимости со "здания" на нежилое "помещение", постановка "помещения" на государственный кадастровый учет в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости как "помещение" с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458 произведенные государственным регистратором без волеизъявления на то собственника здания и земельного участка, привели к нарушению прав собственника.
Общество "ЗапУралТИСИЗ", являясь собственником здания и земельного участка, с заявлениями, в том числе об изменении вида объекта со "здания" на "помещение" и постановку "помещения" на государственный кадастровый учет в Росреестр, не обращалось, технических планов не представляло.
Вид объекта недвижимости, относящийся к основным сведениям об объекте недвижимости, позволяющим определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, изменен государственным регистратором со "здания" на "помещение" без волеизъявления собственника здания и земельного участка. В результате изменения вида объекта со "здания" на "помещение" и постановки "помещения" на государственный кадастровый учет в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости как "помещение" с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458, помещения расположенные в здании - пристрой к главному корпусу производственного здания литер А1 включены в главный корпус производственного здания литер А, с кадастровым номером 02:55:010512:405.
Впоследствии постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в пункт 1607 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:010512:405, расположенное по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7.
Включение нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010512:405 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, повлекло для общества "ЗапУралТИСИЗ" обязанность по уплате налога на имущество организации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Общество "ЗапУралТИСИЗ", применяя упрощенную систему налогообложения, было освобождено от уплаты налогов на имущество организации до изменения государственным регистратором вида объекта недвижимости со "здания" на нежилое "помещение", постановки "помещения" на государственный кадастровый учет в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости как "помещение" с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458, повлекшим включение помещения в здание главного корпуса производственного здания литер А, с кадастровым номером 02:55:010512:405 и впоследствии включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год.
Решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о внесении изменений в реестр прав Единого государственного реестра недвижимости по виду объекта недвижимости со "здания" на нежилое "помещение", постановка "помещения" на государственный кадастровый учет в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости как "помещение" с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458, повлекло изменение основных сведений, характеристики об объекте недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и, как следствие, нарушение прав собственника, а также включение помещений в здание Главного корпуса производственного здания литер А, с кадастровым номером 02:55:010512:405, и, как следствие, включение в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, возложило на общество "ЗапУралТИСИЗ" обязанность по уплате налога на имущество организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае технической ошибки в регистрационных записях, поскольку изменения вида объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не соответствуют понятию технической, и не повлекли исключения записей из Единого государственного реестра недвижимости, напротив, данные Единого государственного реестра недвижимости приведены в соответствие с данными ГКН.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент осуществления оспариваемых действий, далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Статьей 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Законом порядке документов.
Частью 6 статьи 20 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу абзаца 4 части 6 статьи 12 Закона N 218-ФЗ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно заноситься краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь, при этом данные берутся из кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества или иного документа, предусмотренного указанным Законом и содержащего описание объекта недвижимого имущества.
В силу положений части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" ошибками в ГКН являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, а также воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с требованиями частей 2, 3 статьи 28 названного техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в ГНК сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке.
Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрено, что внесение изменений в сведения ЕГРП в части сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется, когда такие изменения не влекут за собой существенного изменения объекта.
К таким сведениям относятся изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. Указанный в данной норме перечень сведений является открытым.
Описание же объекта недвижимости при кадастровом учете производится с целью определения его индивидуальных признаков как объекта недвижимого имущества для целей регистрации права, необходимости введения в гражданский оборот с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Сведения внесены на основании технического паспорта ГУП Республиканский центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости, составленного по состоянию на 19.12.2002. Согласно техническому паспорту объект лит. А1 является (являлся) частью здания лит. А.
Из сведений кадастра недвижимости от 20.05.2015 следует, что вышеуказанный объект, расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Р. Зорге, д. 7 поставлен на кадастровый учет на основании, в том числе технического паспорта от 19.12.2002, подготовленного ГУП Республиканский центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости, с видом объекта недвижимости - помещение, с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458, и указанием о расположении данного помещения в основном здании с кадастровым номером 02:55:010512:405.
Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время общество "ЗапУралТИСИЗ" является собственником объекта недвижимого имущества - пристрой к основному зданию, кадастровый номер 02:55:010512:458, вид объекта недвижимости - помещение; литер - А1, назначение - нежилое; адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Р. Зорге, д. 7,правообладатель - общество "ЗапУралТИСИЗ" с 02.03.2005; площадь - 1538, 1 кв. м, количество этажей - 3, ранее присвоенный условный номер - 02-04-01/001/2005-018; здание, в котором расположено помещение - 02:55:010512:405.
Материалами дела подтверждается, что здание, в котором расположено помещение - 02:55:010512:405, является собственностью Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах апелляционный суд заключил, что, являясь собственником помещения в здании, общество "ЗапУралТИСИЗ" несет обязанность по содержанию общего имущества здания, мест общего пользования и т.д.
Более того, заявитель указал, что включение помещений в здание Главного корпуса производственного здания литер А с кадастровым номером 02:55:010512:405 возложило на общество "ЗапУралТИСИЗ" обязанность по уплате налога на имущество организации.
Так, в 2005 году заявителем в регистрационной орган подано заявление о регистрации права собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на 3-этажное производственно-лабораторное здание (пристрой к зданию общества "ЗапУралТИСИЗ") полезной площадью 1538,1 кв. м.
Техническим паспортом от 20.06.2003 подтверждается, что возведенное заявителем строение является отдельно стоящим, соединено со зданием литера А коридором на уровне 3 этажа. Пристрой к главному корпусу производственного здания состоит из следующих помещений: склады, навес, коридоры, лестничные клетки, тамбуры, санузлы, душевые, кабинеты, лаборатории, электрощитовые, бойлерные, вентиляционные, бытовки, служебные, диспетчерские. Строение имеет инженерное оборудование: водоснабжение - централизованное от городских сетей, канализация - сброс в городскую сеть, отопление - от ТЭЦ, электроснабжение - централизованное, от городских сетей.
Из постановления мэра города Уфы от 05.05.1992 следует, что акт государственной комиссии приемки в эксплуатацию от 30.04.1992 утвержден в отношении 3-х этажного административного здания площадью 1297 кв. м. В акте государственной комиссии приемки в эксплуатацию от 30.04.1992 указано, что строительство осуществлялось генеральным подрядчиком СУ-7 КПД, выполнившим монтаж здания ниже и выше нуля, отделочные работы.
Согласно протоколу от 04.03.1988 N 15 по рассмотрению проекта пристроя к зданию треста "ЗапУралТИСИЗ" проектом предусматривается трехэтажное здание, которое с отметки 6,600 соединено теплым переходом с существующим корпусом.
Согласно Проекту пристроя к зданию треста "ЗапУралТИСИЗ" проектируемое здание лабораторного корпуса размещается на территории свободной от застройки, здание лабораторного корпуса соединяется с существующим зданием теплым надземным переходом, инженерно-лабораторный корпус представляет собой прямоугольное трехэтажное здание с размерами в плане 12*48, здание оборудовано двумя лестничными клетками.
Судом установлено, что перечисленные документы содержат указание, что принадлежащее заявителю строение является пристроем с литерой А1 к основному зданию с литерой А.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что принадлежащее заявителю строение является пристроем с литерой А1 к основному зданию с литерой А, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия по внесению изменений в реестр прав Единого государственного реестра недвижимости по виду объекта недвижимости с "здания" на нежилое "помещение", постановка "помещения" на государственный кадастровый учет в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости как "помещение" с присвоением кадастрового номера 02:55:010512:458, произведенные государственным регистратором без волеизъявления на то собственника здания и земельного участка, привели к нарушению прав собственника.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае соответствующее заявление от правообладателя объекта недвижимого имущества в адрес заинтересованного лица не поступало, в связи с чем апелляционный суд признал нарушением внесение изменений в ЕГРН в отношении вида объекта недвижимости без уведомления собственника данного объекта, поскольку правообладатель полагался на соответствующую регистрационную запись N 02-04-01/001/2005-18
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции (части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и счел обоснованными требования общества "ЗапУралТИСИЗ" о признании незаконными действия Управления Росреестра по исключению из Единого государственного реестра прав записи регистрации N 02-04-01/001/2005-018 от 02.03.2005 права собственности общества "ЗапУралТИСИЗ" на объект права: нежилое строение - пристрой к главному корпусу; количество этажей 3, общей площадью 1538,1 кв. м, литера А1, инвентарный номер 352, номер объекта 02-04-01/001/2005-18, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Рихарда Зорге, д. 7, и обязал Управление привести запись регистрации N 02-04-01/001/2005-018 от 02.03.2005 в первоначальное состояние.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным судом обстоятельствам, в части направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы с учетом значимых обстоятельств дела, получивших надлежащую правовую квалификацию.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А07-20101/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
...
Описание же объекта недвижимости при кадастровом учете производится с целью определения его индивидуальных признаков как объекта недвижимого имущества для целей регистрации права, необходимости введения в гражданский оборот с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2022 г. N Ф09-5340/22 по делу N А07-20101/2020